Комментарии к разделу II пункта 2.5

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 24.09.2022 N 371-ФЗ в ч. 6 ст. 12 внесены изменения, образовательные программы разрабатываются и утверждаются, в соответствии с ФГОС ДО и соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования.

Данная норма предполагает, что при разработке образовательной программы (программ) конкретной Организации могут использоваться примерные основные образовательные программы дошкольного образования, входящие в реестр примерных основных образовательных программ (статья 12 Закона). Организация (группа) может разрабатывать программы самостоятельно, не опираясь на какую (какие)-либо примерные программы. Употребленный в данном пункте, а также в Законе термин "с учетом" означает право и предоставленную Организации возможность ознакомиться с существующими примерными программами, оценить их пригодность для своей образовательной деятельности и принять решение об использовании или неиспользовании данных примерных программ при разработке программы (программ) ДОО.

Выбор режима работы дошкольной группы осуществляется Организацией самостоятельно (с учетом объема решаемых задач, мнений участников образовательных отношений). Таким образом обеспечивается соответствие организационных особенностей реализации Программы ее содержанию. Для обеспечения бюджетного финансирования всего времени работы педагогического и учебно-вспомогательного персонала в группе продолжительность реализации Программы в сутки должна соответствовать выбранному режиму работы группы, что должно быть отражено в Программе. При функционировании в Организации групп с несколькими различными режимами пребывания детей Программа должна учитывать возможность ее реализации в соответствующих группах, либо для каждого режима должны быть разработаны соответствующие программы (при этом различия этих программ могут быть незначительны). Право реализации нескольких основных общеобразовательных программ закреплено статьей 12 Закона. Программа может соответствовать любому режиму работы группы, не превышающему 14 часов в сутки. В случае, если режим работы группы превышает 14 часов в сутки, Программа реализуется не более 14 часов от всего времени пребывания детей.

Реализация программы не подразумевает ограничений на оказание дополнительных платных образовательных услуг воспитанникам. Получение воспитанниками таких услуг должно регламентироваться договорами (в соответствии с утвержденной примерной формой договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования, приказ Минобрнауки России от 13 января 2014 г. N 8 (направлен в Минюст России на государственную регистрацию). В случае если Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в Организации (продолжительность работы группы соответствует продолжительности реализации Программы) получение воспитанником дополнительной платной услуги может осуществляться одновременно с реализацией Программы в группе при условии фактического отсутствия воспитанника в группе. Поскольку дошкольное образование не является обязательным, родители (законные представители) воспитанника используют свое право на выбор формы получения ребенком образования и Организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом, в случае если хотя бы один ребенок фактически остается в группе, реализация Программы в ней не прекращается, прерывается лишь получение образования воспитанником, получающим дополнительную услугу. Поскольку дополнительное образование детей также является важным элементом развития детей, и ограничение их в его получении неконституционно, Организация не может повлиять на решение родителей о порядке посещения ребенком дошкольной группы. Независимо от количества детей в группе для обеспечения реализации Программы требуется создать в том числе необходимые кадровые условия. При этом финансовое обеспечение кадровых условий определяется в зависимости от нормативного количества детей в группе. Следовательно, временное отсутствие ребенка в группе по причине получения дополнительной образовательной услуги не может рассматриваться в качестве основания для пересмотра нормативов финансирования. Также, фактическое финансирование реализации Программы через обеспечение создания требуемых условий означает, что временное отсутствие ребенка в группе, не влияющее на изменение условий реализации Программы, не должно рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств. В то же время, вопрос параллельного освоения Программы и дополнительных общеобразовательных программ в одной Организации должен регулироваться локальными нормативными правовыми актами такой Организации.