Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращается с 31 декабря 2022 года, а по профессии 35.02.09 в условиях эксперимента - с 1 августа 2022 года (Приказ Минпросвещения России от 01.06.2022 N 388).

VI. Требования к структуре программы подготовки специалистов среднего звена

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общего гуманитарного и социально-экономического;

математического и общего естественно-научного;

профессионального;

и разделов:

учебная практика;

производственная практика (по профилю специальности);

производственная практика (преддипломная);

промежуточная аттестация;

государственная итоговая аттестация.

6.2. Обязательная часть ППССЗ по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественно-научный учебные циклы состоят из дисциплин.

Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).

6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.

6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 3

Структура программы подготовки специалистов среднего звена

базовой подготовки

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)

В том числе часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППССЗ

2808

1872

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл

594

396

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

48

ОГСЭ.01. Основы философии

ОК 1 - 9

уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших нормативных правовых и законодательных актов мирового и регионального значения;

48

ОГСЭ.02. История

ОК 1 - 9

уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

150

ОГСЭ.03. Иностранный язык

ОК 1 - 9

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни.

300

150

ОГСЭ.04. Физическая культура

ОК 2, 3, 6

ЕН.00

Математический и общий естественно-научный учебный цикл

108

72

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;

знать:

значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ;

основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;

основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики;

основы интегрального и дифференциального исчисления;

ЕН.01. Математика

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.4

ПК 2.1 - 2.7

ПК 3.1 - 3.4

ПК 4.1 - 4.4

уметь:

анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;

соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;

знать:

принципы взаимодействия живых организмов и среды их обитания;

особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

принципы и методы рационального природопользования;

методы экологического регулирования;

принципы размещения производств различного типа;

основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

природоресурсный потенциал Российской Федерации;

охраняемые природные территории.

ЕН.02. Экологические основы природопользования

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.7,

3.1 - 3.4,

4.1 - 4.4

П.00

Профессиональный учебный цикл

2106

1404

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

672

448

В результате изучения обязательной части учебного цикла по общепрофессиональным дисциплинам обучающийся должен:

уметь:

читать топографические карты;

пользоваться численным и графическим масштабами;

определять на топографических планах формы рельефа, высоты точек, уклоны линий;

ориентироваться на местности;

пользоваться геодезическими инструментами;

производить теодолитную съемку местности;

производить обработку результатов полевых измерений;

производить построение профилей и трехмерного изображения местности;

знать:

устройство геодезических инструментов;

организацию и виды геодезических работ;

ортогональный метод проектирования;

используемые в геодезии системы координат;

способы ориентирования на местности;

сущность измерения углов на местности;

типы теодолитов и их устройство;

порядок выполнения съемочных работ при горизонтальной и вертикальной теодолитных съемках;

принципы геометрического нивелирования;

способы нивелирования площадей;

разбивочные работы при строительстве канала, дамбы;

обозначение на местности границ затопления по заданной отметке;

ОП.01. Геодезия с основами черчения

ОК 1 - 9

ПК 1.1, 2.6, 3.1 - 3.4,

4.1 - 4.4

уметь:

обоснованно выбирать методы анализа;

пользоваться аппаратурой и приборами;

проводить необходимые расчеты;

выполнять качественные реакции на катионы и анионы различных аналитических групп;

определять состав бинарных соединений;

проводить качественный анализ веществ неизвестного состава;

проводить количественный анализ веществ;

знать:

теоретические основы аналитической химии;

о функциональной зависимости между свойствами и составом веществ и их систем; о возможностях ее использования в химическом анализе;

специфические особенности, возможности и ограничения, взаимосвязь различных методов анализа;

практическое применение наиболее распространенных методов анализа;

аналитическую классификацию катионов и анионов;

правила проведения химического анализа;

методы обнаружения и разделения элементов, условия их применения;

гравиметрические, титриметрические, оптические, электрохимические методы анализа;

