Утвержден

приказом Генерального прокурора

Российской Федерации

от 21.04.2014 N 222

ПОРЯДОК
СОГЛАСОВАНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ
ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 09.08.2024 N 568)

Настоящим порядком определяется процедура согласования в органах прокуратуры органами государственного контроля (надзора) внеплановых проверок органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, а также направления в органы государственного контроля (надзора) требования прокурора о проведении внеплановой проверки органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

1. Согласование проведения органами государственного контроля (надзора) внеплановых проверок осуществляется прокурорами субъектов Российской Федерации, приравненными к ним специализированными прокурорами (их заместителями) в пределах поднадзорной территории и (или) компетенции соответствующей прокуратуры.

(п. 1 в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 09.08.2024 N 568)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Основанием для проведения внеплановой проверки, подлежащей согласованию в органах прокуратуры, является поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений граждан, юридических лиц, а также информации от государственных органов, содержащей сведения о нарушениях законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о таких фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 09.08.2024 N 568)

(см. текст в предыдущей редакции)

Предметом внеплановой проверки является исполнение органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также соответствие муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.

3. По результатам рассмотрения решения о проведении внеплановой проверки и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему специализированным прокурором (их заместителями) принимается решение о согласовании проведения внеплановой проверки или об отказе в согласовании ее проведения (приложения N 1 и 2 к настоящему порядку).

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 09.08.2024 N 568)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой проверки являются:

1) отсутствие оснований для проведения внеплановой проверки, предусмотренных ч. 2.6 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

2) проведение внеплановой проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

3) несоответствие предмета внеплановой проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора);

4) проведение проверки соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного и того же органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления несколькими органами государственного контроля (надзора).

5. Решение уполномоченных должностных лиц органов прокуратуры о согласовании проведения внеплановой проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган государственного контроля (надзора).

Второй экземпляр решения остается в прокуратуре и хранится в отдельном надзорном производстве с представленными органами государственного контроля (надзора) документами.

6. При решении вопроса о необходимости направления требования о проведении внеплановой проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям учитывается необходимость и обоснованность проведения мероприятий по контролю.

В каждом конкретном случае прокурорам, вынесшим требование, следует контролировать поступление информации о результатах проверки, а также оценивать достаточность и обоснованность принятых органом государственного контроля (надзора) мер.

В целях недопущения повторного осуществления мероприятий по контролю в отношении одного и того же органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления прокурорами учитываются ранее проведенные плановые и внеплановые проверки.

Требования о проведении внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления направляются в следующем порядке:

заместителями Генерального прокурора Российской Федерации - в федеральные органы контроля (надзора) и их окружные территориальные органы в соответствии с установленной компетенцией и закрепленными предметами ведения;

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 09.08.2024 N 568)

(см. текст в предыдущей редакции)

прокурорами субъектов Российской Федерации, приравненными к ним специализированными прокурорами - в иные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (в том числе осуществляющие деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации) в пределах компетенции, определенной распоряжением Генерального прокурора Российской Федерации от 02.11.2023 N 756/20р "Об организации надзора за исполнением законов окружными и межрегиональными территориальными органами федеральных государственных органов", а также в органы контроля (надзора) субъектов Российской Федерации.

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 09.08.2024 N 568)

(см. текст в предыдущей редакции)

Необходимо исключить случаи направления требований о проведении проверок органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления заместителями прокуроров субъектов Российской Федерации приравненных к ним специализированных прокуроров, прокурорами городов, районов и их заместителями.

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России от 09.08.2024 N 568)

(см. текст в предыдущей редакции)

Надлежит организовать учет требований о проведении проверок в отношении органов местного самоуправления и их должностных лиц, направляемых органами прокуратуры в органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля на бумажном носителе и в электронном виде.

Срок рассмотрения заявлений органов государственного контроля (надзора) о необходимости выдачи требований о проведении внеплановых проверок не должен превышать 3 рабочих дня. В исключительных случаях на основании мотивированного рапорта (докладной записки) руководителя (его заместителя) структурного подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней специализированной прокуратуры - 10 рабочих дней.

(абзац введен Приказом Генпрокуратуры России от 09.08.2024 N 568)