Применение норм материального права

Апелляционная палата Суда доводы жалобы о неправильном применении Коллегией Суда норм материального права находит несостоятельными.

Коллегия Суда пришла к выводу, что международные договоры, заключенные в рамках ТС, являются специальными по отношению к соглашениям, заключенным в рамках ВТО, применению подлежит Соглашение переходного периода.

ПАО "НКМЗ" данный вывод Коллегии Суда считает не соответствующим статье 31 Венской конвенции и практике ее применения, международным договорам, заключенным в рамках ВТО и ТС.

Вывод Коллегии Суда о применении положений Соглашения переходного периода, являющегося специальным нормативным актом, регулирующим вопросы распространения на территорию ТС антидемпинговой меры, ранее действовавшей на территории государства - члена ТС, является правильным.

В данном случае наряду с принципом lex specialis применимы принцип lex posterior derogat legi priori (последующий закон отменяет (вытесняет) предыдущий), статьи 30 и 31 Венской конвенции, определяющие порядок применения последовательно заключенных договоров, относящихся к одному и тому же вопросу, правила толкования международных договоров.

Соглашение переходного периода является по отношению к базовому Соглашению последовательно заключенным договором, урегулировавшим антидемпинговые правоотношения в части распространения на единую таможенную территорию ТС мер, применяемых в соответствии с законодательством государств - членов ТС в отношении импорта товаров из третьих стран на территории государств - членов ТС.

Заявитель не согласен с выводами в Решении Коллегии Суда, которая, основываясь на положениях Венской конвенции, руководствовалась нормами международного права, согласованными государствами - членами ТС в Соглашении переходного периода, не применяя соглашений ВТО. По мнению заявителя, данный подход не соответствует статье 2 Договора о функционировании ТС.

В Решении Коллегии Суда указано, что соглашения, заключенные в рамках ВТО, не применяются к действиям Минпромторга России при проведении антидемпингового расследования, а также к Решению N 904, поскольку указанные действия были совершены, а данное решение принято до момента вступления в силу Марракешского соглашения об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года (далее - Соглашение ВТО) для Российской Федерации и, как следствие, для ТС.

Апелляционная палата Суда соглашается с выводами в Решении Коллегии Суда о применении положений статьи 28 Венской конвенции. В соответствии с указанной нормой, если иное намерение не явствует из договора или не установлено иным образом, то положения договора не обязательны для участника договора в отношении любого действия или факта, которые имели место до даты вступления договора в силу для указанного участника, или в отношении любой ситуации, которая перестала существовать до этой даты.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 2 Договора от 9 декабря 2010 года Суд рассматривает дела по заявлениям хозяйствующих субъектов об оспаривании актов КТС или их отдельных положений. С учетом статьи 28 Венской конвенции правовой акт, являющийся предметом судебного разбирательства, следует рассматривать как действие, завершенное датой его принятия.

С 22 августа 2012 года вступил в силу Договор о функционировании ТС, в соответствии с которым положения Соглашения ВТО являются частью правовой системы ТС, то есть соответствующие нормы вступили в действие после принятия Решения N 904.

Следовательно, правильным является вывод Коллегии Суда о том, что соглашения, заключенные в рамках ВТО, не применяются к действиям Минпромторга России по проведению антидемпингового расследования, а также к принятому Решению N 904, поскольку данные соглашения стали частью правовой системы ТС лишь с 22 августа 2012 года, то есть после проведения антидемпингового расследования в отношении товара заявителя и принятия указанного решения.

Кроме того, заявитель в обоснование своих требований при рассмотрении дела в Коллегии Суда не приводил доводов о противоречии Решения N 904 нормам соглашений, заключенных в рамках ВТО.

Применяя нормы международного права, Коллегия Суда обоснованно сослалась на принцип lex specialis derogat lex generali (специальный закон отменяет (вытесняет) общий закон).

Соглашения, заключенные в рамках ВТО, допускают создание таможенных союзов (статья XXIV Генерального соглашения о тарифах и торговле 1947 года как части Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 года). Таким образом, возможно установление специального режима внутри создаваемого таможенного союза.

