Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Таблица 2

┌──────────────────┬──────────────────────┬──────────────────────┐

│ Помещения │Севернее 45 град. с.ш.│ Южнее 45 град. с.ш. │

│ ├───────────┬──────────┼───────────┬──────────┤

│ │оптимальная│допустимая│оптимальная│допустимая│

├──────────────────┼───────────┼──────────┼───────────┼──────────┤

│1. Классная комна-│ Ю, В, Ю-В │не более │ Ю, Ю-В │любая, │

│та │ │25% на Ю-З│ │кроме З │

│ │ │и З │ │и Ю-З │

│ │ │ │ │ │

│2. Кабинет черче- │ С │любая │ С │любая │

│ния │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │

│3. Лаборатория │ Ю │Ю-В, З │ Ю │В, Ю-В, │

│биологии │ │ │ │Ю-З │

│ │ │

│4. Спальня │ любая, кроме северной части горизонта │

│ │ от 315 град. до 45 град. с.ш. │

│ │ │

│5. Логопедический │ Ю, Ю-В, В │любая, │ Ю, Ю-В │любая, │

│кабинет │ │кроме З, │ │кроме З, │

│ │ │Ю-З │ │Ю-З │

│ │ │ │ │ │

│6. Плеопто-ортоп- │ С │В, С-В, │ С │В, С-З │

│тическая комната, │ │С, С-З │ │ │

│кабинеты врача- │ │ │ │ │

│окулиста, педиат- │ │ │ │ │

│ра, психиатра │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │

│7. Комната с ван- │ Ю │без огра- │ Ю │без огра- │

│ной для массажа, │ │ничений │ │ничений │

│лечебные комнаты │ │ │ │ │

│для электро- и │ │ │ │ │

│теплолечения, ком-│ │ │ │ │

│наты массажа, фи- │ │ │ │ │

│зиотерапевтический│ │ │ │ │

│кабинет │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │

│8. Медицинская │ В │то же │ Ю │то же │

│процедурная комна-│ │ │ │ │

│та │ │ │ │ │

└──────────────────┴───────────┴──────────┴───────────┴──────────┘

Примечание. В школах-интернатах для слепых, слабовидящих, а также глухих и слабослышащих детей классные комнаты и другие учебные кабинеты и лаборатории должны иметь только оптимальную ориентацию, учитывая большую нагрузку на зрительный анализатор.

Специфика организации учебно-воспитательного процесса, а также проведение в условиях учебного учреждения комплекса лечебно-восстановительных мероприятий определяют более сложный состав и большие нормы площади основных помещений, а также особые требования к взаимному их расположению.

Состав и площади помещений специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, принимаются согласно Приложениям 2 и 3.

Конструктивные и объемно-планировочные решения зданий должны учитывать климатические условия районов строительства и функциональное назначение учреждений.

Специальные общеобразовательные школы-интернаты могут размещаться в одном здании блочного типа, в нескольких корпусах, соединенных теплыми переходами (в I, II, III климатических районах), или в отдельных корпусах (в IV климатическом районе).

Этажность зданий должна учитывать контингент воспитанников школ-интернатов (дефекты физического развития, затрудняющие передвижение, нарушение координации движений, ослабление или отсутствие зрения и др.) и обеспечивать возможность удобной, простой и короткой связи не только внутри здания и в пределах учебно-жилой ячейки, но и с участком. Поэтому, как правило, здания не должны быть выше двух этажей.

Это правило обязательно соблюдается при строительстве школ-интернатов для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих, а также умственно отсталых.

Для глухих и слабослышащих, а также детей с тяжелыми нарушениями речи допускается строительство трехэтажных зданий при наличии сложных грунтовых условий и сложного рельефа, а также при реконструкции зданий в затесненной, сложившейся городской застройке. В этих случаях необходимо соответствующее обоснование и согласование с местными органами государственного санитарного надзора. В условиях сложного рельефа рекомендуется устройство непосредственного выхода из первого и второго этажей на уровень планировочной отметки земли.

При организации в специальной общеобразовательной школе-интернате групп дошкольного возраста групповые ячейки должны размещаться в изолированных зданиях или блоках высотой не более двух этажей.

Высота всех помещений (от пола до пола вышележащего этажа), за исключением зальных, должна быть не ниже 3,3 м, а спортивного зала - не менее 6,0 м. Высота актового зала должна обеспечивать возможность нормальной видимости при демонстрации кинофильмов и быть не менее 4,5 м, высота обеденного зала - 3,6 - 4,2 м.

Планировочное решение здания, независимо от профиля школы-интерната, должно обеспечивать четкое деление здания на две основные функциональные группы помещений (учебно-жилую и общешкольную). При этом следует предусматривать удобные и короткие связи между учебно-жилой и общешкольной группой помещений с соблюдением автономности их размещения и эксплуатации, а также возможность проведения общешкольных мероприятий и организации карантина.

Учебно-жилые и общешкольные помещения в зависимости от их назначения следует располагать в самостоятельных блоках. Учебно-жилые блоки не допускаются проходные, они должны быть изолированы от помещений, являющихся источниками шума, пыли, запаха, и иметь удобные связи с общешкольными помещениями и участком.

Помещения, режим использования которых сопровождается шумом и может причинять беспокойство проживающим детям и мешать или нарушать работу педагогического, медицинского или административного аппарата (бойлерные с насосными установками, производственные помещения, ремонтные мастерские, охлаждаемые камеры с насосным отделением, вентиляционные камеры, компрессорные, учебно-производственные мастерские и др.), нельзя размещать смежно, а также над и под спальными комнатами, учебными, лечебно-диагностическими помещениями.

К группе учебно-жилых относятся помещения для учебных занятий (классы), отдыха (рекреация, гостиные), сна (спальни), санитарные узлы, комната для чистки одежды и обуви, комната дежурного воспитателя, подсобные и другие помещения, в зависимости от профиля учреждения и возраста детей.

Учебные и жилые помещения в специальных школах-интернатах рекомендуется группировать по типу учебно-жилых ячеек, дифференцированных по возрастному принципу, в зависимости от комплектации классов и воспитательских групп: для учащихся-воспитанников подготовительных классов, для I - III или I - IV; IV - VIII и V - VIII; IX - X, IX - XI или IX - XII классов.

Допускается объединять в учебно-жилые ячейки помещения (учебные, рекреации, спальни, санитарные узлы и др.) для одной подготовительной группы, двух классных групп I - III или I - IV классов, двух-трех групп IV - VIII классов или двух-четырех для V - VIII и IX - XII классов.

Учебно-жилые ячейки для воспитанников разных возрастных групп должны быть не проходными, изолированными друг от друга и от общешкольных помещений.

Планировка учебно-жилых ячеек должна предусматривать удобные и короткие связи между классами, рекреационными и спальными помещениями, чтобы максимально сократить затраты времени на переходы, сохранить силы детей и время для их отдыха, облегчить наблюдение воспитателей за детьми, создать подобие домашней обстановки. Все это особенно важно для детей, имеющих дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и интеллекта.

Помещения учебно-жилых ячеек начальных классов следует размещать в отдельном блоке в пределах одного этажа, что особенно важно для детей с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и интеллекта.

Учебно-жилые помещения для воспитанников среднего и старшего возраста должны иметь более четкое отделение учебных секций от спальных помещений (в пределах одного или двух этажей); спальные помещения для мальчиков и девочек размещаются в разных блоках или на разных этажах (примерный состав и площади учебно-жилых помещений для воспитанников I - IV; V - VIII и IX - XII классов приведены в Приложениях 2 и 3).

Группа общешкольных помещений должна включать: учебные кабинеты и лаборатории, которые рекомендуется группировать в специальные учебные секции и размещать в отдельном блоке, но в удобной связи со спальными помещениями для воспитанников среднего и старшего возраста; помещения для трудовой и профессиональной подготовки; спортивный зал; актовый зал; пищеблок-столовую; библиотеку - читальный зал; кружковые комнаты; медицинские помещения; административно-хозяйственные помещения.

