Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

IV. Особенности рассмотрения заявлений о государственной регистрации отдельных видов (категорий) общественных объединений

IV. Особенности рассмотрения заявлений

о государственной регистрации отдельных видов

(категорий) общественных объединений

25. Общероссийские общественные объединения осуществляют свою деятельность на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеют там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Осуществление общественным объединением деятельности на территориях более половины субъектов Российской Федерации и наличие в них своих структурных подразделений подтверждается протоколами съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений.

Общероссийские общественные объединения могут использовать в своих названиях наименования "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа.

26. Международным общественным объединением признается общественное объединение, образованное в Российской Федерации, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение - организация, отделение или филиал и представительство.

Российские общественные объединения могут создавать свои организации, отделения или филиалы и представительства в иностранных государствах на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации и законодательства этих государств.

Документы, подтверждающие создание и деятельность в иностранных государствах структурных подразделений российских общественных объединений, представляются для ознакомления в Министерство юстиции Российской Федерации на государственном (официальном) языке страны нахождения (регистрации) указанной организации совместно с их переводом на русский язык, заверенные в установленном порядке.

Официальные документы и акты, исходящие от организаций и учреждений иностранных государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции 1961 года, если иное не установлено действующими договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению Министерством юстиции при наличии консульской легализации, которую совершают консульские учреждения Российской Федерации за границей и Консульское управление Министерства иностранных дел Российской Федерации в порядке, установленном Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Консульская легализация заключается в установлении и засвидетельствовании подлинности подписей на документах и актах и соответствия их законам государства пребывания. Консульская легализация подтверждает правомочность документов и актов в международном общении.

Официальные документы и акты, исходящие от организаций и учреждений иностранных государств - участников Гаагской конвенции 1961 года, если иное не предусмотрено договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются Министерством юстиции Российской Федерации к рассмотрению при осуществлении государственной регистрации общественных объединений без консульской легализации документов. В соответствии с Конвенцией на официальных документах, исходящих от организаций иностранных государств, проставляется специальный штамп "apostille" (свидетельство), который удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором действовало лицо, подписавшее документ, и подлинность печати или штемпеля, которым снабжен этот документ.

Официальные документы, исходящие из стран СНГ, принимаются в Министерстве юстиции Российской Федерации к рассмотрению без какого-либо специального удостоверения, если такие документы изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределам их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью. (Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, 1993 г.)

В соответствии с общепризнанными нормами международного права доказательством приобретения правосубъектности и правоспособности международных неправительственных организаций является представление устава либо других учредительных актов. Такие акты сопровождаются документами, свидетельствующими об административном разрешении, регистрации или любой другой форме публичного признания в государстве, предоставившем правосубъектность и правоспособность. В государстве, где процедура публичной регистрации не существует, учредительный акт неправительственной организации должным образом заверяется компетентным органом власти. (Европейская Конвенция о признании правосубъектности международных неправительственных организаций, 1986 г.)

Созданное на территории Российской Федерации международное общественное объединение считается созданным как юридическое лицо с момента государственной регистрации, а структурные подразделения российских общественных объединений в иностранных государствах считаются созданными с момента регистрации этих структурных подразделений в соответствии с законодательством тех государств, где они созданы, или любой другой формы публичного признания в государстве, предоставившем правосубъектность и правоспособность.

27. Рассмотрение заявлений о государственной регистрации организаций и отделений, являющихся структурными подразделениями созданных на территории зарубежных государств иностранных и международных общественных объединений (некоммерческих неправительственных объединений), осуществляется в порядке, установленном для международных общественных объединений, созданных на территории Российской Федерации.

28. Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет государственную регистрацию:

общероссийских профсоюзов (добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально - трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территории более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности);

общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов - добровольное объединение общероссийских профессиональных союзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации.

Государственная регистрация профсоюзов осуществляется в уведомительном порядке. Профсоюз, направляя в орган юстиции копии учредительных документов с просьбой осуществить его государственную регистрацию, уведомляет таким образом регистрирующий орган о фактах создания профсоюза для приобретения статуса юридического лица.

Министерство юстиции Российской Федерации не вправе отказывать профсоюзам в регистрации и контролировать их деятельность.

Общероссийские профсоюзы, их объединения (ассоциации) в течение месяца со дня их образования направляют в Министерство юстиции Российской Федерации заверенные копии своих уставов, решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), об утверждении свои уставов, перечней участников - соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).

Копии названных документов могут быть заверены подписью руководителя профсоюзного органа и печатью этого органа или организации, предприятия, учреждения, где действует профсоюз, либо в нотариальном порядке.

Профсоюзы освобождаются от уплаты регистрационного сбора за государственную регистрацию в органах юстиции.

Правоспособность профсоюза как юридического лица возникает с момента его государственной (уведомительной) регистрации.

Указанная регистрация является основанием для включения профсоюзов в единый государственный реестр юридических лиц.

Регистрирующий орган обязан в месячный срок рассмотреть заявление профсоюза о его регистрации и выдать свидетельство о его государственной регистрации.

Государственная (уведомительная) регистрация изменений и дополнений в уставах (положениях) профсоюзов осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация самих профсоюзов. Изменения и дополнения в уставах (положениях) профсоюзов приобретают юридическую силу с момента их государственной (уведомительной) регистрации.

Месячный срок для направления документов в регистрирующий орган распространяется только на вновь образованные профсоюзы.

Министерство юстиции Российской Федерации не вправе отказать в государственной регистрации профсоюза. Однако при обнаружении несоответствия учредительных документов профсоюза требованиям закона Министерство юстиции Российской Федерации доводит об этом до сведения постоянно действующего руководящего органа профсоюза и рекомендует ему устранить выявленные нарушения, а в необходимых случаях информирует об этом органы прокуратуры.

29. Национально - культурная автономия является отдельным видом общественных объединений.

Государственная регистрация национально - культурной автономии осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.

Министерством юстиции Российской Федерации осуществляется государственная регистрация федеральной национально - культурной автономии.

Для государственной регистрации национально - культурной автономии, кроме документов, перечисленных в п. 4 настоящих Правил, должны быть представлены документы, подтверждающие, что не менее чем за три месяца до проведения учредительного собрания (конференции, съезда) в средствах массовой информации или иными способами были сделаны сообщения о предстоящем учреждении национально - культурной автономии.

Сведения о государственной регистрации национально - культурной автономии Министерством юстиции Российской Федерации в десятидневный срок направляются в Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям для включения в реестр национально - культурных автономий.

30. Общественные объединения независимо от их организационно - правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Союзы (ассоциации) общественных объединений не являются самостоятельной организационно - правовой формой общественных объединений.

Государственная регистрация союзов (ассоциаций) общественных объединений осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений.

Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет государственную регистрацию союзов (ассоциаций) общественных объединений, деятельность которых осуществляется на территориях более половины субъектов Российской Федерации, где имеются их структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.