ОП.02. Основы аналитической химии

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.7,

3.1 - 3.4

уметь:

обеспечивать асептические условия работы с биоматериалами;

проводить микробиологические исследования и давать оценку полученным результатам;

пользоваться микроскопической оптической техникой;

соблюдать правила личной гигиены и промышленной санитарии, применять необходимые методы и средства защиты;

готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;

дезинфицировать оборудование, инвентарь, помещения, транспорт и др.;

знать:

основные группы микроорганизмов, их классификацию;

значение микроорганизмов в природе, в жизни человека и животных;

микроскопические, культуральные и биохимические методы исследования;

правила отбора, доставки и хранения биоматериала;

типы питательных сред и правила работы с ними;

методы стерилизации и дезинфекции;

понятия патогенности и вирулентности;

чувствительность микроорганизмов к антибиотикам;

формы воздействия патогенных микроорганизмов на животных;

санитарно-технологические требования, в том числе к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту;

правила личной гигиены работников;

нормы гигиены труда;

классификацию моющих и дезинфицирующих средств, правила их применения, условия и сроки хранения;

правила проведения дезинфекции инвентаря и транспорта; дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений;

основные типы пищевых отравлений и инфекций, источники возможного заражения;

санитарные требования к условиям хранения сырья, полуфабрикатов и продукции;

ОП.03. Микробиология, санитария и гигиена

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.7,

3.1 - 3.4,

4.1 - 4.4

уметь:

использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;

использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в том числе специального;

применять компьютерные и телекоммуникационные средства;

знать:

основные понятия автоматизированной обработки информации;

общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;

состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;

основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;

ОП.04.

Информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.7,

3.1 - 3.4,

4.1 - 4.4

уметь:

применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;

приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

знать:

основные понятия метрологии;

задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;

формы подтверждения соответствия;

терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

ОП.05. Метрология и стандартизация

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.7,

3.1 - 3.4,

4.1 - 4.4

уметь:

использовать нормативные правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;

защищать свои права в соответствии с действующим законодательством;

знать:

основные положения Конституции Российской Федерации;

права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;

законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;

права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

ОП.06. Правовые основы профессиональной деятельности

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.7,

3.1 - 3.4,

4.1 - 4.4

уметь:

рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;

знать:

основные положения экономической теории;

принципы рыночной экономики;

современное состояние и перспективы развития отрасли;

роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

формы оплаты труда;

стили управления, виды коммуникации;

принципы делового общения в коллективе;

управленческий цикл;

особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;

формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации;

ОП.07. Основы экономики, менеджмента и маркетинга

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.7,

3.1 - 3.4,

4.1 - 4.4

уметь:

выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности;

использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности;

проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонала), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;

разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных требований охраны труда;

контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда;

вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;

знать:

системы управления охраной труда в организации;

законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;

обязанности работников в области охраны труда;

фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;

возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом);

порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников (персонала);

порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;

порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе методику оценки условий труда и травмобезопасности;

ОП.08. Охрана труда

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.7,

3.1 - 3.4,

4.1 - 4.4

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

68

ОП.09. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.7,

3.1 - 3.4,

4.1 - 4.4

ПМ.00

Профессиональные модули

1434

956

ПМ.01

Контроль качества среды обитания гидробионтов и их учет

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

метеорологических наблюдений;

проведения гидрометрических и гидрохимических измерений;

сбора, качественной и количественной обработки гидробиологических проб;

уметь:

проводить гидролого-морфологические работы на водоемах;

определять видовой состав гидробионтов (с определителями);

определять сапробность водоемов по организмам-индикаторам;

метить рыбу;

собирать ихтиологический материал на полный биологический анализ;

проводить санитарно-бактериологическое исследование почвы, воздуха и воды;

проводить вариационную обработку полученных материалов;

знать:

основные понятия и научную терминологию в области гидрологии, метеорологии, гидрохимии и гидробиологии;