Учебные помещения. Площади и конфигурация учебных помещений (классов, кабинетов и лабораторий) должны обеспечивать правильную расстановку мебели и оборудования, благоприятные условия для зрительной работы учащихся (нормируемые уровни естественного освещения и угол рассматривания), условия для правильной организации педагогического процесса - в зависимости от профиля учреждения.

Площадь учебных помещений в специальных общеобразовательных школах-интернатах разного профиля должна приниматься из расчета на одного учащегося от 2,0 до 3,5 кв. м:

для умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития - 2,2 кв. м;

для детей с последствиями полиомиелита и с церебральными параличами - 3,5 кв. м;

для всех остальных детей - 3,0 кв. м.

Во всех специальных общеобразовательных школах-интернатах необходимо предусматривать комнаты для индивидуальных занятий учащихся из расчета не менее 4,0 кв. м на одного воспитанника, размещаемые в группе учебно-жилых помещений.

В зависимости от профиля в специальных школах-интернатах должны предусматриваться следующие дополнительные кабинеты:

для глухих, слабослышащих и с тяжелыми нарушениями речи - слуховой кабинет для фронтальных работ и кабинеты для индивидуальной работы учителя с учеником по развитию слуха и обучению произношения; кабинет для музыкально-ритмических занятий с зеркальной стеной и хореографическими станками;

для умственно отсталых детей - логопедические кабинеты;

для слепых и слабовидящих детей - логопедический и лингафонный кабинеты, кабинеты машинописи, электротехники, лепки и рельефного рисунка, комнаты для индивидуальных занятий музыкой.

Входные двери в классы, кабинеты, лаборатории и аудитории следует делать однопольными и располагать со стороны стола учителя, что особенно важно для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и интеллекта.

Все учебные и жилые помещения должны иметь сквозное проветривание.

Рекреации-гостиные в учебно-жилых ячейках и в учебных секциях следует предусматривать зального типа из расчета не менее 1,0 кв. м на одного учащегося.

Спальные помещения. Спальные помещения располагаются в учебно-жилых ячейках для учащихся начальных классов или группируются в самостоятельные спальные секции по возрастному принципу. Спальные помещения должны быть раздельными для мальчиков и девочек, независимо от возраста.

Для всех типов специальных школ-интернатов спальни рассчитываются на 4 человека независимо от возраста детей.

Площадь спален принимается из расчета 4,5 кв. м на одного воспитанника в школах-интернатах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами и 4,0 кв. м - для детей всех остальных типов специальных школ-интернатов.

При спальных помещениях предусматриваются умывальные, уборные, комнаты личной гигиены девочек, душевые, комнаты для чистки одежды и обуви.

Для организации сна на воздухе целесообразно предусматривать веранды, рассчитанные на 50% воспитанников, площадью из расчета 3,0 кв. м на одно место. Веранды могут использоваться также для прогулок во время перемен, поэтому они должны располагаться вблизи рекреаций и классов.

Помещения для трудового обучения. Для детей с недостатками физического и умственного развития трудовое обучение имеет не только учебное и оздоровительное, но и психологическое значение - оно подготавливает их к самостоятельной жизни, к общественно полезному труду.

Трудовое обучение и профессиональная подготовка проводятся на базе мастерских и участке школы-интерната, а при наличии соответственных возможностей и на базе промышленных предприятий и сельскохозяйственных ферм.

В специальных школах-интернатах для трудового обучения воспитанников начальных классов (I - III и I - IV) предназначается мастерская для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся младших классов, которая размещается в блоке или вблизи блока учебно-жилых помещений; для воспитанников V - VIII и IX - XII классов предусматриваются мастерские, набор которых зависит от профиля школы-интерната. Помимо мастерских по обработке дерева и металла, рекомендуется предусматривать картонажные, швейные, переплетные, трикотажные, штамповочные и др., а также кабинеты профессиональной ориентации. Назначение мастерских может быть изменено в зависимости от профиля учреждения, от местных условий и наличия соответствующей производственной и сельскохозяйственной базы. При устройстве и оборудовании мастерских или при организации трудового обучения и профессиональной подготовки на других базах следует руководствоваться: СНиП II-65-73 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты"; Санитарно-гигиенические требования к организации трудового обучения учащихся 1 - 7 классов (утв. Минздравом СССР 22 февраля 1985 г. N 3216-85); Санитарно-гигиенические требования к организации режима и условий обучения школьников в межшкольных учебно-производственных комбинатах и в цехах базовых предприятий (утв. Минздравом СССР 22 февраля 1985 г. N 3215-85); "Правилами по технике безопасности и производственной санитарии для школьных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся", утвержденными Министерством просвещения СССР 23 июня 1971 г. Учебные мастерские должны размещаться в отдельном блоке, иметь удобную связь с учебными помещениями и с участком:

