5.3. Локальные системы оповещения

Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;

объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;

персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;

населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Создание и поддержание в готовности указанных систем возложено на ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов").

В соответствии с требованиями распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. N 1544-р работы по созданию локальных систем оповещения должны были быть завершены до 2010 года. На декабрь 2012 года количество созданных локальных систем оповещения составило 72% от необходимого.

Из потенциально опасных объектов, не имеющих локальных системы оповещения, не создают системы 37,2% объектов, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, 46,2% - в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, 38% - частные предприятия.

В соответствии с нормами и правилами пожарной безопасности все здания и сооружения должны быть оборудованы соответствующими объектовыми системами оповещения при пожаре, которые в ряде случаев могут быть задействованы в ручном или автоматическом режиме для оповещения находящихся на объекте людей о других чрезвычайных ситуациях.

Основные направления совершенствования локальных и объектовых систем оповещения:

создание локальных систем оповещения в районах размещения 100% потенциально-опасных объектов и оснащение их современными техническими средствами;

создание систем мониторинга и прогнозирования опасных природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;

внедрение технических средств оповещения, обеспечивающих доведение условных сигналов оповещения в автоматическом режиме;

сопряжение с системами мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов;

сопряжение объектовых систем экстренного оповещения о пожаре с муниципальными и локальными системами оповещения.

Для объектов, подведомственных Госкорпорации "Росатом", сопряжение объектовых систем экстренного оповещения о пожаре, а также сопряжение систем мониторинга техногенных процессов с локальными и муниципальными системами оповещения в автоматическом и/или автоматизированном режиме требует дифференцированного подхода и детальной проработки в каждом конкретном случае в зависимости от специфики угроз.