правила работы с метеорологическими и гидрометрическими приборами;

физические и химические свойства воды;

морфологию и гидрометрию внутренних водоемов Российской Федерации;

теоретические основы рыбохозяйственной гидрохимии;

основные минеральные и органические вещества в воде;

газовый режим водоемов;

карбонатное равновесие;

роль биогенных элементов в водоемах;

факторы, формирующие основу продуктивности водоемов;

характеристики продуктивности внутренних водоемов Российской Федерации;

методы определения продуктивности водоемов;

методы гидробиологических исследований;

общие закономерности биологических процессов, протекающих в водоемах;

принципы адаптации водных организмов к среде обитания;

влияние абиотических факторов среды на гидробионтов;

пищевые взаимоотношения гидробионтов;

популяции типичных гидробионтов;

гидробиоценозы, гидроэкосистемы и экологические основы их рационального освоения;

видовой состав флоры (низшие и высшие водные растения) и фауны (беспозвоночные и позвоночные животные) водоемов;

внешние и внутренние признаки гидробионтов, в т.ч. рыб различных семейств;

видовой состав микрофлоры воды, почвы и воздуха;

основные показатели санитарно-гигиенической оценки почвы, воздуха, воды и гидробионтов;

требования к качеству воды рыбоводных хозяйств и рыбохозяйственных водоемов.

МДК.01.01. Основные принципы и методы мониторинга среды обитания гидробионтов и их учета

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.4

ПМ.02

Воспроизводство и выращивание рыбы и других гидробионтов

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

эксплуатации гидротехнических сооружений, средств рыболовства и рыбоводства;

выращивания посадочного материала и товарной продукции;

участия в проведении бонитировки производителей и ремонтного молодняка;

участия в получении половых продуктов гидробионтов и их инкубации;

уметь:

выбирать и обосновывать технологические схемы выращивания рыбы и других гидробионтов;

рационально использовать земельные и водные ресурсы для получения максимального количества продукции;

проводить технологические процессы воспроизводства и выращивания рыбы и других гидробионтов;

выбирать технические средства для выполнения производственных процессов;

составлять календарные графики работ;

производить расчеты плотностей посадок, потребности в удобрениях и кормах, норм кормления;

заполнять специализированную документацию;

определять основные заболевания гидробионтов и подбирать эффективные меры борьбы и профилактики;

контролировать качество выращенной продукции;

знать:

биологические основы рыбоводства;

биологию объектов разведения;

значение беспозвоночных в рыбохозяйственной практике;

основы селекционно-племенной работы;

особенности выращивания отдельных видов и пород гидробионтов;

технологии выращивания товарной рыбы в хозяйствах разного типа;

биотехнику разведения и выращивания ценных промысловых рыб на рыборазводных заводах;

биотехнику разведения рыб в нерестово-выростных хозяйствах (далее - НВХ);

биотехники воспроизводства проходных, полупроходных и туводных рыб;

устройство гидротехнических сооружений, применяемых в рыбоводстве;

оборудование рыбоводных организаций и гидротехнических сооружений (далее - ГТС);

технические средства рыболовства и рыбоводства;

способы транспортировки живой рыбы и икры;

основные заболевания культивируемых гидробионтов, меры борьбы и профилактики.

МДК.02.01. Технологии воспроизводства и выращивания рыбы и других гидробионтов

ОК 1 - 9

ПК 2.1 - 2.7

МДК.02.02. Техническое обеспечение процессов воспроизводства и выращивания рыбы и других гидробионтов

ПМ.03

Охрана водных биоресурсов и среды их обитания

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

составления паспорта водоема и рыбопромыслового участка;

отбора проб в случае гибели гидробионтов от различных видов вредного воздействия;

определения признаков незаконного промысла;

составления протокола и оформления сопутствующей документации в случае нарушения рыбоохранного законодательства;

уметь:

осуществлять контроль за водозаборами и рыбозащитными устройствами;

