3. Характеристики, правила и процедуры осуществления предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов

3. Характеристики, правила и процедуры осуществления

предварительного аудита формирования бюджетов

государственных внебюджетных фондов

Характеристики, правила и процедуры осуществления предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов состоят в следующем.

3.1. При осуществлении предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов необходимо провести проверку соответствия Бюджетному кодексу и иным нормативным правовым актам Российской Федерации порядка, сроков составления, состава и содержания проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период, в том числе соблюдения:

принципов бюджетной системы Российской Федерации, определенных главой 5 Бюджетного кодекса;

пунктов 4 и 5 статьи 173 и пункта 1 статьи 174.1 Бюджетного кодекса, которыми установлено, что изменения в ходе составления или рассмотрения проекта бюджета прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, а также законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации влекут за собой изменение основных характеристик проекта бюджета;

порядка зачисления доходов, определенных подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Бюджетного кодекса, при оценке и анализе налоговых и неналоговых доходов бюджета государственного внебюджетного фонда;

требований статьи 53, пункта 5 статьи 192 Бюджетного кодекса о том, что федеральные законы о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и вступающие в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

положений статей 74.1, 78, 78.1, 78.2 и 83 Бюджетного кодекса в части бюджетов государственных внебюджетных фондов;

условий предоставления межбюджетных трансфертов бюджету государственного внебюджетного фонда из федерального бюджета в соответствии со статьей 132.1 Бюджетного кодекса, а также из бюджетов других государственных внебюджетных фондов;

статьи 96.10 Бюджетного кодекса в отношении Фонда национального благосостояния как источника обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и утверждения федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период объема средств федерального бюджета, направляемых на эти цели <1>;

--------------------------------

<1> Применительно к бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.

порядка и условий составления проекта бюджета государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период, определенных в статьях 145, 169, 170, 184 Бюджетного кодекса;

требований к основным характеристикам бюджета государственного внебюджетного фонда, порядку уточнения параметров планового периода утвержденного бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода проекта бюджета государственного внебюджетного фонда, к составу показателей, устанавливаемых в законе о бюджете государственного внебюджетного фонда в соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса;

требований к составу документов и материалов, представляемых в соответствии со статьей 184.2 и пунктом 5 статьи 192 Бюджетного кодекса.

3.2. При осуществлении предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов необходимо оценить соответствие проекта бюджета государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период основным целям и задачам социально-экономической политики государства, определенным в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (в части бюджетной политики), указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и иных программных документах.

3.3. При осуществлении предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов необходимо оценить обоснованность и достоверность основных параметров проекта федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период.

Проверка и анализ обоснованности и достоверности основных параметров проекта федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда должны предусматривать:

проверку динамики и структуры основных параметров, включая доходы, расходы, дефицит/профицит бюджета государственного внебюджетного фонда;

проверку и анализ основных характеристик и структурных особенностей проекта бюджета государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период;

проверку сбалансированности пенсионной системы с учетом поэтапного сокращения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

3.4. При осуществлении предварительного аудита формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов необходимо представить оценку качества прогнозирования доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период, обоснованности и достоверности их объема и структуры, потенциальных резервов увеличения доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Проверка и анализ обоснованности и достоверности доходных статей проекта бюджета государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период должны предусматривать:

анализ пояснительной записки к проекту федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на очередной год и плановый период;

сопоставление динамики показателей доходов проекта бюджета государственного внебюджетного фонда (в реальном выражении, с учетом индекса-дефлятора), утвержденных и ожидаемых показателей исполнения доходов бюджета государственного внебюджетного фонда текущего года, фактических доходов бюджета государственного внебюджетного фонда за предыдущий год, а также основных факторов и макроэкономических показателей, определяющих их динамику;

анализ федеральных законов о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о страховых взносах, о налогах и сборах, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов федеральных законов о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о страховых взносах, о налогах и сборах, учтенных в расчетах доходной базы бюджета государственного внебюджетного фонда, последствий влияния указанных изменений законодательства Российской Федерации на доходы государственного внебюджетного фонда;

анализ динамики доходов бюджета государственного внебюджетного фонда, изменения структуры доходов в разрезе их видов;

сравнение динамики отдельных видов доходов (в сопоставимых ценах), а также факторов, определяющих эту динамику.

3.5. При осуществлении предварительного аудита формирования бюджета государственного внебюджетного фонда необходимо представить оценку качества прогнозирования, обоснованности и достоверности планируемых расходов проекта бюджета государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период.

Проверка и анализ полноты отражения и достоверности расчетов расходов проекта бюджета государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период должны предусматривать:

анализ полноты отражения расчетов по планируемым расходам на строительство и приобретение объектов недвижимого имущества для государственных внебюджетных фондов;

анализ реестров расходных обязательств государственных внебюджетных фондов, их соответствия нормативно-правовой базе, применяемых методов индексации и расчетов на очередной финансовый год и плановый период;

проверку обоснованности расчетов бюджетных ассигнований на реализацию расходных обязательств Российской Федерации;

сопоставление динамики общего объема расходов бюджета государственного внебюджетного фонда (в реальном выражении, с учетом индекса-дефлятора) на трехлетний период в абсолютном выражении и объемов расходов, утвержденных федеральным законом о бюджете государственного внебюджетного фонда и ожидаемых за текущий год, фактических расходов бюджета государственного внебюджетного фонда за предыдущий год, анализ увеличения или сокращения утвержденных расходов планового периода;

анализ действующих и принимаемых расходных обязательств государственного внебюджетного фонда и их сопоставление с поставленными целями и задачами и прогнозируемой оценкой результативности проектируемых расходов, в том числе направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств.

3.6. Проверка и анализ обоснованности и достоверности формирования объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и других государственных внебюджетных фондов, учтенных в расчетах прогноза бюджета государственного внебюджетного фонда и подлежащих зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии со статьями 129 и 146 Бюджетного кодекса; при наличии разногласий с заинтересованными министерствами и ведомствами - анализ их причин.

3.7. Проверка и анализ обоснованности и достоверности формирования источников финансирования дефицита бюджета государственного внебюджетного фонда в проекте федерального закона о бюджете государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период должны предусматривать оценку обоснованности объемов поступлений из источников финансирования дефицита бюджета государственного внебюджетного фонда.

Методические рекомендации к проведению предварительного аудита бюджетов государственных внебюджетных фондов по конкретным показателям бюджета могут при необходимости разрабатываться направлениями деятельности Счетной палаты в рамках своей компетенции в соответствии с Регламентом Счетной палаты и стандартом организации деятельности Счетной палаты СОД 11 "Организация методологического обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации".