Корректировка базового варианта прогноза по сравнению со сценарными условиями прежде всего связана с ограничением роста регулируемых тарифов на услуги инфраструктурных компаний (подробнее в разделе 3.2), а также ухудшением конъюнктуры на ряде мировых товарных рынков. Другие факторы уточнения прогноза связаны с понижением планируемых расходов бюджетной системы на развитие инфраструктуры, науки, образования и здравоохранения. Уменьшен планируемый рост заработной платы в бюджетном секторе.
В целом экономическая динамика стала развиваться в 2013 году по траектории не второго умеренно-оптимистичного, а консервативного первого варианта сценарных условий, который предполагал реализацию ряда внутренних рисков и не рассматривался в качестве базового при формировании федерального бюджета.
Оценка темпов роста ВВП в 2013 году понижена на 0,6 п.п. и составит 1,8% против 2,4% в сценарных условиях, что соответствует прошлогоднему консервативному варианту прогноза. Динамика ВВП в 2014 - 2016 гг. понижена на 0,7 - 1 процентный пункт. В 2014 году ожидается рост ВВП на уровне 3% (против 3,7% в предыдущей версии прогноза), в 2015 году - на 3,1% (4,1%) и в 2016 году - на 3,3% (4,2%). При этом по сравнению с вариантом 1 сценарных условий замедление темпов роста менее значительно и составляет в среднем 0,2 процентных пункта.
Новая оценка прироста инвестиций на 2013 год - 2,5%, что более чем на 2 п.п. ниже ожидаемых в рамках сценарных условий (4,6%). Уточнение оценки связано с отсутствием роста инвестиций за январь - июль текущего года (инвестиции в основной капитал сократились на 0,7% по отношению к соответствующему периоду прошлого года). При этом по-прежнему ожидается ускорение их роста во второй половине 2013 года по мере исчерпания эффекта высокой базы начала прошлого года, обусловленного большими объемами инвестиций газовой отрасли и вводом в эксплуатацию второй нитки газопровода "Северный поток". Масштаб сокращения инвестиций Газпромом и компаниями сырьевых отраслей оказался больше, чем ожидалось ранее.
Среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал за 2014 - 2016 гг. составит 5,2%, что ниже апрельских оценок на 1,9 п.п., при этом прогноз прироста на 2014 год снижен на 2,7 п.п., до 3,9%, а в 2015 и 2016 годах на 1,6 п.п., до 5,6% и 6% соответственно.
Снижение динамики в основном связано с уточнением инвестиционных планов крупных компаний, связанным в том числе с ухудшением финансовых возможностей при ограничении роста регулируемых тарифов на их продукцию и услуги. Так, выпадающие доходы ОАО "Газпром" в результате изменения тарифной политики составят за 2014 - 2016 гг. 500 - 600 млрд. рублей, а инвестиционная программа будет приблизительно на 300 млрд. рублей меньше. При этом, даже без учета потенциального эффекта пересмотра тарифов инвестиционная программа ОАО "Газпром" по основному виду деятельности в 2014 - 2016 гг. из-за сдвига сроков проектов и уменьшения оценок спроса снижена почти на 40% относительно планов компании по состоянию на начало года. Снижение оценок инвестиций произошло также за счет ухудшения финансового состояния сетевых компаний в электроэнергетике, где в результате ограничения роста тарифов доходы снизятся в 2014 - 2016 гг. почти на 300 млрд. рублей. В результате инвестиции сетевых компаний скорректированы на 20% по отношению к показателям сценарных условий.
Другим негативным фактором, который привел к уточнению прогноза инвестиций, является пересмотр Росстатом данных за 2012 год. Понижение инвестиций в основной капитал операций с недвижимым имуществом и добычи топливно-энергетических полезных ископаемых было компенсировано повышением инвестиций в энергетику и добычу металлических руд. Это привело к замедлению темпов роста инвестиций в целом по экономике за счет структурного эффекта - увеличения доли отраслей с прогнозируемой отрицательной динамикой инвестиций.
По сравнению со сценарными условиями понижен прогноз роста реальных доходов населения и реальной заработной платы в 2014 - 2016 годах. Сокращение темпов роста в основном было вызвано изменением уровня индексации заработной платы работников бюджетной сферы по сравнению с первоначальным вариантом. В сценарных условиях в 2014 - 2016 гг. предполагался рост заработной платы прочего персонала работников бюджетной сферы в меру роста средней заработной платы по экономике. Однако для снижения напряженности федерального и региональных бюджетов предлагается не проводить индексацию заработной платы прочего персонала бюджетной сферы в 2014 году, а в 2015 - 2016 годах осуществлять индексацию не с 1 января, а с 1 октября на уровень роста потребительских цен. В этих условиях среднегодовые темпы роста реальной заработной платы работников бюджетной сферы в 2014 - 2016 гг. снизились до 2,7% против 7,6% в сценарных условиях.