классифицировать признаки незаконного промысла;

находить пути решения экологических проблем в профессиональной деятельности, в т.ч. связанных с загрязнением рыбохозяйственных водоемов;

классифицировать загрязнители по лимитирующим показателям вредности;

применять нормативные и законодательные акты в случае загрязнения рыбохозяйственных водоемов и других видов вредного воздействия;

вести учет источников загрязнения;

оформлять документы по оперативному контролю за состоянием водоемов;

применять методику подсчета ущерба, наносимого рыбному хозяйству, в случае гибели рыбы и других гидробионтов;

знать:

основы рыбохозяйственного и природоохранного законодательства Российской Федерации;

правовые нормы по защите водной среды и биоресурсов;

меру ответственности за нарушение рыбохозяйственного законодательства и международных соглашений по рыболовству;

сырьевую базу рыбохозяйственных водоемов и принципы ее рационального использования;

правила рыболовства (промышленного и любительского);

права и обязанности органов рыбоохраны;

перечень основных предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов;

методы и способы очистки сточных вод;

систему стандартов и нормативов качества воды рыбохозяйственных водоемов;

ветеринарно-санитарные требования к проектированию, строительству и эксплуатации рыбоводных хозяйств;

структуру государственной ветеринарной службы в Российской Федерации, ее права и обязанности.

МДК.03.01. Основные принципы и нормы охраны гидробионтов и среды их обитания

ОК 1 - 9

ПК 3.1 - 3.4

ПМ.04

Управление работой структурного подразделения рыбоводческой организации

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

участия в планировании и анализе производственных показателей рыбоводческой организации отрасли и структурного подразделения;

участия в управлении первичным трудовым коллективом;

ведения документации установленного образца;

уметь:

рассчитывать по принятой методике основные производственные показатели рыбоводческих организаций;

планировать работу исполнителей;

инструктировать и контролировать исполнителей на всех стадиях работ;

подбирать и осуществлять мероприятия по мотивации и стимулированию персонала;

оценивать качество выполняемых работ;

знать:

основы организации рыбоводства;

структуру организации и руководимого подразделения;

характер взаимодействия с другими подразделениями;

функциональные обязанности работников и руководителей;

основные производственные показатели работы организации отрасли и его структурных подразделений;

методы планирования, контроля и оценки работ исполнителей;

виды, формы и методы мотивации персонала, в т.ч. материальное и нематериальное стимулирование работников;

методы оценивания качества выполняемых работ;

правила первичного документооборота, учета и отчетности.

МДК.04.01. Управление структурным подразделением организации

ОК 1 - 9

ПК 4.1 - 4.4

ПМ.05

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно)

1242

828

Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ

4050

2700

УП.00

Учебная практика

18 нед.

648

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.7,

3.1 - 3.4,

4.1 - 4.4

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

6 нед.

ПА.00

Промежуточная аттестация

5 нед.

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация

6 нед.

ГИА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

4 нед.

ГИА.02

Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.

Таблица 4

Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения составляет 130 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам

75 нед.

Учебная практика

18 нед.

Производственная практика (по профилю специальности)

Производственная практика (преддипломная)

6 нед.

Промежуточная аттестация

5 нед.

Государственная итоговая аттестация

6 нед.

Каникулы

20 нед.

Итого

130 нед.

Таблица 5

Структура программы подготовки специалистов среднего звена

углубленной подготовки

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)

В том числе часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППССЗ

4158

2772

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл

876

584

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

48

ОГСЭ.01. Основы философии

ОК 1 - 9

уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших нормативных правовых и законодательных актов мирового и регионального значения;

48

ОГСЭ.02. История

ОК 1 - 9

уметь:

применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

знать:

взаимосвязь общения и деятельности;

цели, функции, виды и уровни общения;

роли и ролевые ожидания в общении;

виды социальных взаимодействий;

механизмы взаимопонимания в общении;

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

этические принципы общения;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;

48

ОГСЭ.03. Психология общения

ОК 1 - 9

ПК 5.1 - 5.7

уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

220

ОГСЭ.04. Иностранный язык

ОК 1 - 9

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни.

