См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Выпадающие доходы и сокращение инвестиционной программы ОАО "Газпром" в 2014 - 2016 годах

Выпадающие доходы и сокращение инвестиционной программы

ОАО "Газпром" в 2014 - 2016 годах

(млрд. рублей)

2014 год

2015 год

2016 год

Сокращение выручки ОАО "Газпром"

-67

-205

-317

Предполагаемое сокращение инвестпрограммы

-33

-100

-178

В соответствии с действующим налоговым кодексом ставка НДПИ на газ была определена исходя из индексации внутренних цен на газ на 15% в год. В условиях изменения индексации цен предлагается с 2014 года скорректировать ставку НДПИ в соответствии с новыми параметрами индексации. При этом недополученные доходы бюджета составят 27 млрд. рублей в 2014 году и 58 млрд. рублей в 2015 году.

Для ОАО "Газпром" негативный эффект сокращения выручки может быть компенсирован оптимизацией затрат, в том числе путем повышения производительности труда. В период 2006 - 2012 годов среднегодовой темп прироста выручки от поставок газа на внутренний рынок и экспорта составил 12,1% (на внутренний рынок 13%), при этом среднегодовой темп роста коммерческих и управленческих расходов составил 14,5%. В то же время среднегодовой темп прироста объемов добычи за указанный период составил минус 2,2% (с 556 млрд. куб. м в 2006 году до 487 млрд. куб. м в 2012 году). На 2012 год был запланирован рост производительности труда на 3,2%, по факту - снижение на 8,9% по сравнению с уровнем 2011 года, что стало следствием сокращения объема реализованной продукции и проведенной товаротранспортной работы, а также увеличения численности персонала.

Доля поставок газа на внутренний рынок в выручке ОАО "Газпром" от поставок газа составляет около 32%. В условиях корректировки цен на газ рентабельность внутреннего рынка ОАО "Газпром" может снизиться с 8,1% в 2014 году до 3,6% в 2016 году.

С апреля 2011 г. по сентябрь 2013 г. капитализация ОАО "Газпром" снизилась на 44,7% и в настоящее время составляет около 100 млрд. долларов США. При этом большинство экспертов в качестве основных драйверов снижения капитализации ОАО "Газпром" отмечают изменение внешней конъюнктуры (большую часть выручки компания получает на внешних рынках), а также завышенную стоимость инвестиционной программы ОАО "Газпром". Таким образом, в случае оптимизации инвестиционной программы в части снижения стоимости мероприятий реализация сценария "замораживания" тарифов может оказать ограниченное влияние на капитализацию ОАО "Газпром".

Прогнозируемое в новых условиях сокращение прибыли компании потребует корректировки инвестпрограммы в части инвестиций в добычу газа, обустройство месторождений и транспортировку газа. Объем сокращения относительно сценарных условий оценивается в размере около 300 млрд. рублей за три года, что сопоставимо с 25% инвестиций в добычу и транспорт Чаяндинского месторождения, или с 15% инвестиций в добычу и транспорт Бованенково.

Правительством Российской Федерации будут реализованы следующие институциональные мероприятия, необходимые для ограничения роста конечной цены на газ. Будут внесены изменения в действующее законодательство, закрепляющие регулируемые оптовые цены на газ и плату за снабженческо-сбытовые услуги в качестве предельных значений для всех категорий потребителей. При этом ОАО "Газпром" будет предоставлена возможность реализовывать газ по ценам ниже регулируемых (предельных) оптовых цен на газ с ограничением указанного дисконта в размере 30% от регулируемой цены. Одновременно с внесением указанных изменений будут приняты правила недискриминационного доступа к магистральным газопроводам в Российской Федерации (соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации подготовлен ФАС России).

Рост тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых производителей газа в 2014 - 2016 годах не превысит уровня оптовых цен на газ и составит в 2014 г. - 0%, в 2015 г. - 4,8%, в 2016 г. - 4,9%. При этом запланирован переход на долгосрочное (от 3 до 5 лет) регулирование тарифов на оказание услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

Потребуются изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1205 "О совершенствовании государственного регулирования цен на газ" в части отмены колебаний оптовых цен на газ в течение года в диапазоне от -3 до +3% от среднего значения цен.

В тарифах на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям в 2014 году будут учеты факторы:

расходов, связанных с аварийно-диспетчерским обеспечением внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410);

отказа от услуг регулируемых организаций крупных потребителей (характерно и для платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые поставщиками газа его потребителям), а также судебные и досудебные решения, предписания надзорных органов по проведению ремонтов и реконструкций объектов сетевой инфраструктуры, которые не могут быть полностью проведены за счет заемных средств.