Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости

ее решения программными методами

Калининградская область - единственный субъект Российской Федерации, полностью отделенный от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами.

Она располагается в регионе, издавна являвшимся сферой национальных интересов России. Здесь находится единственный принадлежащий Российской Федерации незамерзающий порт на Балтийском море. Пересекающие область транзитные коммуникации являются кратчайшим путем, связывающим Россию и страны Западной Европы. На ее территории сосредоточены крупнейшие мировые запасы янтаря (более 90 процентов мировых промышленных разработок), имеются значительные месторождения нефти, каменной соли, торфа, минеральной воды. Общероссийское значение приобретает создаваемый на побережье Балтийского моря санаторно - курортный комплекс.

В Калининградской области размещены главные силы Балтийского флота России, формирования 11-й отдельной гвардейской армии. Их роль в качестве средства военного сдерживания возрастает в условиях расширения блока НАТО.

Геополитическое положение области во многом определяет стратегические интересы России в регионе. Основными из них следует считать:

обеспечение суверенитета Российской Федерации на данной территории;

использование территории области в интересах обеспечения обороноспособности страны;

ускоренное развитие внешнеэкономических связей России с европейскими странами;

превращение области из дотационного региона в регион - донор федерального бюджета.

Вместе с тем нынешняя ситуация в Калининградской области и вокруг нее не способствует реализации указанных интересов.

Экономические трудности, присущие всей стране, усугубляются обособленным положением региона, его серьезной зависимостью от тарифной политики соседних государств в области энергетики и транспорта. Последнее время темпы падения промышленного производства были здесь в 3 раза выше общероссийских, а в целом за 1991 - 1996 годы оно сократилось более чем в 2,5 раза. Значительно уменьшился объем научно - технического потенциала области. В связи с практически полным прекращением государственного финансирования гидромелиоративных работ началось крупномасштабное заболачивание земель. Местные порты функционируют почти на половину своих мощностей, тогда как транзит российских внешнеторговых грузов в массовом порядке осуществляется через прибалтийские государства, принося им крупные валютные поступления. Потребительский рынок области в значительной степени обеспечивается импортными поставками. Фактически заморожены важнейшие проекты в сфере охраны окружающей среды, что нарушает международные обязательства России. Уровень безработицы (на конец 1996 года - 45 тыс. человек, что составляет 10,6 процента экономически активного населения) - один из самых высоких в стране. Обостряются и многие другие социальные проблемы. Область стала нуждаться в серьезной финансовой помощи из федеральных источников.

Одновременно за рубежом отмечается активизация определенных политических сил, которые предпринимают попытки поставить под сомнение статус Калининградской области как субъекта Российской Федерации. Им удалось провести ряд международных акций, направленных на вмешательство во внутренние дела Российской Федерации, в том числе через Конгресс США и Совет Европы. Эти силы спекулируют на истории региона, стремятся воспользоваться возникающим в результате социально - экономического кризиса общественным недовольством для культивирования сепаратистских настроений.

Из всего сказанного следует, что интересы России могут быть исчерпывающим образом реализованы лишь при условии стабилизации и достижения последующего роста объемов производства в области, обеспечения ее экономической и социальной безопасности.

Поскольку ситуация в стране не позволяет достаточно эффективно и быстро решить указанные задачи при помощи общепринятых финансово - экономических механизмов, было признано целесообразным прибегнуть к созданию на части территории области Особой экономической зоны. Это нашло отражение во вступивших в силу в 1996 году Федеральном законе "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и Договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области. Данные документы создают определенные возможности для смягчения кризисных явлений, в частности, они способны в известной степени компенсировать дополнительные затраты хозяйствующих субъектов, связанные с оторванностью региона от остальной территории страны, и могут служить средством улучшения здесь делового климата. В полном объеме механизм Особой экономической зоны включается в действие посредством принятия и исполнения предусмотренной указанным Федеральным законом Программы.