|
Вопросы по применению п. 3.12 Положения N 254-П |
||
|
Согласно пункту 3.12 Положения N 254-П: если по заемщику в течение периода более одного квартала отсутствует информация (финансовая и иная), примерный перечень которой приведен в приложении 2 к настоящему Положению, ссуда классифицируется не выше, чем во II категорию качества с формированием резерва в размере не менее 20 процентов. Если по заемщику указанная информация отсутствует в течение периода более двух кварталов, ссуда классифицируется не выше, чем в III категорию качества с формированием резерва в размере не менее 50 процентов. В случае применения заемщиком особой формы налогообложения и отсутствия подтвержденной отчетности на внутригодовые даты будет ли рассматриваться период между сдачей годовой отчетности за прошлый и отчетный год как период, в течение которого информация не была предоставлена, если обязанность предоставления этой информации в органы статистического наблюдения (так же, как и обязанность вести книгу учета доходов и расходов) у заемщика отсутствует? При этом заемщик предоставляет управленческую отчетность (сведения по формам, утвержденным внутренним положением банка). |
В соответствии с абз. 3 п. 3.12 Положения N 254-П если отсутствие бухгалтерской (финансовой) отчетности заемщика связано с особенностями законодательства страны его места нахождения, требования данного пункта о реклассификации ссуды не применяются. Кредитная организация для анализа кредитоспособности (платежеспособности) заемщика обязана предусмотреть получение иных сведений и отчетности, примерный перечень которых приведен в Приложении 2 к Положению N 254-П (в т.ч. информации кредитной организации о состоянии и движении денежных средств на счетах заемщика, управленческой отчетности, справок из налоговых органов, подтверждающих отсутствие/наличие задолженности перед бюджетом, информации из Интернета, данных СМИ, а также иных доступных кредитной организации сведений). При этом сведения и отчетность, используемые для анализа, должны быть достоверными. Кредитная организация обязана соблюдать периодичность составления профессионального суждения с учетом требований п. 3.1.5 Положения N 254-П. |
|
|
Во втором абзаце п. 3.12.1 используется понятие "стоимость" обеспечения. Что понимается под этим понятием в контексте данного пункта? |
Понятие "стоимость обеспечения" для целей п. 3.12.1 Положения N 254-П применяется в контексте, установленном п. 6.4 Положения N 254-П. |
|
|
Банк должен оценивать реальность деятельности заемщиков, и в случае признания уполномоченным органом Банка деятельности заемщика реальной при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в Приложении 5, информацию о принятии такого решения относительно ссуд (совокупности ссуд, выданных одному заемщику или группе связанных заемщиков), превышающих меньшую из двух величин - один процент от величины собственных средств (капитала) кредитной организации либо 300 000 000 рублей, предоставить в территориальное учреждение Банка России. Может ли Банк исходя из логического подхода предоставлять такую информацию в территориальное учреждение Банка России, начиная с 01.01.2014, когда вступает в силу подпункт п. 3.12.1 пункта 3.12? |
В соответствии с п. 2.1 Указания N 2993-У требования подпункта 3.12.1 Положения N 254-П применяются к ссудам, выдаваемым (реструктурируемым) с 1 января 2014 года, а к ссудам, выданным (реструктурированным) до 1 января 2014 года, начиная с 1 января 2015 года. В соответствии с п. 3.12.3 Положения N 254-П уполномоченный орган управления (орган) кредитной организации при наличии хотя бы одного из обстоятельств, приведенных в приложении 5 к Положению N 254-П, вправе принять решение об осуществлении заемщиком реальной деятельности. Кредитная организация обязана предоставлять в территориальное учреждение Банка России соответствующую информацию, исходя из установленных п. 2.1 Указания N 2993-У сроков: - для ссуд, выдаваемых (реструктурируемых) с 1 января 2014 года, начиная с указанной даты; - для ссуд, выданных (реструктурированных) до 1 января 2014 года, начиная с 1 января 2015 года. Соответствующие изменения внесены в форму отчетности 0409115 "Информация о качестве активов" и вступят в силу с 1 января 2014 года. |
|
|
Банк должен оценивать реальность деятельности заемщиков, в случае признания отсутствия у заемщика реальной деятельности, классифицировать вновь выдаваемые (реструктурируемые) ссуды с 01.01.2014 в III категорию качества с размером расчетного резерва 50%, а ссуды, выданные до 01.01.2014, классифицировать в ту же категорию, начиная с 01.01.2015. Банк предоставил две ссуды заемщику в размере 100 000 000 рублей и 50 000 000 рублей до 01.01.2014. Ссуда в размере 50 000 000 рублей подверглась реструктуризации после 01.01.2014. На момент реструктуризации, в процессе сопровождения кредитных продуктов, были выявлены негативные обстоятельства и Банком было принято решение признать, что заемщик не осуществляет реальной деятельности. Согласно п. 3.12 Указания N 2993-У Банк должен классифицировать ссуду в 50 000 000 рублей в III категорию качества с размером расчетного резерва 50%. Должен ли в этом случае Банк также классифицировать ссуду в размере 100 000 000 рублей в III категорию качества с размером расчетного резерва 50%? |
