См. Обзор правоприменительной практики за январь - сентябрь 2014 года по спорам о признании недействительными нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Минфина России (на основании вступивших в законную силу судебных актов).

2.2. Об оспаривании решений, действий (бездействия) в порядке, предусмотренном АПК РФ

2.2. Об оспаривании решений, действий (бездействия) в порядке, предусмотренном АПК РФ.

В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основаниями для признания ненормативного правового акта недействительным является несоответствие акта закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды, давая оценку требованиям заявителей и приводимым в обоснование требований доводам, делают вывод о наличии либо отсутствии доказательств нарушения его прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействием) Министерства.

ООО "РКТ-Фортуна" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Минфина России в части уклонения от разработки порядка осуществления деятельности, имеющей признаки азартной игры, организованной при помощи оборудования, результат игры на котором зависит от физических действий участника; об обязании разработать указанный порядок осуществления деятельности.

В обоснование своих требований заявитель указал на то, что Министерство незаконно бездействует, уклоняется от разработки порядка осуществления деятельности, имеющей признаки азартной игры, организованной при помощи оборудования, результат игры на котором зависит от физических действий участника.

Минфин России, возражая против заявленных истцом требований, настаивал на отсутствии незаконного бездействия Министерства, поскольку Общество не относится к организаторам азартных игр, а его деятельность не подпадает под действие Закона N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в этой связи его права в сфере экономической деятельности не могли быть нарушены.

Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что Общество является разработчиком и производителем игрового и развлекательного оборудования.

По результатам изучения доводов иска и представленных в материалы дела доказательств суд согласился с доводами Министерства о том, что Общество не относится к организаторам азартных игр, а его деятельность не подпадает под действие Федерального закона N 244-ФЗ.

Суд пришел к выводу о том, что заявителем не представлено доказательств, что в результате якобы отсутствующего нормативного регулирования в указанной сфере его правам и законным интересам был причинен вред (в том числе в результате незаконных действий государственных органов).

Также судом сделан вывод о том, что заявитель, обращаясь в Минфин России по вопросу разработки порядка организации и проведения азартных игр и лотерей, не будучи организатором азартных игр или лотерей, пытается просчитать на будущее свои производственные риски.

Кроме того, суд посчитал, что заявителем поставлен вопрос, не затрагивающий его прав в сфере экономической деятельности, поскольку он не является организатором азартных игр и лотерей.

При этом суд указал на отсутствие незаконного бездействия Министерства, поскольку Минфином России даны ответы на все обращения Общества.

Решение Арбитражного суда города Москвы от 10.09.2012 по делу N А40-66962/12.

Решение суда оставлено без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций.

При этом суды пришли к выводу о том, что Обществом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым бездействием Министерства.

В передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра судебных актов в порядке надзора отказано ввиду отсутствия оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ.