1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области"

1. Оценка текущего состояния сферы реализации

государственной программы Российской Федерации

"Социально-экономическое развитие

Калининградской области"

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.10.2025 N 1581)

(см. текст в предыдущей редакции)

Специфику развития Калининградской области определяет уникальное географическое положение региона. До введения санкционных ограничений близость к промышленно развитым странам Европы, потенциальным рынкам сбыта и источникам инвестиций являлась конкурентным преимуществом Калининградской области, а в настоящее время это является существенным ограничением развития.

Для обеспечения национальных интересов Российской Федерации, повышения социально-экономического благополучия и общественно-политической стабильности в регионе реализуются меры, предусмотренные государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области" (далее - Программа), мероприятиями национальных проектов и отдельными поручениями Президента Российской Федерации, благодаря которым на протяжении ряда лет Калининградская область демонстрирует высокие темпы социально-экономического развития.

В 2022 году для Калининградской области так же, как и для других субъектов Российской Федерации, существенно изменились внешние и внутренние условия развития экономики и социальной сферы.

Введенные иностранными государствами санкционные ограничения отразились в первую очередь на динамике показателей промышленности. Предприятия Калининградской области столкнулись с такими проблемами, как разрыв налаженных партнерских связей, изменения в политике поставщиков, рост стоимости перевозок и их переориентирование с сухопутного транспорта на морской, перебои в поставках сырья и комплектующих.

В 2023 году, как и в 2022 году, сохранялись и оказывали влияние на социально-экономическое развитие Калининградской области транспортно-логистические ограничения, включающие в себя:

ограничения перевозок с помощью автотранспорта и железнодорожных перевозок через территорию Литовской Республики, постоянно расширяющийся список санкционных товаров, сокращение квот на железнодорожные перевозки;

ограничения морской инфраструктуры, в том числе недостаточное количество судов (железнодорожных паромов, судов для накатной техники).

В 2022 году индекс обрабатывающих производств в сопоставимых ценах вырос на 11,1 процента к уровню 2013 года. В 2022 году на фоне санкций индекс обрабатывающих производств снизился на 24,3 процента к уровню 2021 года, в 2023 году темп падения замедлился, тем не менее снижение индекса обрабатывающих производств составило 2,9 процента к уровню 2022 года.

Соответственно индекс физического объема валового регионального продукта в 2022 году в постоянных ценах к предыдущему году по Калининградской области составил 95,5 процента, а индекс физического объема валового регионального продукта в 2022 году в постоянных ценах к предыдущему году по субъектам Российской Федерации - 100,3 процента.

Вместе с тем отмечается стабильная динамика роста валового регионального продукта Калининградской области на душу населения в номинальном выражении (в 2022 году составил 715,4 тыс. рублей, что на 7,4 процента превышает уровень 2021 года и на 32,3 процента - уровень 2020 года).

В последние годы наблюдается существенный рост доходной базы региона. По итогам 2023 года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета увеличились в 2,7 раза относительно уровня 2013 года и составили 94,4 млрд. рублей, доходы областного бюджета выросли в 3,1 раза и составили 71,8 млрд. рублей.

Суммарный объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников с 2014 по 2023 год превысил 1135 млрд. рублей, из них частные инвестиции составили порядка 890 млрд. рублей. Темпы роста инвестиций оказались положительными (за исключением 2014, 2015, 2019 и 2021 годов), при этом максимальные темпы роста инвестиций отмечались в 2017 и 2023 годах на 37,6 процента и 35,1 процента соответственно. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) на душу населения в 2023 году достиг 140,5 тыс. рублей, что в номинальном выражении в 2,7 раза выше уровня 2013 года.

Поддержка калининградских предприятий с 2016 года способствовала снижению уровня безработицы. Если в 2016 году уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год составлял 5,9 процента, то в 2022 году он снизился до 3,1 процента. В 2023 году уровень безработицы составил 3 процента - это самый низкий показатель за последние 10 лет.

В части регистрируемой безработицы ситуация в регионе сложилась так, что на конец 2015 года численность безработных граждан, состоявших на учете в центрах занятости населения, составляла 6,6 тыс. человек. Благодаря мероприятиям по сохранению занятости в течение 2016 - 2023 годов она снизилась до 2,6 тыс. человек.

Отмечается рост оплаты труда и доходов населения в регионе. Вместе с тем по этому показателю сохраняется отставание в Калининградской области от среднероссийского уровня.

Среднедушевые денежные доходы в Калининградской области в 2023 году составили 43,5 тыс. рублей (в 2013 году - 20,1 тыс. рублей), что стабильно ниже среднероссийских значений - 53,6 тыс. рублей (в 2013 году - 25,6 тыс. рублей).

Отмечается улучшение показателей качества жизни населения Калининградской области, что обеспечено в том числе за счет реализации мероприятия по созданию современной социальной и инженерной инфраструктуры в населенных пунктах Калининградской области.

Наблюдается устойчивая динамика роста численности населения Калининградской области. Численность населения на 1 января 2024 г. (с учетом переписи населения) выросла относительно уровня 1 января 2014 г. на 69,9 тыс. человек и составила 1033,9 тыс. человек (на 1 января 2014 г. составляла 964 тыс. человек). Рост численности населения региона обеспечен за счет положительного сальдо миграции. Суммарный миграционный прирост с 2014 по 2023 год составил 97,8 тыс. человек. Максимальный прирост отмечен в 2021 году - 16,1 тыс. человек.

В 2023 году ожидаемая продолжительность жизни в Калининградской области составила 73,7 года против 70,5 в 2013 году (по Российской Федерации ожидаемая продолжительность жизни в 2023 году составила 73,4 года против 70,8 в 2013 году).

В Калининградской области отмечается нестабильная динамика загрузки мощностей транспортной инфраструктуры с 2014 по 2023 год. Завышенная стоимость транзита по территориям Литовской Республики и Республики Белоруссия главным образом влияла на снижение объема грузоперевозок как наземными видами транспорта, так и морским транспортом. Калининградский порт является неконкурентоспособным по отношению к другим российским портам ввиду зависимости от дополнительных затрат на дальнейшую транспортировку по белорусским и литовским железным дорогам до пунктов назначения.

Количество грузов, перевезенных железнодорожным транспортом, сократилось с 14 млн. тонн в 2013 году до 8,1 млн. тонн в 2023 году, а количество грузов, переваленных калининградским портовым комплексом, - с 13,7 млн. тонн до 9,2 млн. тонн.

Наличие проблем, связанных с обеспечением транспортной доступности, со сложностями в реализации важных инфраструктурных проектов, оказывает негативное влияние на состояние экономической безопасности в Калининградской области. Для устранения указанных проблем требуется принятие комплексных решений.