Ссуду, предоставленную заемщику - юридическому лицу, в отношении которого выявлены признаки нереальной деятельности, и реструктурированную после 01.01.2014, необходимо классифицировать с учетом требований п. 3.12.1 Положения N 254-П, начиная с 01.01.2014. Классификация ссудной задолженности, возникшей у рассматриваемого заемщика - юридического лица до 01.01.2014, в соответствии с требованиями п. 3.12.1 Положения N 254-П осуществляется начиная с 01.01.2015. Одновременно полагаем, что кредитной организации при классификации ссуд, предоставленных заемщикам - юридическим лицам, не осуществляющим реальной деятельности, целесообразно классифицировать предоставленные как до, так и после 01.01.2014 ссуды с учетом требований п. 3.12.1 Положения N 254-П. |
|
|
Принимая во внимание, что Указание Банка России от 15.04.2013 N 2993-У (за исключением подпункта 3.12.1 пункта 3.12, пунктов 3.18 и 3.19) вступило в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России", кредитные организации в соответствии с п. 2.3 Положения Банка России N 254-П начиная с 09.07.2013 отражают во внутренних документах в том числе перечень обстоятельств, свидетельствующих о возможном отсутствии у заемщика - юридического лица реальной деятельности или осуществлении ее в незначительных объемах в денежном выражении, не сопоставимых с размером ссуды. При этом положения пункта 3.12.1 Положения Банка России N 254-П, которым предусмотрено, что ссуды, предоставленные заемщикам - юридическим лицам, не осуществляющим реальной деятельности либо осуществляющим такую деятельность в незначительных объемах в денежном выражении, не сопоставимых с размером ссуд (совокупности ссуд, предоставленных данному заемщику), классифицируются не выше, чем в III категорию качества с расчетным резервом в размере не менее 50 процентов, применяются с 1 января 2014 года к выдаваемым ссудам, а с 1 января 2015 года - к ссудам, выданным до 1 января 2014 года. Исходя из изложенного правомерным ли в настоящее время является подход, в соответствии с которым до указанных дат кредитная организация имеет возможность закладывать во внутренних документах любой порядок определения степени влияния обстоятельств, свидетельствующих о возможном отсутствии у заемщика - юридического лица реальной деятельности, на уровень кредитного риска? При наличии данных обстоятельств размер резерва может быть увеличен незначительно (например, на 0,1%). Кроме того, могут ли внутренние документы содержать положения о том, что применение/неприменение указанного перечня ставится в зависимость от наличия определенных, предусмотренных Банком условий. Так, например, размер резерва должен составить не менее 21% при наличии одновременно 7 любых обстоятельств; 35% - 10-ти, 50% - всех содержащихся в перечне. В этой связи просим сообщить мнение относительно правомерности применяемых кредитными организациями во внутренних документах подходов. |
Ссуды, предоставленные заемщикам - юридическим лицам, не осуществляющим реальной деятельности, должны классифицироваться на основании п. 3.12.1 Положения N 254-П с учетом п. 2 Указания N 2993-У. В случае выявления до 01.01.2014 ситуаций, когда внутренние документы кредитной организации содержат положения (например, определение деятельности заемщиков - юридических лиц как нереальной при комбинации нескольких обстоятельств из Приложения 5 к Положению N 254-П), следует признавать несоответствие внутренних документов требованиям Положения N 254-П в данной части. В этом случае на основании ст. 74 Федерального закона N 86-ФЗ от 10.07.2002 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" кредитной организации должно быть предъявлено требование о приведении внутренних документов в соответствие с Положением N 254-П. Внутренние документы кредитной организации также могут содержать отлагательную норму в части классификации ссуд, представленных заемщикам - юридическим лицам, не осуществляющим реальной деятельности. При этом требование о доформировании резерва в размере, установленном п. 3.12.1 Положения N 254-П, должно предъявляться кредитной организации с учетом п. 2 Указания N 2993-У. |
|
|
Согласно пункту 2.3 Положения Банка России N 254-П, кредитная организация должна отразить "во внутренних документах описание правил (методов, процедур), перечень основных используемых источников информации и полномочия работников кредитной организации, порядок принятия решений при определении реальности деятельности заемщика - юридического лица или осуществлении ее в незначительных объемах, не сопоставимых с размером ссуды. В соответствии с пунктом 3.12.3 Положения N 254-П (в редакции Указания), предусмотрено представление кредитной организацией в территориальное учреждение Банка России информации: о принятии уполномоченным органом управления (органом) кредитной организации решения о том, что заемщиком - юридическим лицом осуществляется реальная деятельность (при наличии хотя бы одного из обстоятельств, приведенных в приложении 5 к Положению N 254-П (в редакции Указания), в отношении ссуд, соответствующих условиям и ограничениям пункта 3.12.3 Положения N 254-П (в