440

220

ОГСЭ.05. Физическая культура

ОК 2, 3, 6

ЕН.00

Математический и общий естественно-научный учебный цикл

108

72

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;

знать:

значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ;

основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;

основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики;

основы интегрального и дифференциального исчисления;

ЕН.01. Математика

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.8,

3.1 - 3.4,

4.1 - 4.5,

5.1 - 5.7

уметь:

анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;

соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;

знать:

принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

принципы и методы рационального природопользования;

методы экологического регулирования;

принципы размещения производств различного типа;

основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

природоресурсный потенциал Российской Федерации;

охраняемые природные территории.

ЕН.02. Экологические основы природопользования

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.8,

3.1 - 3.4,

4.1 - 4.5,

5.1 - 5.7

П.00

Профессиональный учебный цикл

3174

2116

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

804

536

В результате изучения обязательной части учебного цикла по общепрофессиональным дисциплинам обучающийся должен:

уметь:

читать топографические карты;

пользоваться численным и графическим масштабами;

определять на топографических планах формы рельефа, высоты точек, уклоны линий;

ориентироваться на местности;

пользоваться геодезическими инструментами;

производить теодолитную съемку местности;

производить обработку результатов полевых измерений;

производить построение профилей и трехмерного изображения местности;

знать:

устройство геодезических инструментов;

организацию и виды геодезических работ;

ортогональный метод проектирования;

используемые в геодезии системы координат;

способы ориентирования на местности;

сущность измерения углов на местности;

типы теодолитов и их устройство;

порядок выполнения съемочных работ при горизонтальной и вертикальной теодолитных съемках;

принципы геометрического нивелирования;

способы нивелирования площадей;

разбивочные работы при строительстве канала, дамбы;

обозначение на местности границ затопления по заданной отметке;

ОП.01. Геодезия с основами черчения

ОК 1 - 9

ПК 1.1, 2.6, 3.1 - 3.4

уметь:

обоснованно выбирать методы анализа; пользоваться аппаратурой и приборами;

проводить необходимые расчеты;

выполнять качественные реакции на катионы и анионы различных аналитических групп;

определять состав бинарных соединений;

проводить качественный анализ веществ неизвестного состава;

проводить количественный анализ веществ;

знать:

теоретические основы аналитической химии;

о функциональной зависимости между свойствами и составом веществ и их систем; о возможностях ее использования в химическом анализе;

специфические особенности, возможности и ограничения, взаимосвязь различных методов анализа;

практическое применение наиболее распространенных методов анализа;

аналитическую классификацию катионов и анионов;

правила проведения химического анализа;

методы обнаружения и разделения элементов, условия их применения;

гравиметрические, титриметрические, оптические, электрохимические методы анализа;

ОП.02. Основы аналитической химии

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.8,

3.1 - 3.4,

4.1 - 4.5

уметь:

обеспечивать асептические условия работы с биоматериалами;

проводить микробиологические исследования и давать оценку полученным результатам;

пользоваться микроскопической оптической техникой;

соблюдать правила личной гигиены и промышленной санитарии, применять необходимые методы и средства защиты;

готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;

дезинфицировать, в том числе оборудование, инвентарь, помещения, транспорт;

знать:

основные группы микроорганизмов, их классификацию;

значение микроорганизмов в природе, в жизни человека и животных;

микроскопические, культуральные и биохимические методы исследования;

правила отбора, доставки и хранения биоматериала;

типы питательных сред и правила работы с ними;

методы стерилизации и дезинфекции;

понятия патогенности и вирулентности;

чувствительность микроорганизмов к антибиотикам;

формы воздействия патогенных микроорганизмов на животных;

санитарно-технологические требования, в том числе к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде, транспорту;

правила личной гигиены работников;

