1. Оценка текущего состояния в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности
На территории Российской Федерации сохраняются угрозы экологической безопасности, несмотря на принимаемые меры по снижению уровней воздействия на окружающую среду химических, физических, биологических и иных факторов, по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Окружающая среда в городах и на прилегающих к ним территориях, где проживает 74 процента населения страны, подвергается существенному негативному воздействию, источниками которого являются объекты промышленности, энергетики и транспорта, а также объекты капитального строительства.
Сложившийся уровень антропогенного загрязнения окружающей среды является одной из основных причин, вызывающих ухудшение состояния рек, водохранилищ, озерных систем, накопление в донных отложениях, водных биологических ресурсах загрязняющих, в том числе токсичных, веществ и ухудшение качества вод поверхностных водных объектов, используемых в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и являющихся средой обитания водных биологических ресурсов. Загрязнение сточными водами водных объектов приводит их к неудовлетворительному экологическому состоянию. В целом по стране более 70 процентов действующих очистных сооружений построены 30 - 50 лет назад и 80 процентов из них требует полной модернизации.
Сохраняются угрозы экологической безопасности на Байкальской природной территории. Выявлены загрязнения, оказывающие негативное воздействие на озеро Байкал. В центрах промышленных зон на Байкальской природной территории зафиксировано загрязнение подземных вод, что в совокупности оказывает негативное влияние на экосистему Байкальской природной территории в целом.
В рамках реализации федерального проекта "Сохранение озера Байкал" в 2019 - 2024 годах сокращены объемы сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории на 32 процента, снижена общая площадь Байкальской природной территории, подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению, на 214,13 гектара (47,7 процента).
В рамках реализации федерального проекта "Чистая страна" в 2018 - 2024 годах проведены работы по ликвидации 87 наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и 185 несанкционированных свалок в границах городов.
В рамках реализации федерального проекта "Оздоровление Волги" в 2019 - 2024 годах ликвидировано 13 объектов накопленного вреда окружающей среде, в рамках контрольно-надзорных мероприятий проведены работы по выявлению и пресечению фактов несанкционированных сбросов сточных вод в реку Волгу и лабораторный анализ отобранных проб сточных вод на определение содержания загрязняющих веществ.
В рамках реализации федерального проекта "Генеральная уборка" в 2022 - 2024 годах Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проведены мероприятия по обследованию и оценке воздействия 1002 объектов, обладающих признаками объектов накопленного вреда окружающей среде, на состояние окружающей среды, жизнь и здоровье граждан.
В 2023 году усовершенствован институт инвентаризации и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, в котором особое значение придается деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет обследование и оценку выявленных объектов накопленного вреда окружающей среде и подтверждает ликвидацию таких объектов.
Для обеспечения учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, функционирует государственный реестр таких объектов, а также введен риск-ориентированный подход и установлена периодичность проведения плановых проверок.
В 2023 году образовано ориентировочно 9,3 млрд. тонн отходов производства и потребления, из которых порядка 47 млн. тонн составляют твердые коммунальные отходы.
Более 55 процентов твердых коммунальных отходов в 2024 году было направлено на обработку. Состав твердых коммунальных отходов в Российской Федерации аналогичен зарубежному - большая часть твердых коммунальных отходов представлена пищевыми отходами, далее по убыванию - макулатура, полимеры, стекло, лом и прочие виды твердых коммунальных отходов.
Прогнозы международных статистических организаций показывают неуклонный рост отходов производства и потребления в мире, в связи с этим большинство прогрессивных стран ориентируется на сокращение образования отходов производства и потребления к 2030 году. Как в международной практике, так и в Российской Федерации взят курс на сокращение объема отходов производства и потребления за счет использования вторичного сырья в производстве, энергетической утилизации. Так, к концу 2024 года показатели федерального проекта "Экономика замкнутого цикла" достигли значений - "Индекс использования вторичных ресурсов и сырья из отходов в отраслях экономики" - 10,4 процента, "Доля видов упаковки, утилизируемой в Российской Федерации" - 51,6 процента.
Совокупный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 12 городах - участниках федерального проекта "Чистый воздух" (гг. Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита) по итогам 2024 года снижен на 21,3151 процента базового уровня 2017 года, в том числе опасных загрязняющих веществ на 20,2847 процента базового уровня 2017 года. В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 24 октября 2020 г. N Пр-1726ГС с 1 сентября 2023 г. в список городов - участников федерального проекта "Чистый воздух" включено 29 новых городов.
По данным государственной наблюдательной сети, на территории Российской Федерации регистрируется около 900 - 1000 опасных гидрометеорологических явлений (в 2024 году - 1234 опасных гидрометеорологических явления) и почти треть из них наносит значительный ущерб отраслям экономики - это в основном дожди, паводки, засуха, ветер и град. Такие явления зачастую становятся источником чрезвычайных ситуаций природного характера. По экспертным оценкам, материальный ущерб от опасных гидрометеорологических явлений в отдельные годы может достигать одного процента валового внутреннего продукта.
Ведущую роль в обеспечении устойчивости экологических систем и биосферы в целом играет биологическое разнообразие, которое также выполняет регулирующую функцию в осуществлении всех биогеохимических, климатических и других процессов на Земле. Надежно функционирующие экологические системы укрепляют устойчивость компонентов природной среды к негативным воздействиям и снижают ее уязвимость к природным и антропогенным катастрофам.
В целях сохранения, восстановления и изучения биологического разнообразия создаются особо охраняемые природные территории.
В настоящее время функционирует 239 государственных природных заповедников, национальных парков и государственных природных заказников, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, общая площадь которых более 75,26 млн. гектаров.
В 2012 - 2024 годах создано 48 особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, общей площадью 17,73 млн. гектаров.
В 2014 - 2024 годах произошло увеличение численности основных видов охотничьих ресурсов и количества охотничьих хозяйств, занятых разведением охотничьих ресурсов, что указывает на постепенную реализацию основных направлений развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации.
Постоянное присутствие и научная деятельность Российской Федерации в Антарктиде и в водах окружающего ее Южного океана начиная с 1956 года обеспечиваются экспедиционной инфраструктурой Российской антарктической экспедиции.
В Антарктиде в настоящее время действуют 5 российских антарктических станций - Прогресс, Мирный, Восток, Новолазаревская, Беллинсгаузен и 5 сезонных полевых баз.
В целях обеспечения интересов Российской Федерации в высокоширотных и полярных районах с 2023 года реализуется проект по строительству научно-экспедиционного судна ледового класса с необходимой мощностью силовой установки и неограниченным районом плавания для производства работ в Антарктике и Арктике.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875