редакции Указания) о категории качества данных ссуд. Согласно пункту 2.1. Указания, положения подпункта 3.12.1 пункта 3.12 Положения N 254-П (в редакции Указания) применяются к ссудам, выдаваемым (реструктурируемым) с 1 января 2014 года. К ссудам, выданным (реструктурированным) до 1 января 2014 года, указанные положения применяются, начиная с 1 января 2015 года. Просим дать разъяснения по следующему вопросу: Должен ли Банк в соответствии с пунктом 3.12.3 Положения 254-П (в редакции Указания) в составе отчетности на 01.08.2013 предоставить в территориальное учреждение Банка России данную информацию в отношении всех ссуд, находящихся на балансе Банка по состоянию на 01.08.2013 и удовлетворяющих ограничениям пункта 3.12.3 Положения 254-П (в редакции Указания), либо, с учетом сроков, установленных пунктом 2.1 Указания N 2993-У, данную информацию в территориальное учреждение Банка России необходимо предоставить: в отношении ссуд, выданных (реструктурированных) с 1 января 2014 года - начиная с отчетности на 01.01.2014 в отношении ссуд, выданных (реструктурированных) до 1 января 2014 года - начиная с отчетности на 01.01.2015. |
В соответствии с п. 2.1 Указания N 2993-У требования подпункта 3.12.1 Положения N 254-П применяются к ссудам, выдаваемым (реструктурируемым) с 1 января 2014 года, а к ссудам, выданным (реструктурированным) до 1 января 2014 года, начиная с 1 января 2015 года. В соответствии с п. 3.12.3 Положения N 254-П уполномоченный орган управления (орган) кредитной организации при наличии хотя бы одного из обстоятельств, приведенных в приложении 5 к Положению N 254-П, вправе принять решение об осуществлении заемщиком реальной деятельности. Кредитная организация обязана предоставлять в территориальное учреждение Банка России соответствующую информацию, исходя из установленных п. 2.1 Указания N 2993-У сроков. Соответствующие изменения внесены в форму отчетности 0409115 "Информация о качестве активов" и вступят в силу с 1 января 2014 года. |
|
|
Вправе ли Банк при формировании внутренней политики в соответствии с требованиями пункта 2.3 Положения N 254-П наделить работников Банка полномочиями по принятию решений о реальности деятельности заемщика в нижеперечисленных случаях: ссуда и заемщик перечислены в подпункте 3.12.2 Положения N 254-П; анализом не выявлено признаков, свидетельствующих о возможном отсутствии у заемщика реальности деятельности; анализом выявлено определенное Банком максимальное количество признаков, свидетельствующих о возможном отсутствии у заемщика реальности деятельности (например, не более 2), при наличии соответствующего обоснования. |
При закреплении во внутренних документах подходов по применению требований п. 3.12.1 - 3.12.3 Положения N 254-П следует руководствоваться следующим. В случаях, когда ссуды выданы заемщикам, поименованным в п. 3.12.2 Положения N 254-П, у кредитной организации отсутствует необходимость их проверки на наличие обстоятельств в соответствии с Приложением 5 к Положению N 254-П, поскольку деятельность таких заемщиков изначально признается реальной. При соответствии ссудной задолженности требованиям п. 3.12.2 Положения N 254-П, а также в случаях, когда по результатам проведенного кредитной организацией анализа в отношении заемщика не выявлены поименованные в Приложении 5 к Положению N 254-П обстоятельства, у кредитной организации отсутствует необходимость в принятии решения об осуществлении заемщиком реальной деятельности. В соответствии с п. 3.12.3 Положения N 254-П уполномоченный орган управления (орган) кредитной организации при наличии хотя бы одного из обстоятельств, приведенных в приложении 5 к Положению N 254-П, вправе принять решение об осуществлении заемщиком реальной деятельности. |
|
|
Применяется ли пункт 3.12 Положения N 254-П в целях абзаца 2 пункта 4.1 данного Положения в полном объеме, включая подпункты 3.12.1 - 3.12.3, или применение пункта 3.12 ограничивается требованиями абзацев 1 - 3 пункта 3.12 Положения N 254-П. |
При применении требований абз. 2 п. 4.1 Положения N 254-П кредитной организации следует исходить из всех норм п. 3.12 данного Положения. |
|
|
Согласно п. 2.1 Указания N 2993-У положения подпункта 3.12.1 пункта 3.12, пунктов 3.18 и 3.19 Положения N 254-П (в редакции Указания N 2993-У) применяются к ссудам, выдаваемым (реструктурируемым) с 1 января 2014 года. Правильно ли мы понимаем, что отражение во внутренних нормативных документах Банка, и, соответственно, включение в кредитный процесс Банка нижеследующих норм по определению реальности деятельности заемщика возможно одновременно с требованиями по формированию резерва, т.е. с 01.01.2014, а именно: подп. 2.3 в части требований к внутренним документам КО в части описания правил (методов, процедур), используемых для определения реальности деятельности заемщика; подп. 3.1.1 в части включения в профсуждение обоснования осуществления заемщиком - юрлицом реальной деятельности; подп. 3.12.2, содержащего перечень лиц, на которые не распространяется требование по повышенному резервированию ввиду отсутствия ведения заемщиком реальной деятельности; подп. 3.12.3, предоставляющего право принятия решения об осуществлении заемщиком реальной деятельности, а также описывающего порядок информирования Банка России о принятии таких решений; Приложения 5, содержащего перечень обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у заемщика реальной деятельности? |