нормы гигиены труда;

классификацию моющих и дезинфицирующих средств, правила их применения, условия и сроки хранения;

правила проведения дезинфекции инвентаря и транспорта; дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений;

основные типы пищевых отравлений и инфекций, источники возможного заражения;

санитарные требования к условиям хранения сырья, полуфабрикатов и продукции;

ОП.03. Микробиология, санитария и гигиена

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.8,

3.1 - 3.4,

4.1 - 4.5,

5.1 - 5.7

уметь:

использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;

использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;

применять компьютерные и телекоммуникационные средства;

знать:

основные понятия автоматизированной обработки информации;

общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;

состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;

основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;

ОП.04. Информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.8,

3.1 - 3.4,

4.1 - 4.5,

5.1 - 5.7

уметь:

использовать нормативные правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;

защищать свои права в соответствии с действующим законодательством;

знать:

основные положения Конституции Российской Федерации;

права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;

законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;

права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

ОП.05. Правовые основы профессиональной деятельности

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.8,

3.1 - 3.4,

4.1 - 4.5,

5.1 - 5.7

уметь:

определять организационно-правовые формы организаций;

определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

находить и использовать необходимую экономическую информацию;

оформлять первичные документы, в том числе по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;

знать:

современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

основные принципы построения экономической системы организации;

общую организацию производственного и технологического процессов;

основные технико-экономические показатели деятельности организации и методики их расчета;

методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;

состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;

механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

формы оплаты труда;

ОП.06. Экономика отрасли и организации

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.8,

3.1 - 3.4,

4.1 - 4.5,

5.1 - 5.7

уметь:

определять конкурентные преимущества организации;

вносить предложения по усовершенствованию товаров и услуг, организации продаж;

составлять бизнес-план организации малого бизнеса;

знать:

характеристики организаций различных организационно-правовых форм;

порядок и способы организации продаж товаров и оказания услуг;

требования к бизнес-планам

ОП.07. Правовые основы предпринимательской деятельности

ОК 1 - 9

ПК 5.1 - 5.7

уметь:

использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;

применять требования нормативных документов к основным видам продукции, услуг и процессов;

оформлять документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

знать:

основные понятия управления качеством в соответствии с действующими национальными и международными стандартами;

сущность основных систем управления качеством;

основные принципы организации, координации и регулирования процесса управления качеством;

задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;

терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

формы подтверждения соответствия;

примеры отечественной и международной практики подтверждения качества;

ОП.08. Управление качеством

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.8,

3.1 - 3.4,

4.1 - 4.5,

5.1 - 5.7

уметь:

определять состав трудовых ресурсов организации;

планировать и организовывать работу коллектива исполнителей;

оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев и др.;

применять в профессиональной деятельности техники и приемы делового и управленческого общения;

организовывать деловое общение подчиненных;

знать:

основные подходы к управлению персоналом;

типы кадровой политики;

методы подбора кадрового состава;

методы обеспечения оптимального функционирования персонала;

характеристики внешней и внутренней среды организации;

стили управления, виды коммуникации;

принципы делового общения в коллективе;

этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;

формы обучения персонала;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;

ОП.09. Управление персоналом

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.8,

3.1 - 3.4,

4.1 - 4.5,

5.1 - 5.7

уметь:

выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие

им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности;

использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности;

проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонала), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ;

разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных требований охраны труда;

контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда;

вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;

знать:

системы управления охраной труда в организации;

законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;

обязанности работников в области охраны труда;

фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;

возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом);

порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников (персонала);

порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;

порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе методику оценки условий труда и травмобезопасности;

ОП.10. Охрана труда

ОК 1 - 9

ПК 1.1 - 1.4, 2.1 - 2.8,

3.1 - 3.4,

4.1 - 4.5,

5.1 - 5.7

Полный текст документа вы можете просмотреть в коммерческой версии КонсультантПлюс.