Прием на обучение в соответствии с стандартом, утвержденным данным документом, прекращается с 31 декабря 2022 года (Приказ Минпросвещения России от 11.11.2022 N 975).

Таблица 2. Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки

Таблица 2

Структура программы подготовки специалистов среднего звена

базовой подготовки

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)

В том числе часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППССЗ

2160

1440

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл

492

328

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

ОГСЭ.01. Основы философии

ОК 1, 3 - 8

ПК 3.6

уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI веков;

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших нормативных правовых актов мирового и регионального значения;

ОГСЭ.02. История

ОК 1, 3 - 11

ПК 3.6

уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

116

ОГСЭ.03. Иностранный язык

ОК 1, 4 - 6, 8, 9

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни.

232

116

ОГСЭ.04. Физическая культура

ОК 2, 8

ЕН.01

Математический и общий естественнонаучный учебный цикл

114

76

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;

использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;

применять компьютерные и телекоммуникационные средства;

знать:

основные понятия автоматизированной обработки информации;

общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;

состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;

основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности.

ЕН.01. Информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 2 - 5, 8, 9

ПК 1.8

П.00

Профессиональный учебный цикл

1554

1036

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

376

250

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

использовать возможности организма в коррекционной работе;

знать:

строение и функции органов и систем организма;

роль анализаторов;

анатомию, физиологию и патологию органов слуха и речи;

проблемы развития и типологию детей с нарушением слуха;

ОП.01. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи

ОК 3

ПК 2.2, 2.3,

3.1 - 3.4

уметь:

планировать и организовывать работу коллектива исполнителей (в рамках подразделения);

применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

принимать эффективные решения, используя систему методов управления;

учитывать особенности менеджмента (по отраслям);

знать:

сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

функции менеджмента в рыночной экономике;

организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям);

управленческий цикл (цикл менеджмента);

характеристики внешней и внутренней среды организации;

методы принятия и реализации управленческих решений;

систему методов управления;

методику принятия решений;

стили управления, виды коммуникации;

принципы делового общения в коллективе;

ОП.02. Основы менеджмента

ОК 1 - 9

ПК 1.6, 3.6

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

68

ОП.03. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 4, 6, 7, 9

ПМ.00

Профессиональные модули

1178

786

ПМ.01

Сурдоперевод словесной речи глухому и обратный перевод

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

прямого и обратного перевода со словесного языка и РЖЯ;

уметь:

использовать специфические средства общения глухих для реализации прав неслышащих граждан;

урегулировать и разрешать конфликтные ситуации;

вести профессиональную документацию;

знать:

роль и место жестовой и дактильной речи в системе коммуникативных средств лиц с нарушением слуха;

правила жестового перевода, жестовую лексику и пути ее наполнения;

основные составляющие русского языка;

нормы литературного произношения;

основы общей и специальной психологии;

документационное обеспечение управления коммуникационной деятельностью;

функции и структуру Всероссийского общества глухих;

нормативные правовые документы, связанные с коммуникационным обеспечением социальной защиты инвалидов;

права и обязанности работников, обеспечивающих социальное обслуживание глухих (слабослышащих).

МДК.01.01. Теория и практика сурдоперевода

ОК 4 - 7, 10

ПК 1.1 - 1.8

МДК.01.02. Организационно-правовое обеспечение деятельности сурдопереводчика

ПМ.02

Обучение жестовой речи лиц, нуждающихся в общении с глухими (слабослышащими)

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

отбора и адаптирования речевого материала различной сложности;

уметь:

оказывать помощь по вопросам семейного воспитания и общения (глухой ребенок в семье слышащих и слышащий ребенок в семье глухих) и обучения средствам коммуникации с глухими (слабослышащими);

обучать способам и специфике общения с лицами, имеющими нарушение слуха;

знать:

специфику учебно-воспитательного процесса для лиц, нуждающихся в общении с глухими (слабослышащими);

основы сурдопедагогики;

особенности работы с детьми, имеющими сложную патологию слуха и речи.

МДК.02.01. Основы методики обучения

ОК 2 - 4, 9

ПК 2.1 - 2.3

ПМ.03

Социальная реабилитация и адаптация лиц с патологией слуха и речи

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

оценки состояния слуха и речи, навыка чтения с губ неслышащего;

пользования звукоусиливающей аппаратурой и бытовыми сурдотехническими устройствами;

проведения занятий по слухоречевой реабилитации и адаптации к слуховому аппарату;

уметь:

организовывать и оказывать помощь в комплексной реабилитации лиц с нарушениями слуха;

оценивать степень нарушения слуха;

использовать компенсаторные возможности организма в реабилитации;

знать:

основы реабилитационной работы с лицами, имеющими нарушение слуха;

основы слухопротезирования;

специфику речевого развития лиц с нарушением слуха;

основы и принципы слухоречевой коррекционной работы;

основы медико-социальной экспертизы;

организацию психотерапевтической помощи лицами с нарушением слуха;

роль социально-культурной деятельности в формировании у лиц с нарушением слуха социально значимых, духовно-эстетических интересов и потребностей.

МДК.03.01. Социальные аспекты реабилитации лиц с проблемами слуха

ОК 6, 7, 10

ПК 3.1 - 3.6

Вариативная часть учебных циклов ППССЗ

(определяется образовательной организацией самостоятельно)

972

648

Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ

3132

2088

УП.00

Учебная практика

10 нед.

360

ОК 1 - 10

1.1 - 1.8,

2.1 - 2.3,

3.1 - 3.6

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

ПА.00

Промежуточная аттестация

4 нед.

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация

6 нед.

ГИА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

4 нед.

ГИА.02

Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.