Решение Верховного Суда РФ от 20.06.2014 N АКПИ14-524 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующими пункта 1.2 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утв. Приказом Минсельхоза РФ от 16.11.2006 N 422>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 июня 2014 г. N АКПИ14-524

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Статус" о признании частично недействующим пункта 1.2 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. N 422.

установил:

приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. N 422 утверждены Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, которые действуют в редакции приказа Минсельхоза России от 19 марта 2010 г. N 84 (далее - Правила).

Нормативный правовой акт зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 ноября 2006 г., регистрационный номер 8524, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 52, 25 декабря 2006 г.

Согласно пункту 1.2 Правил ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок, подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.

Общество с ограниченной ответственностью "Статус" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим пункта 1.2 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют постановлению Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1009 "О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля" и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. ООО "Статус" занимается реализацией, перевозкой и хранением продуктов питания, в том числе продукции животного происхождения, подвергнутой промышленной или тепловой обработке, в связи с чем оно обязано заказывать и оплачивать ветеринарные сопроводительные документы.

В суде представитель ООО "Статус" К. поддержала заявленные требования.

Представители Министерства сельского хозяйства Российской Федерации М., С., Б., Р.Ю., Р.Е. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав юридических лиц на осуществление предпринимательской деятельности.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Ч. поддержал заявленные требования.

Выслушав объяснения представителей ООО "Статус" К., Минсельхоза России М., С., Б., Р.Ю., Р.Е., Минюста России Ч., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" ветеринарное законодательство регулирует отношения в области ветеринарии и состоит из названного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Минсельхоз России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию, вправе издавать правила в области ветеринарии (пункт 5.2.9 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450). Такое право Минсельхоз России имел и на момент издания Правил в соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 г. N 164.

Правила устанавливают порядок организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов и являются обязательными для исполнения должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, юридическими лицами любой организационно-правовой формы и гражданами, занятыми содержанием, ловлей, добычей животных, а также производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок.

Как следует из содержания пункта 1.2 Правил, ветеринарные сопроводительные документы характеризуют территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяют идентифицировать груз. Они выдаются на все виды продукции животного происхождения, которые подлежат заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.

Данные положения нормативного правового акта соответствуют Закону Российской Федерации "О ветеринарии" и международным договорам.

Определяя общие требования по предупреждению и ликвидации болезней животных и обеспечению безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства, Закон Российской Федерации "О ветеринарии", устанавливает, что продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории, а предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований (статья 15).

Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 93-ФЗ ратифицировано Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам, подписанное в Санкт-Петербурге 11 декабря 2009 г. Действие Соглашения распространяется на подконтрольные ветеринарному контролю (надзору) товары (продукцию), включая товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (статья 2).

Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 утверждены Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), Положение о ветеринарном контроле (надзоре), Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), Единые формы ветеринарных сертификатов.

В соответствии с Единым перечнем товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), продовольственное сырье животного происхождения (вне зависимости от того, подвергнуто оно или нет промышленной или тепловой обработке) отнесено к продукции, поднадзорной государственным ветеринарным службам стран - участников Таможенного союза.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливая административную ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства (статья 10.8), в примечании к данной статье определяет, что под продуктами животноводства в частях 1 и 2 данной статьи следует понимать товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза.

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в статье 17 предусматривает, что продовольственное сырье животного происхождения допускается для изготовления пищевых продуктов только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и получения изготовителем заключения, выданного органами, уполномоченными на осуществление государственного ветеринарного надзора, и удостоверяющего соответствие продовольственного сырья животного происхождения требованиям ветеринарных правил и норм.

Доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта постановлению Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1009 "О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля" являются несостоятельными.

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1009 издано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" и распределяет функции по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля между Минздравом России, Роспотребнадзором и Минсельхозом России, Россельхознадзором. Объекты ветеринарного контроля (надзора) установлены Законом. Порядка организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов данный нормативный правовой акт не изменяет.

Вопросы ветеринарно-санитарной экспертизы переработанной продукции животноводства положения пункта 1.2 Правил не регламентируют. Следовательно, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований ссылки заявителя на статью 30 Решения Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", в соответствии с которой переработанная пищевая продукция животного происхождения не подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление общества с ограниченной ответственностью "Статус" о признании частично недействующим пункта 1.2 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. N 422, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