Решение Верховного Суда РФ от 25.06.2014 N АКПИ14-471 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 66 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 июня 2014 г. N АКПИ14-471

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.,

при секретаре К.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Х. о признании частично недействующим пункта 66 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354,

установил:

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Постановление) во исполнение части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 2011 г., N 22, и в "Российской газете", 2011 г., 1 июня.

Пункт 66 Правил предусматривает, что плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.

Х. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим данного нормативного положения в той мере, в какой оно, по его мнению, позволяет газоснабжающей организации, являющейся исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению, устанавливать отличный от определенного договором управления многоквартирным домом срок внесения платы за указанную коммунальную услугу. Ссылается на противоречие оспариваемой нормы статьям 161, 162, части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пункту 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России), уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало, что оспариваемое нормативное положение действующему законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов заявителя и иных лиц не нарушает.

Х., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Выслушав объяснения представителя Минстроя России Д., оценив оспариваемый в части нормативный правовой акт на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что требования не подлежат удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

В соответствии с частью 1 статьи 155 Кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

Оспариваемое нормативное предписание позволяет установить иной срок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги в договоре управления многоквартирным домом и в указанной части фактически воспроизводит приведенное законоположение, а потому не может рассматриваться как противоречащее закону и нарушающее права, свободы и законные интересы заявителя и иных лиц.

Согласно подпункту "б" пункта 2 Постановления Правила не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 (далее - Правила N 549).

Из содержания пункта 1 Правил N 549 следует, что они распространяются на отношения между газоснабжающей организацией и гражданами потребителями коммунальной услуги по газоснабжению, которыми в силу части 2 статьи 162 Кодекса могут являться собственники помещений в многоквартирном доме, выбравшие способ непосредственного управления многоквартирным домом.

Часть 2 статьи 161 Кодекса устанавливает, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, к которым относит непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161).

Согласно части 2 статьи 164 Кодекса договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

Пунктом 40 Правил N 549 установлено, что внесение абонентом поставщику газа платы за потребленный газ осуществляется ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, которым является календарный месяц, если договором не установлено иное.

Таким образом, данная диспозитивная норма позволяет абонентам - собственникам жилых помещений, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, и газоснабжающей организации, являющейся исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению, согласиться с условием, установленным данным пунктом о сроке внесения платы, либо предусмотреть в договоре газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах) иной срок.

Приведенное правовое регулирование не может свидетельствовать о незаконности пункта 66 Правил в оспариваемой части, поскольку этим пунктом регулируются сроки внесения платы путем их определения в договоре управления многоквартирным домом. Указанные различия правового регулирования не приводят к коллизии правовых норм и невозможности реализации предусмотренных этими нормами прав, в связи с чем не могут являться основанием для признания оспариваемой нормы недействующей и противоречащей статьям 161 и 162 Кодекса, устанавливающим общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом и договору управления многоквартирным домом, а также исключают создание обязанностей для лиц, не участвующих в обязательстве в качестве сторон, на что ссылается заявитель.

С учетом изложенного пункт 66 Правил в оспариваемой части действующему федеральному законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов заявителя и иных лиц не нарушает.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Х. о признании частично недействующим пункта 66 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Т.А.ПЕТРОВА