МНЕНИЕ
СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Н. КОКОТОВА

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 июня 2014 года N 1211-О отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А.В. Мизева на нарушение его конституционных прав пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" и пунктом 7 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", посчитав, что жалоба не подлежит рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. Не разделяя такую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, представляю нижеследующее мнение (статья 76 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Прекращение уголовного преследования сотрудника органов внутренних дел, в том числе сотрудника полиции, в связи с примирением сторон введено оспариваемым регулированием в качестве самостоятельного основания обязательного расторжения контракта с сотрудником органов внутренних дел и его увольнения со службы с 1 марта 2011 года, а по делам частного обвинения - с 1 января 2012 года. При этом расторжение контракта с сотрудником органов внутренних дел и его увольнение со службы производится независимо от того, когда в отношении него имело место прекращение уголовного преследования в связи с примирением сторон - до или после указанных дат. Последствием названного обязательного увольнения сотрудника органов внутренних дел является безусловный и бессрочный запрет для него на службу в органах внутренних дел.

Так, гражданин А.В. Мизев был уволен из органов полиции 18 октября 2013 года на том основании, что в июне 2000 года в отношении него было прекращено в связи с примирением сторон уголовное дело, возбужденное в порядке публичного обвинения по признакам преступления, предусмотренного частью первой статьи 264 УК Российской Федерации "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств", относящегося к неосторожным преступлениям небольшой тяжести. Таким образом, заявитель был уволен со службы в связи с прекращением в отношении него уголовного преследования, имевшего место за тринадцать лет до увольнения.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что многие годы после прекращения уголовного преследования заявителя факт такого прекращения не являлся основанием для увольнения сотрудника органов внутренних дел. При этом инкриминировавшееся заявителю деяние могло в установленном законом порядке, несмотря на прекращение его уголовного преследования, повлечь его увольнение со службы по иным основаниям, например, предусмотренным законодательством о дисциплинарной ответственности. Однако этого не произошло, что заставляет предположить об отсутствии названных оснований. Да и после прекращения уголовного преследования заявитель, надо полагать, не давал повода для увольнения и, кстати сказать, успешно прошел внеочередную аттестацию в соответствии с частью 3 статьи 54 Федерального закона "О полиции". Это притом что аттестационная комиссия вывод о соответствии или несоответствии аттестуемого сотрудника занимаемой должности должна была делать на основе всестороннего и объективного изучения его деловых, нравственных и личных качеств, оценки его отношения к выполнению служебных обязанностей, что предполагало и учет обстоятельств, связанных с уголовным преследованием аттестуемого сотрудника в прошлом.

Очевидно, что до вступления в силу оспариваемого регулирования заявитель, как и любой другой сотрудник органов внутренних дел, согласившийся на прекращение его уголовного преследования в связи с примирением сторон, не мог предвидеть последствий процессуальной позиции, которую он занимал во время производства по уголовному делу, для своей будущей служебной деятельности. Это обстоятельство уже само по себе требовало от Конституционного Суда Российской Федерации проверить в процедуре конституционного судопроизводства, не ставит ли оспариваемое регулирование сотрудника органов внутренних дел, уголовное преследование которого прекращено в связи с примирением сторон до вступления названного регулирования в силу, в неравное положение с сотрудниками органов внутренних дел, привлекаемыми к уголовной ответственности по делам, прекращение которых допустимо в связи с примирением сторон, после вступления оспариваемого регулирования в силу.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21 марта 2014 года N 7-П нашел оспариваемый и гражданином А.В. Мизевым пункт 7 части 3 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" противоречащим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 1) и 55 (часть 3), поскольку он ставит сотрудника органов внутренних дел, уголовное преследование которого по делу частного обвинения прекращено в связи с примирением сторон до вступления в силу оспариваемого законоположения, в неравное положение с сотрудниками органов внутренних дел, привлекаемыми к уголовной ответственности по делам, прекращение которых допустимо в связи с примирением сторон, после вступления оспариваемого законоположения в силу.

В деле по жалобе гражданина А.В. Мизева, следовательно, требовалась проверка допустимости распространения данной позиции Конституционного Суда Российской Федерации, касающейся только дел частного обвинения, на случаи прекращения в отношении сотрудников органов внутренних дел уголовного преследования по делам публичного обвинения в связи с примирением сторон. Однако такая проверка предполагала принятие жалобы заявителя к рассмотрению.

Конечно, прекращение уголовного преследования сотрудников органов внутренних дел в связи с примирением сторон по делам публичного обвинения отличается от такого прекращения по делам частного обвинения, что задано большей опасностью, с точки зрения законодателя, преступлений, уголовное преследование по которым осуществляется в порядке публичного обвинения. Но это обстоятельство вовсе однозначно не исключает допустимость распространения правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной им в Постановлении от 21 марта 2014 года N 7-П, к примеру, на случаи прекращения в отношении сотрудников органов внутренних дел уголовного преследования по делам публичного обвинения о преступлениях небольшой тяжести в связи с примирением сторон, имевшие место до вступления в силу оспариваемого регулирования (как в деле заявителя).

Конституционному Суду Российской Федерации следовало проверить, не является ли заданный оспариваемым регулированием бессрочный и безусловный запрет на службу в органах внутренних дел сотрудников, в отношении которых уголовное преследование по делам публичного обвинения о преступлениях небольшой тяжести прекращено до вступления в силу оспариваемого регулирования, чрезмерным ограничением конституционных прав сотрудников органов внутренних дел, нарушающим баланс конституционных ценностей справедливости, общественной и государственной безопасности, стабильности, доверия граждан к действиям и решениям государства, приоритета прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, оспоренные А.В. Мизевым законоположения, примененные судами в его деле, вызывают сомнение в их конституционности, затрагивают конституционные права заявителя; поэтому жалоба А.В. Мизева отвечает критерию допустимости (статья 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Отсутствуют и другие основания для отказа в принятии обращения к рассмотрению, в связи с чем жалобу заявителя следовало принять к рассмотрению (статьи 42 и 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").