Оценка текущего состояния минерально-сырьевой базы и водных ресурсов

Оценка текущего состояния минерально-сырьевой базы

и водных ресурсов

Российская Федерация занимает 1-е место в мире по запасам газа, золота, железных руд, 2-е место - по запасам цинка, серебра, ванадия, 3-е место - по запасам угля, меди, 6-е место - по запасам нефти. Годовой объем производства товарной продукции по таким видам минерального сырья, как нефть, природный газ, уголь, железные руды, бокситы, медь, никель, золото, алмазы, металлы платиновой группы, фосфорные руды и калийные соли в стоимостном выражении обеспечивает более 10 процентов валового внутреннего продукта Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2025 N 1465)

(см. текст в предыдущей редакции)

Россия занимает 1-е место в мире по запасам пресной воды (20 процентов мировых запасов). Среднемноголетние возобновляемые водные ресурсы России составляют 10 процентов мирового объема внутренних возобновляемых ресурсов пресной воды (2-е место в мире после Бразилии) и оцениваются в 4,3 тыс. куб. километров в год.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2025 N 1465)

(см. текст в предыдущей редакции)

Российская минерально-сырьевая база - фундамент национальной экономики, многообразие и масштаб которой служат основой национальной безопасности государства, являются инструментом достижения стратегических интересов страны, естественным конкурентным преимуществом на долгосрочную перспективу.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2025 N 1465)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перечень основных видов стратегического минерального сырья, к которым относятся нефть, природный газ, гелий, уран, марганец, хром, титан, бокситы, медь, никель, свинец, молибден, вольфрам, олово, цинк, кобальт, сурьма, редкие металлы (литий, рубидий, цезий, бериллий, скандий, редкоземельные металлы (иттрий, лантан, церий, празеодим, неодим, самарий, европий, гадолиний, тербий, диспрозий, гольмий, эрбий, тулий, иттербий, лютеций), индий, галлий, германий, цирконий, гафний, ванадий, ниобий, тантал, рений), золото, серебро, платиноиды (рутений, родий, палладий, осмий, иридий, платина), алмазы, особо чистое кварцевое сырье, графит, фосфаты (апатитовые руды), соли калийные, шпат плавиковый, воды подземные, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2022 г. N 2473-р.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2025 N 1465)

(см. текст в предыдущей редакции)

Помимо стратегических видов минерального сырья, значимыми для экономики России являются такие полезные ископаемые, как газовый конденсат, уголь, железные руды, цементное сырье, для отдельных отраслей промышленности - каолин, бентонитовые глины, мусковит, йод, бром. Остальные полезные ископаемые (более 150 видов) используются в незначительных объемах либо расположены на участках недр местного значения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2025 N 1465)

(см. текст в предыдущей редакции)

По степени обеспеченности потребностей национальной экономики и необходимого экспорта запасами минерального сырья все значимые полезные ископаемые подразделяются на 3 группы.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2025 N 1465)

(см. текст в предыдущей редакции)

К 1-й группе относятся полезные ископаемые, добываемые в настоящее время, запасы которых при любых сценариях развития национальной экономики удовлетворяют ее необходимые потребности до 2035 года. К этой группе относятся природный газ, гелий, медь, никель, кобальт, платиноиды, железные руды, апатитовые руды, калийные соли, уголь, цементное сырье, бром, олово, отдельные редкие металлы (ванадий, германий, рубидий, цезий, скандий, индий, галлий, гафний).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2025 N 1465)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ко 2-й группе относятся полезные ископаемые, достигнутые уровни добычи которых недостаточно обеспечены запасами на период до 2035 года. К этой группе относятся нефть и газовый конденсат, свинец, цинк, сурьма, золото, серебро, алмазы, особо чистое кварцевое сырье.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2025 N 1465)

(см. текст в предыдущей редакции)

К 3-й группе относятся импортозависимые дефицитные виды полезных ископаемых, внутреннее потребление которых в существенной степени обеспечивается импортом. К этой группе относятся дефицитные виды стратегического минерального сырья - уран, марганец, хром, титан, бокситы, молибден, вольфрам, литий, бериллий, цирконий, ниобий, тантал, рений, редкоземельные металлы, графит, плавиковый шпат, прочие дефицитные виды полезных ископаемых - бентонитовые глины, каолин, йод, мусковит.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2025 N 1465)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перечень дефицитных видов твердых полезных ископаемых и перечень продукции с высокой долей добавленной стоимости, производимой с использованием добытых дефицитных видов твердых полезных ископаемых, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2024 г. N 939-р.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2025 N 1465)

(см. текст в предыдущей редакции)

Преодоление зависимости от импорта требует инвентаризации неиспользуемого фонда недр дефицитных видов сырья с его геолого-экономической оценкой, анализом и обновлением геолого-разведочных данных, разработкой новых технологий обогащения и глубокой переработки минерального сырья по всей цепочке получения конечных промышленных изделий.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2025 N 1465)

(см. текст в предыдущей редакции)

Геолого-разведочные работы для обнаружения новых месторождений дефицитных видов сырья должны быть нацелены на выявление экономически эффективных месторождений перспективных геолого-промышленных типов, обеспечивающих востребованность получаемой сырьевой продукции отечественными промышленными потребителями. Важным фактором повышения эффективности геолого-разведочных работ является подготовка перспективных площадей, обеспеченных опережающими работами геофизического и геохимического содержания и подготовленных к ведению поисковых работ.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2025 N 1465)