Требования пунктов 3.1.1, 3.12.1 - 3.12.3, 3.18 и 3.19 Положения N 254-П применяются к ссудам, выдаваемым (реструктурируемым) с 1 января 2014 года, а к ссудам, выданным (реструктурированным) до 1 января 2014 года, начиная с 1 января 2015 года, с учетом норм п. 2 Указания N 2993-У. Иные требования, вводимые Указанием N 2993-У (в т.ч. требования п. 2.3 Положения N 254-П), применяются с момента вступления в силу Указания N 2993-У. Внутренние документы кредитной организации также могут содержать отлагательную норму в части классификации ссуд, представленных заемщикам - юридическим лицам, не осуществляющим реальной деятельности. При несоответствии внутренних документов требованиям Положения N 254-П в данной части до 01.01.2014 на основании п. 9.3 Положения N 254-П и ст. 74 Федерального закона N 86-ФЗ от 10.07.2002 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" кредитной организации может быть предъявлено требование о приведении внутренних документов в соответствие с Положением N 254-П. |
|
|
При признании заемщика "не осуществляющим реальной деятельности" речь идет о размере "ссуд/совокупности ссуд" данного заемщика, а в п. 1.1 Приложения 5 - о размере "ссуды". В связи с неоднозначной трактовкой пунктов документа, просим пояснить, если заемщик имеет несколько ссуд, возможно ли производить сравнение с объемом среднеквартальной выручки размер каждой его ссуды, как указано в п. 1.1 Приложения 5, или же необходимо суммировать общий остаток задолженности по всем ссудам заемщика и сравнивать полученный итог с объемом среднеквартальной выручки, как этого требует п. 3.12.1? |
При применении п. 1.1 Приложения 5 к Положению N 254-П кредитной организации при определении размера необеспеченной ссуды или частично обеспеченной ссуды в целях сопоставления с величиной полученной заемщиком среднеквартальной выручки следует принимать в расчет совокупный объем ссудной задолженности заемщика в банке-кредиторе. |
|
|
Правильно ли Банк понимает формулировку абзаца 2 подпункта 3.12.1 Положения N 254-П как отсутствие требования по проведению оценки реальности деятельности заемщика по Приложению 5 к Положению N 254-П в случае наличия по ссуде обеспечения I или II категорий качества (за исключением обеспечения, определенного абзацами восьмым - десятым подпункта 6.3.1 пункта 6.3 Положения N 254-П), стоимость которого с учетом коэффициентов (индексов) категории качества обеспечения, указанных в пункте 6.7 Положения N 254-П, составляет не менее размера ссуды. |
Абзац 2 п. 3.12.1 Положения N 254-П определяет возможность не формировать резерв на возможные потери по ссуде заемщика, в отношении которого проведен анализ на предмет наличия поименованных в Приложении 5 к Положению N 254-П обстоятельств, результаты которого требуют классификации предоставленной ему ссуды в соответствии с нормами п. 3.12.1 Положения N 254-П. |
|
|
Поскольку формы обеспечения, исключаемые в целях применения абзаца 2 подпункта 3.12.1 Положения N 254-П и пункта 1.1 Приложения 5 к Положению N 254-П, не идентичны, правильно ли Банк понимает, что существует возможность, когда определенный вид обеспечения, не принимаемый при анализе пункта 1.1 Приложения 5 к Положению N 254-П, может учитываться (не исключается) при формировании резерва с учетом абзаца 2 подпункта 3.12.1 Положения N 254-П и наоборот. |
Обеспечение, поименованное в п. 1.1 Приложения 5 к Положению N 254-П, используется для целей оценки осуществления заемщиком реальной/нереальной деятельности при оценке показателя, определенного в п. 1.1 Приложения 5. Для целей формирования резервов, в том числе при применении требований п. 3.12.1 Положения N 254-П, кредитная организация руководствуется нормами главы 6 Положения N 254-П с учетом ограничений, предусмотренных п. 3.12.1 Положения N 254-П. |
|
|
Банк формирует резерв в размере, определенном абзацем 1 п. 3.12.1 Положения N 254-П. При снижении размера ссудной задолженности либо при увеличении оценочной стоимости заложенного имущества стоимость обеспечения с учетом коэффициентов (индексов) категории качества, указанных в п. 6.7 Положения N 254-П, стала превышать размер ссуды. Вправе ли банк не формировать (восстановить) резерв в размере, определенном абзацем п. 3.12.1 Положения N 254-П? |
Если определенная с учетом требований п. 6.4 и 6.7 Положения N 254-П стоимость обеспечения I или II категории качества (за исключением обеспечения, поименованного в 8 - 10 абз. п. 6.3.1 Положения N 254-П) равна или более размера ссуды, то в соответствии с требованиями п. 3.12.1 Положения N 254-П резерв на возможные потери по такой ссуде может не формироваться. |
|
|
В пункте 3.12.2 Положения 254-П приведен перечень ссуд, на которые не распространяется требование пункта 3.12.1 о классификации ссуды не выше, чем в третью категорию качества с расчетным резервом не менее 50 процентов, в том случае, если заемщик не осуществляет реальной деятельности. В связи с этим, возможно ли не проводить определение реальности деятельности по перечню обстоятельств, указанных в Приложении 5 к Положению 254-П, для заемщиков, ссуды которых указаны в пункте 3.12.2 (например, ссуды, предоставленные индивидуальным предпринимателям - пункт 3.12.2.11) и, соответственно, не отражать обоснование осуществления реальности деятельности в профессиональном суждении, составляемом в соответствии с пунктом 3.1.1 Положения 254-П? |
