Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в данном документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускаются до 1 сентября 2025 года (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467).

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 24 апреля 2014 г. N 368

КонсультантПлюс: примечание.

В 2023 - 2027 г. получение согласия антимонопольного органа осуществляется с учетом особенностей, определенных Постановлением Правительства РФ от 08.12.2022 N 2253.

ПРАВИЛА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНЫМ ОРГАНОМ СОГЛАСИЯ

НА ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.04.2015 N 406,

от 15.11.2016 N 1201, от 03.06.2019 N 708, от 31.12.2021 N 2594,

от 23.03.2022 N 439, от 30.05.2022 N 988, от 23.06.2022 N 1126)

1. Настоящие Правила определяют основания, по которым могут быть изменены существенные условия концессионного соглашения, в том числе основания, по которым может быть продлен срок действия концессионного соглашения, и порядок согласования антимонопольным органом таких изменений, в том числе продления срока действия концессионного соглашения, а также устанавливают порядок и условия получения согласия антимонопольного органа для изменения условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в случаях, предусмотренных статьей 43 Федерального закона "О концессионных соглашениях" (далее - согласование изменений условий концессионного соглашения).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.04.2015 N 406, от 03.06.2019 N 708)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Согласование изменений условий концессионного соглашения осуществляется при наличии следующих оснований:

а) возникновение обстоятельств непреодолимой силы;

б) вступление в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в связи с которыми:

стороны концессионного соглашения оказываются неспособными выполнить принятые на себя обязательства;

ухудшается положение концессионера по сравнению с тем положением, в котором он находился на момент заключения концессионного соглашения, в результате чего концессионер в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения, в том числе в связи с увеличением совокупной налоговой нагрузки, установлением режима запретов и ограничений в отношении концессионера;

в) вступление в законную силу решения суда или федерального антимонопольного органа, которым установлена невозможность исполнения концессионером или концедентом установленных концессионным соглашением обязательств вследствие решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц;

г) утверждение схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения или внесение изменений в схемы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, утвержденные в установленном порядке, в связи с которыми стороны оказываются не способными выполнить принятые обязательства (в случае если предметом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем);

(пп. "г" в ред. Постановления Правительства РФ от 03.06.2019 N 708)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) установление регулируемых цен (тарифов), надбавок к ценам (тарифам), по которым концессионер предоставляет потребителям товары, работы, услуги, с применением долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, которые не соответствуют таким параметрам, предусмотренным концессионным соглашением;

е) выявление в соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях" в течение срока реализации концессионного соглашения технологически и функционально связанных с объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем бесхозяйных объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, являющихся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, систем водоснабжения и (или) водоотведения;

(пп. "е" введен Постановлением Правительства РФ от 03.06.2019 N 708)

ж) выявление в соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях" в течение срока реализации концессионного соглашения технологически связанных с объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем бесхозяйных объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, являющихся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, систем водоснабжения и (или) водоотведения;

(пп. "ж" введен Постановлением Правительства РФ от 03.06.2019 N 708)

з) вывод в течение срока реализации концессионного соглашения объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, являющихся объектом концессионного соглашения или входящих в состав объекта концессионного соглашения, из эксплуатации в случае, если такой вывод ранее не был предусмотрен условиями концессионного соглашения;

(пп. "з" введен Постановлением Правительства РФ от 03.06.2019 N 708)

и) осуществление возмещения фактически понесенных расходов концессионера в соответствии с порядком, указанным в пункте 5 части 1 статьи 42 Федерального закона "О концессионных соглашениях", при соблюдении условия, предусмотренного частью 2 указанной статьи Федерального закона "О концессионных соглашениях";

(пп. "и" введен Постановлением Правительства РФ от 03.06.2019 N 708)

к) существенное изменение обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении;

(пп. "к" в ред. Постановления Правительства РФ от 23.06.2022 N 1126)

(см. текст в предыдущей редакции)

л) создание в течение срока реализации концессионного соглашения новых объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, указанных в части 7 статьи 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях", технологически связанных с объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, являющимися объектом концессионного соглашения.

(пп. "л" введен Постановлением Правительства РФ от 30.05.2022 N 988)

(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.04.2015 N 406)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае если концедентом по концессионному соглашению является Российская Федерация и условия концессионного соглашения изменяются на основании акта Правительства Российской Федерации, проект такого акта согласовывается с Федеральной антимонопольной службой в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации", и согласование изменений условий концессионного соглашения в соответствии с настоящими Правилами не требуется.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.04.2015 N 406)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по этому концессионному соглашению является Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, заявление о согласовании изменений условий концессионного соглашения (далее - заявление) подлежит рассмотрению в Федеральной антимонопольной службе, за исключением случая, установленного абзацем первым настоящего пункта.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.04.2015 N 406)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае если концедентом по концессионному соглашению является субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления, заявление подлежит рассмотрению в территориальном органе Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения концедента, за исключением случая, установленного абзацем вторым настоящего пункта.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.04.2015 N 406, от 31.12.2021 N 2594)

(см. текст в предыдущей редакции)

При согласовании изменений условий концессионного соглашения по основанию, предусмотренному подпунктом "к" пункта 2 настоящих Правил, заявление подлежит рассмотрению Федеральной антимонопольной службой либо по поручению Службы ее территориальным органом в случае, если расходы концедента на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения (объекта капитального строительства) в результате таких изменений превысят 1 млрд. рублей.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2594; в ред. Постановления Правительства РФ от 23.06.2022 N 1126)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Для согласования изменений условий концессионного соглашения заявитель (концедент или концессионер) предоставляет в антимонопольный орган:

