IV. Особенности рассмотрения заявлений о государственной регистрации отдельных видов (категорий) общественных объединений
IV. Особенности рассмотрения заявлений
о государственной регистрации отдельных видов
(категорий) общественных объединений
25. Общероссийские общественные объединения осуществляют свою деятельность на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеют там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
Осуществление общественным объединением деятельности на территориях более половины субъектов Российской Федерации и наличие в них своих структурных подразделений подтверждается протоколами съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений.
Общероссийские общественные объединения могут использовать в своих названиях наименования "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа.
26. Международным общественным объединением признается общественное объединение, образованное в Российской Федерации, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение - организация, отделение или филиал и представительство.
Российские общественные объединения могут создавать свои организации, отделения или филиалы и представительства в иностранных государствах на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации и законодательства этих государств.
Документы, подтверждающие создание и деятельность в иностранных государствах структурных подразделений российских общественных объединений, представляются для ознакомления в Министерство юстиции Российской Федерации на государственном (официальном) языке страны нахождения (регистрации) указанной организации совместно с их переводом на русский язык, заверенные в установленном порядке.
Официальные документы и акты, исходящие от организаций и учреждений иностранных государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции 1961 года, если иное не установлено действующими договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению Министерством юстиции при наличии консульской легализации, которую совершают консульские учреждения Российской Федерации за границей и Консульское управление Министерства иностранных дел Российской Федерации в порядке, установленном Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Консульская легализация заключается в установлении и засвидетельствовании подлинности подписей на документах и актах и соответствия их законам государства пребывания. Консульская легализация подтверждает правомочность документов и актов в международном общении.
Официальные документы и акты, исходящие от организаций и учреждений иностранных государств - участников Гаагской конвенции 1961 года, если иное не предусмотрено договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются Министерством юстиции Российской Федерации к рассмотрению при осуществлении государственной регистрации общественных объединений без консульской легализации документов. В соответствии с Конвенцией на официальных документах, исходящих от организаций иностранных государств, проставляется специальный штамп "apostille" (свидетельство), который удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором действовало лицо, подписавшее документ, и подлинность печати или штемпеля, которым снабжен этот документ.
Официальные документы, исходящие из стран СНГ, принимаются в Министерстве юстиции Российской Федерации к рассмотрению без какого-либо специального удостоверения, если такие документы изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределам их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью. (Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, 1993 г.)
В соответствии с общепризнанными нормами международного права доказательством приобретения правосубъектности и правоспособности международных неправительственных организаций является представление устава либо других учредительных актов. Такие акты сопровождаются документами, свидетельствующими об административном разрешении, регистрации или любой другой форме публичного признания в государстве, предоставившем правосубъектность и правоспособность. В государстве, где процедура публичной регистрации не существует, учредительный акт неправительственной организации должным образом заверяется компетентным органом власти. (Европейская Конвенция о признании правосубъектности международных неправительственных организаций, 1986 г.)
Созданное на территории Российской Федерации международное общественное объединение считается созданным как юридическое лицо с момента государственной регистрации, а структурные подразделения российских общественных объединений в иностранных государствах считаются созданными с момента регистрации этих структурных подразделений в соответствии с законодательством тех государств, где они созданы, или любой другой формы публичного признания в государстве, предоставившем правосубъектность и правоспособность.
27. Рассмотрение заявлений о государственной регистрации организаций и отделений, являющихся структурными подразделениями созданных на территории зарубежных государств иностранных и международных общественных объединений (некоммерческих неправительственных объединений), осуществляется в порядке, установленном для международных общественных объединений, созданных на территории Российской Федерации.
28. Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет государственную регистрацию:
общероссийских профсоюзов (добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально - трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территории более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности);
общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов - добровольное объединение общероссийских профессиональных союзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации.
Государственная регистрация профсоюзов осуществляется в уведомительном порядке. Профсоюз, направляя в орган юстиции копии учредительных документов с просьбой осуществить его государственную регистрацию, уведомляет таким образом регистрирующий орган о фактах создания профсоюза для приобретения статуса юридического лица.
Министерство юстиции Российской Федерации не вправе отказывать профсоюзам в регистрации и контролировать их деятельность.
Общероссийские профсоюзы, их объединения (ассоциации) в течение месяца со дня их образования направляют в Министерство юстиции Российской Федерации заверенные копии своих уставов, решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), об утверждении свои уставов, перечней участников - соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).
Копии названных документов могут быть заверены подписью руководителя профсоюзного органа и печатью этого органа или организации, предприятия, учреждения, где действует профсоюз, либо в нотариальном порядке.
Профсоюзы освобождаются от уплаты регистрационного сбора за государственную регистрацию в органах юстиции.
Правоспособность профсоюза как юридического лица возникает с момента его государственной (уведомительной) регистрации.
Указанная регистрация является основанием для включения профсоюзов в единый государственный реестр юридических лиц.
Регистрирующий орган обязан в месячный срок рассмотреть заявление профсоюза о его регистрации и выдать свидетельство о его государственной регистрации.
Государственная (уведомительная) регистрация изменений и дополнений в уставах (положениях) профсоюзов осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация самих профсоюзов. Изменения и дополнения в уставах (положениях) профсоюзов приобретают юридическую силу с момента их государственной (уведомительной) регистрации.
Месячный срок для направления документов в регистрирующий орган распространяется только на вновь образованные профсоюзы.
Министерство юстиции Российской Федерации не вправе отказать в государственной регистрации профсоюза. Однако при обнаружении несоответствия учредительных документов профсоюза требованиям закона Министерство юстиции Российской Федерации доводит об этом до сведения постоянно действующего руководящего органа профсоюза и рекомендует ему устранить выявленные нарушения, а в необходимых случаях информирует об этом органы прокуратуры.
29. Национально - культурная автономия является отдельным видом общественных объединений.
Государственная регистрация национально - культурной автономии осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.
Министерством юстиции Российской Федерации осуществляется государственная регистрация федеральной национально - культурной автономии.
Для государственной регистрации национально - культурной автономии, кроме документов, перечисленных в п. 4 настоящих Правил, должны быть представлены документы, подтверждающие, что не менее чем за три месяца до проведения учредительного собрания (конференции, съезда) в средствах массовой информации или иными способами были сделаны сообщения о предстоящем учреждении национально - культурной автономии.
Сведения о государственной регистрации национально - культурной автономии Министерством юстиции Российской Федерации в десятидневный срок направляются в Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям для включения в реестр национально - культурных автономий.
30. Общественные объединения независимо от их организационно - правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Союзы (ассоциации) общественных объединений не являются самостоятельной организационно - правовой формой общественных объединений.
Государственная регистрация союзов (ассоциаций) общественных объединений осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений.
Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.
Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет государственную регистрацию союзов (ассоциаций) общественных объединений, деятельность которых осуществляется на территориях более половины субъектов Российской Федерации, где имеются их структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875