В случаях, когда ссуды выданы заемщикам, поименованным в п. 3.12.2 Положения N 254-П, у кредитной организации отсутствует необходимость их проверки на наличие обстоятельств в соответствии с Приложением 5 к Положению N 254-П. При этом в профессиональном суждении следует отразить обоснование реальности деятельности. |
|
|
Просим разъяснить порядок применения норм Положения N 254-П в части необходимости осуществления процедур по определению реальности деятельности заемщика - юридического лица в сфере производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в отношении категорий юридических лиц, определенных в п. 3.12.2 Положения 254-П. Положение 254-П не содержит прямого указания на необходимость проведения оценки реальности деятельности всех заемщиков - юридических лиц в сфере производства продукции, выполнения работ и оказания услуг. Подпункт 3.12.1 Положения 254-П устанавливает негативные последствия признания заемщика не осуществляющим реальной деятельности либо осуществляющим такую деятельность в незначительных объемах в денежном выражении, не сопоставимым с размером ссуд. При этом в соответствии с п. 3.12.3 Положения N 254-П банку надлежит направлять информацию в территориальное учреждение Банка России о принятом решении, что заемщик осуществляет реальную деятельность в случаях наличия хотя бы одного из обстоятельств, приведенных в приложении 5 Положения N 254-П. Оба эти положения не распространяются на заемщиков, указанных в п. 3.12.2 Положения N 254-П. Просим подтвердить, что отсутствует требование об осуществлении процедур определения реальности деятельности в отношении заемщиков, перечисленных в п. 3.12.2 Положения N 254-П. |
В случаях, когда ссуды выданы заемщикам, поименованным в п. 3.12.2 Положения N 254-П, у кредитной организации отсутствует необходимость их проверки на наличие обстоятельств, свидетельствующих о возможном отсутствии у заемщика реальной деятельности в соответствии с Приложением 5 к Положению N 254-П, поскольку деятельность данных заемщиков изначально признается реальной. |
|
|
В пункт 3.12 Положения N 254-П добавлен подпункт 3.12.3 следующего содержания: "в случаях, когда уполномоченный орган управления (орган) кредитной организации при наличии хотя бы одного из обстоятельств, приведенных в приложении 5 к настоящему Положению, за исключением ссуд, указанных в подпункте 3.12.2 настоящего пункта, принимает решение о том, что заемщиком - юридическим лицом осуществляется реальная деятельность, информация о принятии такого решения в отношении ссуд (совокупности ссуд, выданных одному заемщику или группе связанных заемщиков), превышающих меньшую из двух величин - один процент от величины собственных средств (капитала) кредитной организации либо 300 000 000 рублей, и о категории качества ссуды представляется кредитной организацией в территориальное учреждение Банка России в порядке, установленном пунктом 3.10 настоящего Положения". Просим Вас разъяснить, относятся ли положения данного подпункта только к вновь выдаваемым ссудам. |
В соответствии с п. 2.1 Указания N 2993-У требования подпункта 3.12.1 Положения N 254-П применяются к ссудам, выдаваемым (реструктурируемым) с 1 января 2014 года, а к ссудам, выданным (реструктурированным) до 1 января 2014 года, начиная с 1 января 2015 года. В соответствии с п. 3.12.3 Положения N 254-П уполномоченный орган управления (орган) кредитной организации при наличии хотя бы одного из обстоятельств, приведенных в приложении 5 к Положению N 254-П, вправе принять решение об осуществлении заемщиком реальной деятельности. Кредитная организация обязана предоставлять в территориальное учреждение Банка России соответствующую информацию, исходя из установленных п. 2.1 Указания N 2993-У сроков: - для ссуд, выдаваемых (реструктурируемых) с 1 января 2014 года, начиная с указанной даты; - для ссуд, выданных (реструктурированных) до 1 января 2014 года, начиная с 1 января 2015 года. Соответствующие изменения внесены в форму отчетности 0409115 "Информация о качестве активов" и вступят в силу с 1 января 2014 года. |
|
|
Просим уточнить в связи с присутствующей в п. 3.12.2.5 Положения N 254-П ссылкой на гарантии/поручительства муниципальных образований, возможно ли признавать данный вид обеспечения первой/второй категорией качества обеспечения? Планирует ли Банк России в этой связи уточнять формулировку пунктов 6.2.5, 6.3.3 Положения N 254-П? |
Обеспечение, поименованное в п. 3.12.2 Положения N 254-П (в т.ч. гарантии/поручительства муниципальных образований), используется только для целей подтверждения осуществления заемщиком реальной деятельности. В целях минимизации резервов на возможные потери по ссудной задолженности используется обеспечение, указанное в главе 6 Положения N 254-П, которая устанавливает исчерпывающий перечень обеспечения для целей формирования резервов. |
|
|
Распространяется ли и каким образом условие п. 3.12.2.5 Положения N 254-П на ссуды, частично (не полностью) обеспеченные государственными и муниципальными гарантиями, поручительствами фондов поддержки малого предпринимательства, в составе обеспечения по которым также может присутствовать дополнительное обеспечение в виде залога, позволяющее полностью обеспечить кредит? |
Пункт 3.12.2.5 Положения N 254-П не содержит требований о размере предоставляемого заемщиком обеспечения в виде государственных гарантий или поручительств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также поручительств фондов, указанных в п. 6.3.4 Положения N 254-П, т.е. в данном случае следует учитывать сам факт предоставления обеспечения такого вида. |
|
|
Условием подтверждения уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей являются копии платежных поручений о перечислении платежей с отметкой об исполнении. Будет ли являться подтверждением о перечислении платежей также заверенная выписка из банка с назначением платежа о перечислении платежей? |
При заверении кредитной организацией, осуществляющей перечисление налогов, расширенные выписки по расчетному счету заемщика - юридического лица о перечислении налогов, сборов и иных установленных п. 3.12.2.8 Положения N 254-П платежей за период с указанием сумм, наименований и номеров счетов получателей платежей, назначения платежей, счета банка-корреспондента, входящих и исходящих остатков по счету могут быть использованы в качестве подтверждения уплаты рассматриваемых платежей. |
|
|
Возможно ли подтверждение факта совершения платежей выпиской, заверенной обслуживающим банком, выпиской, подготовленной по форме КНД 1114307 - "Выписка по операциям на счете (специальном банковском счете)" согласно Приложению N 4 к приказу ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/519@ Или использование данной формы (поскольку не связано с запросом налогового органа) является некорректным? Возможно ли применение иной формы выписки, содержащей необходимые сведения для подтверждения факта платежей, и заверенной обслуживающим банком? |
Полагаем некорректным использование связанной с запросом налогового органа формы по КНД 1114307 "Выписка по операциям на счете (специальном банковском счете)" в целях применения п. 3.12.2.8 Положения N 254-П. Вместе с тем, представленные по форме кредитной организации заверенные выписки по расчетному счету заемщика - юридического лица о перечислении налогов, сборов и иных установленных п. 3.12.2.8 Положения N 254-П платежей за период с указанием сумм, наименований и номеров счетов получателей платежей, назначения платежей, счета банка-корреспондента, входящих и исходящих остатков по счету, могут быть использованы в качестве подтверждения уплаты рассматриваемых платежей. |
|
|
Условиями абз. 1 п. 3.12.2.8 Положения N 254-П предусмотрено, что определенный объем уплаченных в указанный период заемщиком-юридическим лицом налогов, сборов и иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации (далее - платежи), при условии подтверждения уплаты вышеуказанных платежей копиями платежных поручений с отметкой об исполнении, и (или) предоставленными заемщиком налоговыми декларациями, содержащими отметку об их принятии, может являться условием неприменения требований п. 3.12.1 к классификации задолженности заемщика - юридического лица. Вопрос 1: Предусматривает ли Банк России включение в состав упомянутых выше налогов, сборов и иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, такие платежи как: акцизные платежи, таможенные пошлины и платежи, уплату НДФЛ, перечисления во внебюджетные фонды, госпошлины (в т.ч. за лицензирование), страховые взносы по нетрудоспособности? Вопрос 2: как Банк России понимает установленный п. 3.12.2.8 период "... за четыре квартала, предшествующих дате оценки кредитного риска по ссуде..."? Например, если оценка ссуды производится по состоянию на 03.08.14 года, какой период необходимо рассматривать в контексте п. 3.12.2.8 - период с 01.07.13 по 01.07.14 включительно, или период с 01.04.13 по 01.04.14 включительно - по той причине, что еще не истек срок представления в банк (или срок анализа банком) налоговой декларации за 2-й квартал (1-е полугодие) 2014 года? Вопрос 3: Как Банк России понимает условие подтверждения уплаты платежей в случае, если соответствующие платежи производятся заемщиком со счета в другом банке - копии всех платежных поручений с отметкой банка об исполнении, выписка по счету за период с указанием сумм, получателей платежей и назначения платежей, заверенная банком, или выписка по счету, распечатанная заемщиком из автоматической системы "банк-клиент", заверенная заемщиком? Вопрос 4: Как Банк России понимает условие подтверждения уплаты платежей в случае, если соответствующие платежи производятся заемщиком со счета в банке-кредиторе: копии всех платежных поручений с отметкой банка об исполнении, или достаточно помещения в кредитное досье выписки по счету, заверенной банком-кредитором, или же достаточно ссылки на то, что в АБС банка-кредитора имеется информация о наличии таких платежей, а, следовательно, и возможность получения такой выписки в любой момент времени? |