а) заявление (один экземпляр);

(пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 28.04.2015 N 406)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) текст изменений, предлагаемых к внесению в концессионное соглашение, согласованный концедентом и концессионером;

в) обоснование необходимости изменения условий концессионного соглашения с приложением подтверждающих материалов и документов;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.04.2015 N 406)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) решение концедента о заключении концессионного соглашения;

д) концессионное соглашение;

е) конкурсную документацию и конкурсное предложение концессионера (в случае заключения концессионного соглашения путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения);

(пп. "е" в ред. Постановления Правительства РФ от 03.06.2019 N 708)

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) предложение о заключении концессионного соглашения (в случае заключения концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора);

(пп. "ж" в ред. Постановления Правительства РФ от 03.06.2019 N 708)

(см. текст в предыдущей редакции)

з) предварительное согласие органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), полученное в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, - в случае, если согласие испрашивается на изменение значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения или долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения);

и) один или несколько договоров аренды, на основании которых у концессионера возникли права владения и (или) пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения;

(пп. "и" введен Постановлением Правительства РФ от 03.06.2019 N 708)

к) положительное заключение повторной государственной экспертизы проектной документации объекта концессионного соглашения (объекта капитального строительства) о достоверности определения сметной стоимости строительства, предусмотренной пунктом 45(15) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, - в том случае, если согласование изменений концессионного соглашения осуществляется в связи с увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого соглашения.

(пп. "к" введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2594; в ред. Постановления Правительства РФ от 23.06.2022 N 1126)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Заявление должно содержать:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.04.2015 N 406)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) полное и краткое наименование заявителя;

б) адрес места нахождения, почтовый адрес, номера телефонов и факса заявителя;

в) краткое изложение существа обращения;

г) перечень прилагаемых к заявлению документов с указанием количества листов и экземпляров.

7. Документы, представленные в антимонопольный орган вместе с заявлением, должны быть заверены подписью руководителя или иного уполномоченного лица заявителя и печатью заявителя (при наличии печати).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.11.2016 N 1201)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Заявление с приложенными к нему документами подлежит регистрации в антимонопольном органе в установленном порядке.

9. В случае несоответствия заявления и документов требованиям пунктов 6 и 7 настоящих Правил, а также непредставления или представления не всех документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, заявление подлежит возврату заявителю в течение 7 рабочих дней со дня регистрации в антимонопольном органе с указанием причин возврата.

10. Заявление и документы, поступившие в антимонопольный орган, рассматриваются в срок не более 30 дней со дня регистрации. В случае, предусмотренном пунктом 11 настоящих Правил, срок их рассмотрения может быть продлен руководителем антимонопольного органа не более чем на 15 дней. О продлении срока рассмотрения заявления антимонопольный орган уведомляет в письменной форме заявителя.

11. В целях рассмотрения заявления с приложенными к нему документами антимонопольным органом могут направляться запросы, привлекаться эксперты, а также проводиться анализ состояния конкуренции на соответствующем рынке услуг.

12. По результатам рассмотрения заявления с приложенными к нему документами антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:

а) о согласовании изменений условий концессионного соглашения;

б) об отказе в согласовании изменений условий концессионного соглашения с указанием причин такого отказа.

13. Решение о согласовании изменений условий концессионного соглашения или об отказе в таком согласовании антимонопольный орган направляет заявителю в пределах срока, установленного пунктом 10 настоящих Правил.

14. Антимонопольный орган отказывает в согласовании изменений условий концессионного соглашения при установлении одного из следующих случаев:

а) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 03.06.2019 N 708;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) если представленные документы не подтверждают возникновение оснований, указанных в пункте 2 настоящих Правил;

в) если размер расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, установленный в концессионном соглашении, подлежит уменьшению;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.06.2019 N 708)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) в случае если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, отдельные объекты таких систем и объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения, предусмотренный концессионным соглашением, подлежит увеличению (за исключением согласования изменений при наличии оснований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 настоящих Правил);

(пп. "г" в ред. Постановления Правительства РФ от 03.06.2019 N 708)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) если ухудшаются плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных концессионным соглашением технико-экономических показателей этих систем и (или) объектов;

е) если предлагаемые изменения не связаны с наличием оснований, указанных в пункте 2 настоящих Правил;

(пп. "е" введен Постановлением Правительства РФ от 03.06.2019 N 708)

ж) оценка стоимости выявленных в течение срока реализации концессионного соглашения бесхозяйных объектов, указанных в части 5 статьи 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях", в совокупности превышает 10 процентов определенной по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату от даты заключения концессионного соглашения балансовой стоимости объекта концессионного соглашения;

(пп. "ж" введен Постановлением Правительства РФ от 30.05.2022 N 988)

з) стоимость созданных в течение срока реализации концессионного соглашения новых объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, указанных в части 7 статьи 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях", в совокупности превышает 25 процентов балансовой стоимости всего включаемого в объект концессионного соглашения имущества, определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

(пп. "з" введен Постановлением Правительства РФ от 30.05.2022 N 988)

(п. 14 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.04.2015 N 406)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке.