III. Оценка текущей ситуации и описание существующих проблем в рассматриваемой отрасли
III. Оценка текущей ситуации и описание существующих
проблем в рассматриваемой отрасли
Существующее правовое регулирование отношений в области оценки (подтверждения) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов не соответствует современному уровню развития общества и является весьма обременительным для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом пищевой продукции. Анализ практики оборота документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов позволяет выявить следующие проблемы:
высокие издержки, связанные с оборотом документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов;
низкая автоматизация процесса взаимодействия контрагентов при обороте пищевой продукции;
завышенные сроки оформления документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов;
использование подложных документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов, выпуск на рынок небезопасной пищевой продукции;
дублирование форм подтверждения (оценки) соответствия продукции установленным требованиям и полномочий органов государственного контроля (надзора) за соответствием пищевой продукции требованиям технических регламентов.
В настоящее время одной из проблем являются высокие издержки, связанные с тем, что оборот документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов осуществляется в бумажной форме, что обусловливает значительные издержки хозяйствующих субъектов, связанные с ведением необходимого документооборота (получение документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов, оформление необходимой документации при отгрузке каждой партии пищевой продукции, дробление партии продукции на подпартии, хранение документации).
В среднем издержки хозяйствующих субъектов, связанные с оборотом указанных документов, в зависимости от вида пищевой продукции достигают до 0,2 процента оборота предприятия и составляют несколько миллионов рублей в год на одно предприятие. По экспертным оценкам, ежегодные издержки, связанные с движением таких документов, при обороте продукции мукомольной промышленности составляют около 200 млн. рублей, овощей и овощной продукции - 470 млн. рублей, продукции молочной промышленности - 946 млн. рублей, продукции мясной отрасли - 1800 млн. рублей.
Так, по оценкам Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, издержки хозяйствующих субъектов, связанные с оформлением ветеринарных сопроводительных документов, необходимых для легального оборота продукции животного происхождения, для всех отраслей составляют около 9 млрд. рублей ежегодно.
Проблемой является низкая автоматизация процесса взаимодействия контрагентов при обороте пищевой продукции.
На современном этапе экономического развития в практике хозяйствующих субъектов получили широкое распространение информационные сервисы по обмену информацией о качестве, об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов, что позволяет сократить сроки взаимодействия между контрагентами и минимизировать риски возникновения ошибок в передаваемых сведениях. Вместе с тем необходимость оборота документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов в бумажной форме исключает возможность автоматизации процедур взаимодействия между хозяйствующими субъектами и органами государственной власти, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) за безопасностью пищевой продукции.
Необходимо также выделить и большие, не отвечающие реальным потребностям бизнеса сроки оформления документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов, что особенно актуально для скоропортящейся продукции.
Так, для устранения указанного недостатка в отношении продукции животного происхождения в 2010 году были сокращены сроки оформления ветеринарных сопроводительных документов до 1 рабочего дня, однако максимальный срок оформления актов карантинного фитосанитарного надзора для продукции растительного происхождения не установлен и, по оценкам хозяйствующих субъектов, составляет около 10 дней.
Для возможности реализации скоропортящейся продукции некоторые предприятия вынуждены оплачивать услуги по ускоренному оформлению документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов либо осознанно идти на реализацию продукции без необходимых документов и нести риски уплаты соответствующих штрафов.
Использование подложных документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов, выпуск на рынок небезопасной пищевой продукции также является большой проблемой.
Сегодня сведения, подтверждающие безопасность пищевой продукции, содержатся в информационных системах различных органов государственной власти, при этом в каждой из них отсутствуют сервисы, позволяющие осуществлять поиск необходимых сведений в автоматизированном режиме как хозяйствующими субъектами, так и органами государственного контроля (надзора).
Необходимость ручного поиска информации приводит к росту издержек хозяйствующих субъектов, связанных с проверкой сведений о безопасности приобретаемой пищевой продукции и появлением на рынке небезопасной пищевой продукции.
Существующая система верификации документов посредством телефонного обращения в организацию, выдавшую документ, не обеспечивает должного уровня пресечения реализации продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов.
Выявлена практика сопровождения пищевой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, документами на бумажных носителях, которые были оформлены на аналогичный вид пищевой продукции, но произведенной на другом предприятии, или на другой тип продукции, который не указан в документе об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов.
Имеет место также дублирование форм подтверждения (оценки) соответствия продукции установленным требованиям и полномочий органов государственного контроля (надзора) за соответствием пищевой продукции требованиям технических регламентов.
Несмотря на проведенную в России реформу технического регулирования, одной из задач которой являлся свод всех обязательных требований (санитарно-эпидемиологических, ветеринарных, фитосанитарных, технологических) к продукции в одном правовом акте - техническом регламенте, действующее нормативно-правовое регулирование не исключает дублирования требований к пищевой продукции, содержащихся в различных нормативных правовых актах, а также дублирования полномочий соответствующих исполнительных органов государственной власти.
Так, мясная продукция, являясь продукцией животного происхождения, подлежит оценке соответствия в форме ветеринарной сертификации даже в том случае, если прошла термическую обработку и является промышленной продукцией, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит обязательному подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия. Государственный контроль (надзор) в сфере обращения такой продукции осуществляют Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, ветеринарные службы субъектов Российской Федерации (органы надзора за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (орган федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора).
Аналогичная ситуация возникает и с дублированием форм оценки соответствия в отношении некоторых видов пищевой продукции, подлежащей государственной регистрации, когда государственная регистрация не отменяет необходимости декларирования соответствия пищевой продукции.
Органы исполнительной власти при осуществлении государственного контроля (надзора) нередко выходят за рамки своей компетенции. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет проверку наличия ветеринарных и фитосанитарных сертификатов, дублируя тем самым полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, в то же время ветеринарные службы субъектов Российской Федерации контролируют оформление деклараций о соответствии, что является полномочием Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Обеспечение безопасности пищевых продуктов является одним из важнейших направлений деятельности государства в сфере охраны здоровья граждан. Эта проблема находится в центре внимания российских ученых и органов государственной власти. К настоящему времени в стране сформирована законодательная и методическая база в области безопасности пищевых продуктов, но, как показало проведенное Министерством экономического развития Российской Федерации исследование, она противоречива и находится в состоянии постоянного изменения.
Приведение документации предприятия в соответствие с происходящими изменениями нормативно-правовой базы отражается на стоимости продукции, но не на ее безопасности.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875