1. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Российской Федерации
Экономическое развитие оказывает прямое влияние на экономический рост, внедрение технологических инноваций, повышение качества и уровня жизни населения, повышение производительности труда и на достижение других стратегических целей социально-экономического развития страны.
С 2022 года российская экономика функционирует в условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны ряда западных стран, коснувшегося практически всех секторов и отраслей экономики Российской Федерации.
Под влиянием санкций российская экономика оказалась в принципиально новых условиях. После спада валового внутреннего продукта, который по итогам 2022 года составил 1,4 процента, пройден этап успешной первичной адаптации российской экономики к санкционному давлению.
В 2023 - 2024 годах экономика Российской Федерации росла темпами выше среднемировых. Темпы роста валового внутреннего продукта в 2023 году и за 2024 год составили 4,1 процента и 4,3 процента соответственно (по оценке Федеральной службы государственной статистики), что полностью нивелировало спад в 2022 году. Российская экономика продемонстрировала высокую степень устойчивости, в том числе благодаря реализации комплекса мер бюджетной и денежно-кредитной политики.
Задачей текущего этапа является переход к долгосрочному экономическому росту путем структурной трансформации экономики.
Все более значимый вклад в экономический рост вносит малый и средний бизнес, который является полноценным участником экономики Российской Федерации, обеспечивая импортозамещение, развивая производства и создавая новые рабочие места. Его доля в валовом внутреннем продукте превышает 21 процент.
В 2024 году общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 240,8 тыс. единиц (в том числе количество индивидуальных предпринимателей выросло на 266,6 тыс. единиц, количество юридических лиц снизилось на 25,8 тыс. единиц).
Поддержка малого и среднего бизнеса является одним из ключевых приоритетов Российской Федерации для обеспечения роста реального дохода на работника, занятого в сфере малого и среднего предпринимательства, до 2030 года в 1,2 раза выше роста валового внутреннего продукта.
Рост экономики в 2023 - 2024 годах сопровождался высокой инвестиционной активностью. По итогам 2024 года прирост инвестиций в основной капитал составил 7,4 процента, несмотря на высокую базу 2023 года (рост на 9,8 процента). Рост инвестиций позволяет нарастить объемы предложения отечественных товаров для удовлетворения внутреннего спроса. Основным источником роста выступает частная предпринимательская инициатива при одновременном сохранении поддержки со стороны бюджетных источников. Для поддержания инвестиционной активности необходимо обеспечивать стабильность регуляторной среды для инвесторов, обеспечить проекты капиталом и инфраструктурой, распределять риски между государством, инвесторами и финансовой системой.
Несмотря на свою направленность на развитие экономики и инновационной сферы в 2023 - 2024 годах, государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Программа) сыграла важную роль в финансовом обеспечении комплекса мер, направленных на снижение негативных последствий экономических кризисов, стабилизацию ситуации и восстановление нормального функционирования экономики. Были предоставлены льготные кредиты субъектам малого и среднего бизнеса и системообразующим предприятиям, самозанятым гражданам, начата реализация индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с низким уровнем социально-эконмического развития.
В 2025 году в рамках Программы осуществляется дальнейшее финансирование мероприятий, обеспечивающих поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства и рост экономики, а также долгосрочные структурные изменения в экономике.
Реализация мероприятий Программы за прошедший период обеспечила достижение следующих результатов:
созданы новые особые экономические зоны и обеспечено их развитие, включая увеличение объема привлеченных инвестиций, количества созданных рабочих мест;
запущен и успешно функционирует механизм "фабрики" проектного финансирования;
открыты и функционируют во всех субъектах Российской Федерации центры "Мой бизнес";
уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг достиг 96 процентов;
сетью многофункциональных центров обеспечен доступ более 96 процентов населения к предоставлению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна";
уровень удовлетворенности граждан оказанием новых государственных услуг и сервисов, прошедших оценку в лабораториях пользовательского тестирования, составил 83 процента;
созданы 11 лабораторий пользовательского тестирования услуг и сервисов;
запущен механизм типизации и сертификации на соответствие принципам и стандартам клиентоцентричности государственных и муниципальных услуг (сервисов);
запущен механизм бесшовной интеграции мер государственной поддержки, который предусматривает обмен информацией о поддержанных инновационных компаниях, а также учет экспертизы институтов развития;
созданы инновационные научно-технологические центры "Инновационный научно-технологический центр МГУ "Воробьевы горы", "Инновационный научно-технологический центр "Сириус", "Долина Менделеева", "Русский", "Инновационный научно-технологический центр "Композитная долина", "Интеллектуальная электроника - Валдай", "Парк атомных и медицинских технологий", "Квантовая долина", "Балтийская долина - Хьюмантек", "Аэрокосмическая инновационная долина", "ЮНИТИ ПАРК";
сокращен на месяц средний срок рассмотрения заявок на государственную регистрацию товарного знака;
отрасли экономики обеспечены высококвалифицированными управленческими кадрами;
агентами развития технологий (федеральное государственное бюджетное учреждение "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере", некоммерческая организация Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, унитарная некоммерческая организация Фонд инфраструктурных и образовательных программ, автономная некоммерческая организация "Платформа Национальной технологической инициативы", автономная некоммерческая организация "Центр поддержки инжиниринга и инноваций", акционерное общество "Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства") осуществлена поддержка инновационных компаний и предпринимателей, что является необходимым условием для ускорения темпов технологического развития Российской Федерации.
В целом российская экономика на фоне санкционных ограничений развивалась быстрее, чем другие крупные развитые страны.
Вместе с тем в сфере экономического развития сохраняется ряд внешнеэкономических и общеэкономических ключевых вызовов и рисков.
К внешнеэкономическим вызовам и рискам, обусловленным высокой зависимостью показателей социально-экономического развития Российской Федерации от мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары, относятся следующие:
рост волатильности мировых сырьевых и финансовых рынков, связанный с высоким уровнем неопределенности;
замедление темпов роста мировой экономики, что может негативно сказаться на спросе на традиционные товары российского экспорта, выразиться в снижении экспортных цен;
ужесточение применения санкционного режима в отношении российской экономики.
К общеэкономическим вызовам и рискам относятся следующие:
сокращение инвестиционной активности из-за несвоевременного возврата к смягчению денежно-кредитной политики;
невосприимчивость экономики и общества к инновациям, что препятствует практическому применению результатов научных исследований и разработок;
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875