(см. текст в предыдущей редакции)

Отдельным видом полезных ископаемых являются подземные воды. В долгосрочной перспективе на фоне роста населения планеты и ухудшения экологической ситуации потребность в подземных водах в России и мире будет возрастать. Степень дефицитности подземных вод и объем их запасов по регионам сильно варьируются, но в целом по стране положение с запасами подземных вод удовлетворительное. Наращивание минерально-сырьевой базы подземных вод является актуальной задачей в урбанизированных районах, но еще важнее защитить имеющиеся запасы от деградации в результате интенсивной хозяйственной деятельности.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2025 N 1465)

(см. текст в предыдущей редакции)

Российская Федерация принадлежит к числу наиболее обеспеченных водными ресурсами стран мира. На территории страны в реках, озерах, болотах, ледниках и снежниках, а также в подземных водных объектах сосредоточено более 20 процентов мировых запасов пресных вод.

В целом по стране обеспеченность водными ресурсами составляет 30,2 тыс. куб. метров на человека в год, что значительно превышает установленный Организацией Объединенных Наций критический минимум, необходимый для удовлетворения потребностей, - 1,7 тыс. куб. метров, однако территория Российской Федерации характеризуется значительной неравномерностью их распределения. На освоенные районы европейской части страны, где сосредоточено более 70 процентов населения и производственного потенциала, приходится не более 10 процентов водных ресурсов.

В маловодные годы возникают локальные дефициты водных ресурсов для обеспечения нужд питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в Республике Калмыкия, Белгородской и Курской областях, Ставропольском крае, отдельных районах Южного Урала и юга Сибири, а также для обеспечения сельскохозяйственных и рыбохозяйственных нужд на территориях Саратовской и Астраханской областей, в отдельных частях Волгоградской и Оренбургской областей, а также на Северном Кавказе.

Абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 23.11.2024 N 1620.

(см. текст в предыдущей редакции)

Основными факторами, оказывающими негативное влияние на уровень рациональности использования водных ресурсов, являются применение устаревших водоемких производственных технологий, недостаточная степень оснащенности водозаборных сооружений системами приборного учета, а также высокий уровень потерь воды при транспортировке.

Объем потерь воды при транспортировке в Российской Федерации ежегодно составляет около 6,8 куб. километра. Более 90 процентов общего объема потерь приходится на жилищно-коммунальное и сельское хозяйство.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2025 N 1465)

(см. текст в предыдущей редакции)

В числе основных причин высоких потерь воды можно выделить низкий технический уровень и значительную степень износа распределительных водоподающих сетей, мелиоративных систем и гидротехнических сооружений (50 - 60 процентов).

В масштабах страны затраты на электроэнергию, потребляемую в процессе транспортировки воды до конечного потребителя, исчисляются десятками миллиардов рублей. Вследствие высоких собственных потерь воды, которые в жилищно-коммунальной сфере и сельском хозяйстве достигают 30 - 40 процентов, энергетические ресурсы используются неэффективно, что является одним из сдерживающих факторов на пути повышения энергоэффективности российской экономики.

Проблемой, требующей особого внимания, является сохраняющийся высокий уровень негативного антропогенного воздействия на водные объекты. В поверхностные водные объекты Российской Федерации сбрасываются порядка 37,5 куб. километра в год сточных вод, из которых около 14,4 куб. километра сточных вод подлежат очистке.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2025 N 1465)

(см. текст в предыдущей редакции)

66 процентов сточных вод, подлежащих очистке (около 9,5 куб. километра), сбрасываются недостаточно очищенными, около 10 процентов (около 1,4 куб. километра) - загрязненными без очистки и только 24 процента (около 3,5 куб. километра) - очищенными до установленных нормативов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2025 N 1465)

(см. текст в предыдущей редакции)

Вместе со сточными водами в поверхностные водные объекты Российской Федерации ежегодно поступают около 16 млн. тонн загрязняющих веществ.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2025 N 1465)

(см. текст в предыдущей редакции)

Свыше 65 процентов общего объема сброса загрязненных сточных вод в Российской Федерации составляют сточные воды, сбрасываемые предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. Причинами этого являются значительный износ очистных сооружений, применение устаревших технологий очистки сточных вод и прием объектами жилищно-коммунального хозяйства загрязненных стоков городских промышленных предприятий.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2025 N 1465)

(см. текст в предыдущей редакции)

Более 18 процентов общего объема сброса загрязненных сточных вод приходятся на долю промышленных предприятий. Основными источниками загрязнения водных объектов являются предприятия, осуществляющие целлюлозно-бумажное, химическое, металлургическое производство, полиграфическую деятельность, производство кокса, нефтепродуктов, добычу металлических руд, а также предприятия угольной промышленности.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2025 N 1465)

(см. текст в предыдущей редакции)

Общая площадь паводкоопасных районов на территории Российской Федерации достигает 400 тыс. кв. километров, из которых ежегодно затапливаются до 50 тыс. кв. километров. Затоплению подвержены отдельные территории 746 городов, в том числе более 40 крупных, тысячи населенных пунктов с населением около 4,6 млн. человек, хозяйственные объекты и более 7 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий.

Паводкоопасными районами являются Приморский и Хабаровский края, Еврейская автономная область, Сахалинская и Амурская области, Забайкалье, Средний и Южный Урал, низовья р. Волги, Северный Кавказ, Краснодарский край, а также Западная и Восточная Сибирь.