2.1. Особенности сбора информации

Проведение опроса в очаге является обязательной составляющей эпидемиологического расследования. Однако если такой опрос проводится некачественно, то это отражается на результатах эпидемиологической диагностики.

В то же время общеизвестно, что факторный опрос в очаге позволяет подтвердить или опровергнуть рабочую гипотезу, установить новые, ранее неизвестные факторы риска. Однако это происходит лишь в том случае, если факторный опрос проведен корректно, т.е. качественно опрошены не только заболевшие, но и здоровые лица, а количество опрошенных лиц (выборка) достаточно по численности (см. выше).

Исходя из этого, еще до проведения факторного опроса в очаге эпидемиолог должен ответить на следующие вопросы:

- зачем проводится опрос (какова его цель);

- кого следует опросить (исследуемые группы);

- сколько человек опросить (размер выборки);

- как следует опрашивать (метод опроса);

- о чем следует спрашивать (содержание опроса).

Цель опроса всегда напрямую зависит от цели исследования. Так, если эпидемиолог хочет выяснить, имелась ли связь заболеваемости школьников с употреблением пищи в обед или в завтрак, целью опроса будет выяснение, обедал и/или завтракал ребенок, а также заболел он или не заболел.

Ответ на вопрос "Кого следует опросить?" эпидемиолог получает также после определения цели исследования и выбора типа планируемого исследования. Известно, что младшие школьники не всегда могут ответить на поставленный исследователем вопрос о характере питания. В этом случае опрос будет проводиться не среди детей, а среди преподавателей, воспитателей или родителей в зависимости от конкретной ситуации.

Выбор метода сбора необходимой информации также решается в зависимости от конкретной ситуации. В ходе расследования вспышки, как правило, используется метод интервьюирования как очного, так и по телефону.