Подтверждаем возможность использования сведений об уплате заемщиком платежей (акцизные платежи, таможенные пошлины и платежи, уплаченный налог на доходы физических лиц, перечисления во внебюджетные фонды, госпошлины и страховые взносы по нетрудоспособности и т.д.) в целях применения п. 3.12.2.8 Положения N 254-П при соблюдении иных требований, установленных данным подпунктом. По вопросу 2. При применении требований п. 3.12.2.8 Положения N 254-П в качестве периода понимаются четыре последних завершенных квартала до даты оценки кредитного риска по ссудной задолженности. По вопросу 3. Платежные поручения заемщика о перечислении иной кредитной организацией налогов, сборов и иных установленных п. 3.12.2.8 Положения N 254-П платежей, заверенные иной кредитной организацией выписки по счетам заемщика за период с указанием сумм, получателей платежей и их назначения могут быть использованы в качестве подтверждения уплаты рассматриваемых платежей при наличии отметки иной кредитной организации об исполнении и их достоверности. По вопросу 4. При осуществлении налоговых и иных платежей, определенных п. 3.12.2.8 Положения N 254-П, с открытых в банке-кредиторе счетов заемщика, для соблюдения требований п. 3.12.2.8 Положения N 254-П следует включать в кредитное досье заемщика копии платежных поручений заемщика с отметкой банка об их исполнении. Полагаем возможным использование в указанных целях заверенных выписок по расчетному счету заемщика - юридического лица о перечислении налогов, сборов и иных установленных п. 3.12.2.8 Положения N 254-П платежей за период с указанием сумм, наименований и номеров счетов получателей платежей, назначения платежей, счета банка-корреспондента, входящих и исходящих остатков по счету. |
|
|
Правильно ли Банк понимает текст подпункта 3.12.2.8 Положения N 254-П как возможность подтверждения уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей только платежными поручениями, или только налоговыми декларациями, или только бухгалтерской отчетностью. |
Для целей соблюдения требований п. 3.12.2.8 Положения N 254-П уплата налогов, сборов и иных обязательных платежей может быть подтверждена платежными поручениями и (или) налоговыми декларациями (бухгалтерской отчетностью). |
|
|
Для анализа по п. 3.12.2.8 Положения N 254-П банку необходимо определить "сумму налогов, сборов и иных обязательных платежей, установленных законодательством РФ". В соответствии с п. 1 ст. 34 НК РФ таможенные органы исполняют обязанности налоговых органов при перемещении товаров через таможенную границу. Таможенные платежи (в том числе, НДС, пошлина) осуществляются в виде авансовых платежей (ст. 73 Таможенного кодекса Таможенного Союза). Может ли Банк в расчет суммы уплаченных заемщиком налогов включать суммы уплаченных заемщиком таможенных платежей таможенному органу? В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ продавце товаров (работ, услуг) дополнительно к цене товара предъявляет покупателю к оплате сумму НДС. Таким образом, оплачивая товар продавцу, покупатель одновременно производит оплату НДС продавцу, для чего в платежном поручении отдельно выделяет сумму НДС. Может ли банк в расчет суммы уплаченных заемщиком налогов включать суммы НДС, оплаченных поставщикам, т.к. в соответствии с налоговым законодательством уплата НДС производится не только в бюджет, но и продавцу товара, а п. 3.12.2.8 Положения N 254-П не содержит требований об учете уплаты налогов исключительно в бюджет РФ? |
Подтверждаем возможность использования сведений об уплате заемщиком таможенных пошлин и платежей в целях применения п. 3.12.2.8 Положения N 254-П при соблюдении иных требований, установленных данным подпунктом. Полагаем возможным учитывать в целях применения п. 3.12.2.8 Положения N 254-П сведения об уплате заемщиком - юридическим лицом сумм налога на добавленную стоимость. |
|
|
Возможно ли применение Банком в целях подпунктов 3.12.2.9 и 3.12.2.15 Положения N 254-П утвержденного перечня национальных рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются Банком России в рамках указания Банка России от 17.11.2011 N 2732-У "Об особенностях формирования кредитными организациями резерва на возможные потери по операциям с ценными бумагами, права на которые удостоверяются организациями (депозитариями)". |
Для целей применения п. 3.12.1 - 3.12.3 Положения N 254-П предполагается принятие Советом Директоров Банка России решения по утверждению перечня национальных рейтинговых агентств и определению минимальных уровней рейтингов долгосрочной кредитоспособности для каждого из включенных в указанный перечень национальных рейтинговых агентов. При отсутствии указанного решения рейтинги долгосрочной кредитоспособности не могут применяться для целей п. 3.12.1 - 3.12.3 Положения N 254-П. |
|
|
Попадают ли под действия подпункта 3.12.2.17 ссуды, обеспеченные акциями дочерних промышленных предприятий при условии, что в соответствии с 6 абзацем п. 6.5 действующей редакции Положения N 254-П залог ценных бумаг эмитентов, аффилированных с заемщиком, не учитывается для целей Положения N 254-П? |