В пункте 492 Доклада исследовательской группы Комиссии международного права ООН "Фрагментация международного права: трудности, обусловленные диверсификацией и расширением сферы охвата международного права" сформулирован основной вывод о том, что "возникновение специальных договорных режимов...не нанесло серьезного ущерба правовой стабильности, предсказуемости или равенству субъектов права", а lex specialis среди прочих отнесен к основному "инструментальному набору", позволяющему "гибко реагировать на наиболее существенные проблемы фрагментации". Данный принцип неоднократно использовался органами международного правосудия.

При рассмотрении дела Коллегией Суда учтены соответствующие нормы международного права, в том числе положения пункта 3 "c" статьи 31 Венской конвенции. Названный выше принцип применен с учетом того, что нормы, формирующие правовую систему ТС, не могут толковаться без учета норм международного права общего характера: международных договоров, универсальных и региональных обычаев, общих принципов права, признанных цивилизованными нациями, имеющих в силу пункта 1 статьи 38 Статута Международного суда ООН равную юридическую силу.

Апелляционная палата Суда считает правомерным применение принципа lex specialis и обоснованным вывод Коллегии Суда о том, что международные договоры, заключенные в рамках ТС, являются специальными по отношению к договорам, заключенным в рамках ВТО, как регулирующие отношения исключительно в рамках ТС, членами которого являются Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. При этом не может согласиться с ограничительным толкованием заявителем формулировки "договоры, регулирующие отношения исключительно в рамках ТС", так как такое толкование искажает правовую природу международных договоров и не учитывает их действие как во времени и пространстве, так и по кругу лиц.

Апелляционная палата Суда не принимает во внимание довод заявителя о том, что в Решении Коллегии Суда необоснованно сделана ссылка на дело Бразилия - Меры, затрагивающие кокосовую стружку (Brazil - Measures affecting desiccated coconut (WT/DS22/AB/R, 21 February 1997, p.21), в качестве подтверждения вывода о неприменимости соглашений ВТО к рассматриваемому делу, мотивируя тем, что указанные дела не являются аналогичными.

Данную ссылку Апелляционная палата Суда считает допустимой, поскольку в упомянутом деле также рассматривался вопрос о действии во времени международных договоров и возможности придания им обратной силы (ретроактивность).

Доводы ПАО "НКМЗ" о том, что механизм распространения антидемпинговых мер, введенный Соглашением переходного периода, не соответствует статье VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года, Соглашению по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года, а также базовому Соглашению, Апелляционная палата Суда считает несостоятельными, поскольку данный вопрос не является предметом рассмотрения настоящего дела.

Более того, согласно статье XII Соглашения ВТО любое государство или отдельная таможенная территория, обладающая полной автономией в ведении своих внешних торговых отношений и в других вопросах, предусмотренных в данном Соглашении и многосторонних торговых соглашениях, может присоединиться к этому Соглашению на условиях, согласованных между таким государством или территорией и ВТО.

16 декабря 2011 года Российской Федерацией и ВТО подписано соответствующее соглашение об условиях присоединения - Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года (далее - Протокол о присоединении к ВТО). Данный документ зафиксировал волю двух его участников - Российской Федерации и ВТО, относительно условий вступления Российской Федерации в ВТО.

Как следует из преамбулы Протокола о присоединении к ВТО, Российская Федерация и ВТО при его заключении учитывали Доклад Рабочей группы о присоединении Российской Федерации к Соглашению ВТО (далее - Доклад Рабочей группы) и принимали во внимание результаты соответствующих переговоров.

Доклад Рабочей группы содержит информацию об обсуждении вопроса соответствия базового Соглашения, Соглашения переходного периода соглашениям, заключенным в рамках ВТО.

Положения Доклада Рабочей группы, равно как и результаты соответствующих переговоров, рассматриваются как дополнительные средства толкования, предусмотренные статьей 32 Венской конвенции.

Апелляционная палата Суда соглашается с выводом Коллегии Суда, что при присоединении Российской Федерации к ВТО вопрос соответствия базового Соглашения, Соглашения переходного периода и соглашений, заключенных в рамках ВТО, обсуждался в формате Рабочей группы по вступлению Российской Федерации в ВТО в 2011 году и противоречий не выявлено.