Приложение N 6. Технология расчета рентабельности оборота и рентабельности услуг (перевозок) транспортных организаций

Приложение N 6

к Методическим рекомендациям

(п. 39)

ТЕХНОЛОГИЯ

РАСЧЕТА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОБОРОТА И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ УСЛУГ

(ПЕРЕВОЗОК) ТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Для достижения уровня рентабельности, обеспечивающего экономически устойчивую деятельность организации, необходимо соблюдение следующих условий:

Рисунок 332 (6.1)

Рисунок 333 (6.2)

где: Рисунок 334 - интенсивность оборота авансируемого капитала, которая характеризует объем реализованных работ (услуг), приходящийся на 1 руб. средств, вложенных в деятельность организации;

В - выручка от реализации (строка 010 формы N 2 баланса) - объем реализованных услуг, руб.;

Рисунок 335 и Рисунок 336 - суммы актива баланса на начало и конец года (строка 300 формы N 1 баланса), руб.;

Рисунок 337 - объем прибыли, приходящейся на 1 руб. собственного капитала;

П - прибыль до налогообложения (строка 140 формы N 2 баланса), руб.;

Рисунок 338 и Рисунок 339 - собственный капитал на начало и конец года, руб.

2. Рентабельность оборота для транспортной организации должна соответствовать соотношению (33).

Величина необходимой рентабельности оборота может быть определена исходя из вышеприведенных нормативных значений коэффициентов Рисунок 340 и Рисунок 341 и коэффициента автономии (Рисунок 342), величина которого принимается равной 0,6 (СК / (ВНА + ОА) = СК / А = 0,6). Выполнив расчет, получим искомую величину нормативной рентабельности оборота:

Рисунок 343.

3. Проведенный анализ показал, что величина рентабельности услуги (перевозки) (формула 32) для транспортных организаций должна быть всегда больше рентабельности оборота, что определяется величиной сальдо по прочим доходам/расходам, как правило, отрицательным.

Анализ балансов транспортных организаций показал, что величина отрицательного сальдо по прочим доходам/расходам (расходы на налоги, за исключением НДС и акцизов, а также на иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и не включенные в состав расходов по обычным видам деятельности, включаются в прочие расходы) составляет 4,4% от расходов по обычным видам деятельности (без учета субсидий на покрытие убытков).

Исходя из этого, прибыль до налогообложения можно представить в следующем виде:

Рисунок 344, (6.3)

где: Рисунок 345 - сальдо по прочим доходам/расходам.

В то же время в соответствии с тем, что рассчитанная выше величина рентабельности оборота равна 4,8%, прибыль до налогообложения может быть также представлена:

Рисунок 346, тогда можно выполнить следующие преобразования:

Рисунок 347 (6.4)

Рисунок 348 (6.5)

Рисунок 349 (6.6)

Следовательно, рентабельность услуги (перевозки) может быть представлена следующим образом:

Рисунок 350 (6.7)

Рисунок 351 (6.8)

Рисунок 352. (6.9)