Наличие предоставленного заемщиком обеспечения в виде акций дочернего предприятия, в отношении которого не установлены определенные Приложением 5 к Положению N 254-П обстоятельства, или дочернего предприятия, подпадающего под нормы п. 3.12.2 Положения N 254-П, позволяет кредитной организации в соответствии с п. 3.12.2.17 Положения N 254-П не проводить проверку данного заемщика на предмет осуществления им реальной деятельности. |
|
|
В п. 3.12 Положения N 254-П добавлен п. 3.12.3. Относится ли положение данного пункта только к вновь выдаваемым ссудам? |
В соответствии с п. 2.1 Указания N 2993-У требования подпункта 3.12.1 Положения N 254-П применяются к ссудам, выдаваемым (реструктурируемым) с 1 января 2014 года, а к ссудам, выданным (реструктурированным) до 1 января 2014 года, начиная с 1 января 2015 года. В соответствии с п. 3.12.3 Положения N 254-П уполномоченный орган управления (орган) кредитной организации при наличии хотя бы одного из обстоятельств, приведенных в приложении 5 к Положению N 254-П, вправе принять решение об осуществлении заемщиком реальной деятельности. Кредитная организация обязана предоставлять в территориальное учреждение Банка России соответствующую информацию, исходя из установленных п. 2.1 Указания N 2993-У сроков: - для ссуд, выдаваемых (реструктурируемых) с 1 января 2014 года, начиная с указанной даты; - для ссуд, выданных (реструктурированных) до 1 января 2014 года, начиная с 1 января 2015 года. Соответствующие изменения внесены в форму отчетности 0409115 "Информация о качестве активов" и вступят в силу с 1 января 2014 года. |
|
|
Если на момент выдачи ссуды уполномоченный орган управления банка при наличии хотя бы одного из обстоятельств, приведенных в Приложении 5 к Положению 254-П, принял решение, что заемщиком осуществляется реальная деятельность, и направил в соответствии с пунктом 3.12.3 Положения N 254-П информацию об этом в территориальное учреждение Банка России, требуется ли в дальнейшем ежеквартально (либо с другой периодичностью) уполномоченному органу повторно принимать такое решение и направлять информацию о нем в Банк России? |
Если на момент выдачи ссуды уполномоченный орган управления (орган) кредитной организации при наличии хотя бы одного из обстоятельств, приведенных в приложении 5 к Положению N 254-П, в соответствии с п. 3.12.3 Положения N 254-П принимает решение об осуществлении заемщиком реальной деятельности и направляет в территориальное учреждение Банка России соответствующую информацию, повторное принятие указанного решения не требуется при отсутствии иных обстоятельств, поименованных в Приложении 5 к Положению N 254-П. |
|
|
Распространяется ли действие пункта 3.12.3 на заемщиков, являющихся субъектами малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ от 24.07.2007? |
Нормы п. 3.12.3 Положения N 254-П применяются для всех заемщиков - юридических лиц кредитной организации, в отношении которых выявлено хотя бы одно из обстоятельств, приведенных в приложении 5 к Положению N 254-П, за исключением случаев, предусмотренных п. 3.12.2 Положения N 254-П и п. 2 Приложения 5 к данному Положению. |
|
|
Следует ли Банку считать, что в свете п. 3.12 Положения N 254-П непредоставление заемщиком в Банк ежеквартальной отчетности, необходимой для формирования заключения о финансовом положении, связано с особенностями законодательства РФ и не может являться причиной для понижения категории качества ссудной задолженности? |
В соответствии с абз. 3 п. 3.12 Положения N 254-П если отсутствие бухгалтерской (финансовой) отчетности заемщика связано с особенностями законодательства страны его места нахождения, требования данного пункта о реклассификации ссуды не применяются. |
|
|
С учетом того, что к компетенции Федеральной службы государственной статистики не относится ни проверка балансов предприятий и организаций, ни оценка достоверности их балансов, будет ли достаточным (и более целесообразным) для подтверждения ежеквартальной балансовой отчетности использовать налоговую декларацию по налогу на прибыль (которая подтверждает или не подтверждает выручку компании), т.к. данная декларация проверяется налоговыми органами в ходе камеральных и выездных проверок? |
Полагаем возможным для подтверждения отчетности заемщика, составленной на ежеквартальной основе, использование кредитной организацией сведений, представленных в налоговой декларации и подтвержденных налоговыми органами. Кроме того, для анализа финансового положения заемщика кредитной организации следует использовать всю доступную информацию, поименованную в Приложении 2 к Положению N 254-П. |
|
|
Вправе ли Банк в свете п. 3.5 Положения N 254-П не принимать во внимание факт отличия отчетности заемщика, предоставляемой в органы ИФПС и, соответственно, в Банк, от отчетных данных, предоставляемых Заемщиком в Росстат? |
Факт несоответствия бухгалтерской отчетности и (или) сведений, представленных заемщиком в налоговые органы и кредитную организацию - кредитор, и отчетности и (или) сведений, представленных им в органы статистического наблюдения (Росстат), за исключением случаев, когда несоответствие обусловлено различиями методик составления указанной отчетности, является основанием для применения норм п. 3.12 Положения N 254-П. |
|
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875