мастерские со станочным оборудованием располагаются только на первом этаже, причем из мастерской по обработке древесины необходимо предусматривать дополнительный выход непосредственно наружу;

инструментальная размещается смежно с мастерскими по обработке дерева и металла;

при расстановке оборудования следует учитывать, что примерное расстояние между рядами (проходы вдоль мастерской) должно быть не менее 130 см (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата рекомендуется до 170 см), между станками - не менее 80 см; между станками и верстаками - 90 см; от верстаков и станков до стены - не менее 50 см; в столярной мастерской между верстаками - не менее 80 см.

В каждой мастерской необходимо устанавливать умывальники с подводкой горячей и холодной воды.

Мастерские оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией и современными местными пылеуловителями и вытяжными приспособлениями.

Спортивный зал.

Все специальные школы-интернаты для организации различных форм физического воспитания, независимо от вместимости, должны иметь спортивный зал площадью не менее 162 кв. м (9 x 18) и кабинеты или залы для лечебной физкультуры при медицинском блоке; в школах-интернатах для детей с нарушениями зрения (на 282 места), учитывая особенности педагогического процесса, предусматривается гимнастический зал площадью 282 кв. м (12 x 24) для занятий по физкультуре, ритмике, для развития двигательной и слуховой ориентации у детей (Приложения 2 - 3).

Спортивный зал размещается на первом этаже здания и предусматривает непосредственную (или через коридор) удобную связь со спортивной зоной на участке.

Раздевальные и душевые при зале, раздельные для мальчиков и девочек, должны иметь непосредственную (или через коридор) связь с залом и оборудоваться шкафчиками с раздвижными дверцами или вешалками для одежды и защитными щитами-экранами у входных дверей высотой 1,75 м. При раздевальной должен быть санитарный узел.

При спортзале предусматривается снарядная, в случае необходимости, двухсветовая для хранения спортивного подвесного оборудования. Пол снарядной должен быть на одном уровне с полом зала, без порога.

В специальных общеобразовательных школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей планировка и оборудование гимнастического зала должны учитывать особенности ориентации детей с нарушением зрения, необходимость обучения их правильным навыкам ходьбы, в связи с чем следует предусматривать:

- разделение зала на две зоны: меньшую - "снарядную" или гимнастическую для занятий на снарядах и большую - основную для игровой деятельности; во избежание дезориентировки детей снаряды фиксируются стационарно; пол в меньшей части зала должен быть на 6 - 7 см выше (приподнятый), чем пол основной зоны. Пол основной части зала должен иметь однородную структуру покрытия;

устройство вибрирующей полосы настила части пола по периметру вдоль стен зала и для разделения зала между двумя зонами; вибрирующая полоса между зонами зала должна иметь наклон в сторону большей части зала на 10 - 12 град.; для разделения зала используется спускающаяся сверху капроновая сеть, отягощенная грузилами (мешочки с песком);

общепринятое в массовых школах оборудование (гимнастические стенки, конь, кольца, канаты, шесты, бревно и маты и др.), а также дополнительное - тренажеры разного типа, мишени для метания в них теннисных и хоккейных мячей и др.

В школах-интернатах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата следует иметь крытый плавательный бассейн с поднимающимся дном, что обеспечит занятия детей любого возраста, с разными поражениями двигательной сферы.

Рекомендуется предусматривать плавательные бассейны в учреждениях для детей с нарушением слуха, зрения, речи.

Состав и площади помещений бассейна следует принимать в соответствии с таблицей 3.