Понижение среднегодовых темпов прироста розничной торговли в 2014 - 2016 гг. до 4,4% (в среднем на 0,6 п.п.) связано в первую очередь со снижением оценки роста реальных располагаемых доходов населения и реальной заработной платы. Кроме того, с учетом более высокой базы 2012 - 2013 годов была скорректирована в сторону увеличения норма сбережения населения (на 0,9 - 1,4 процентных пункта). Фактором, поддерживающим потребительские расходы, стало снижение оценок инфляции в 2015 - 2016 годах на 0,4 процентных пункта ежегодно.
За снижением прогнозируемой среднегодовой инфляции в 2015 - 2016 годах прежде всего стоит перенос индексации регулируемых цен (тарифов) на товары (услуги) организаций инфраструктурных отраслей с 2014 на 2015 год и дальнейшее ограничение их реального роста уровнем инфляции за предыдущий год, а также ограничение роста тарифов для населения в 2014 - 2016 гг. с коэффициентом 0,7 к уровню инфляции за предыдущий год. В основном это будет определять существенно меньший рост тарифов на услуги организаций ЖКХ, являющихся крупным потребителем энергоносителей. Также будет ниже рост регулируемых тарифов пассажирского транспорта и других услуг. Вследствие этого понижена оценка роста регулируемых тарифов на услуги населению, в том числе на услуги организаций ЖКХ за годовой период до 2 против 10% в рамках сценарных условий. В результате вклад регулируемых тарифов для населения в рост потребительских цен в 2014 году снижен на 0,5 п. пункта, а с учетом всех косвенных эффектов, связанных с более низкими регулируемыми ценами у производителей, относительное снижение инфляции составит 0,6 п. пункта. При этом ряд факторов не позволит сократиться инфляции в еще большей степени. Более сильное, чем прогнозировалось ранее, ослабление обменного курса рубля в середине 2013 года будет оказывать повышающее влияние на инфляцию. Это может проявиться с временным лагом от трех до девяти месяцев и даст основной эффект в конце 2013 - начале 2014 года, что внесет в инфляцию 0,3 - 0,5 п.п. за период влияния. Также во втором полугодии 2013 года выросли цены на бензин в связи с повышением цен равнодоходности поставок на экспорт, в том числе за счет роста мировых цен на нефть в этот период. Вследствие этого прогноз инфляции в 2014 году понижается до 4,8 - 4,9% за период (декабрь к декабрю предыдущего года) против 5% по сценарным условиям.
В 2015 - 2016 годах предельный рост регулируемых тарифов на услуги инфраструктурных отраслей (газ, электроэнергию) определен более умеренным по сравнению со сценарными условиями прогноза. Газ и электроэнергия, отпускаемые для населения, в 2015 году будут проиндексированы на 3,3%, в 2016 году - на 3,4% для потребителей, кроме населения, индексация регулируемых цен (тарифов) будет ограничена в пределах инфляции за предшествующий год, что также понизит вклад в инфляцию роста цен и тарифов на 0,2 - 0,3 п.п. в 2015 - 2016 годах. За счет эффекта базы инфляция к предыдущему году снижается до 4,9% в 2015 году и до 4,4% в 2016 году, а в среднем за год к предыдущему году по указанным годам до 4,7% против 5,1% в рамках сценарных условий.
Усиление оттока частного капитала в 2013 году, по прогнозу, с 30 млрд. долларов США до 70 млрд. долларов США стало важным фактором снижения стоимости рубля в 2013 году. Курс доллара в среднем за 2013 год оценивается на уровне 32 рубля за доллар США против 31,4 рубля за доллар США в сценарных условиях. Ослабление рубля в 2013 году обеспечило новую базу для номинального курса в прогнозный период. Так, в 2014 - 2016 гг. ослабление рубля происходит более низкими темпами, чем в предыдущей версии прогноза. В результате к 2016 году значения номинального курса доллара приблизительно соответствуют значениям, ожидаемым в рамках сценарных условий.
На основе динамики первого полугодия пересмотрены оценки экспортных поставок топливно-энергетических товаров в 2013 году: экспорт нефти увеличен на 2,6 млн. тонн, нефтепродуктов - на 2 млн. тонн, экспорт газа - на 1,5 млрд. куб. метров. Кроме того, цена на нефть увеличена на 2 доллара США за баррель. В результате в 2013 году динамика экспорта повышена на 0,2 п.п. по сравнению со вторым вариантом сценарных условий, а его стоимостные объемы - на 5 млрд. долларов США. За счет базы 2013 года повышены экспортные поставки топливно-энергетических товаров в 2014 - 2016 годах. Замедление динамики экспорта в прогнозный период в базовом варианте прогноза до 0,8 - 1,4% против 1,4 - 2% в умеренно-оптимистичном варианте сценарных условий обусловлено снижением экспортных поставок продовольствия, химической продукции и металлов.
Оценка динамики импорта в 2013 году понижена до 1,2% (против 5,2% во 2 варианте сценарных условий) на фоне замедления динамики внутреннего спроса и ослабления обменного курса. Наиболее существенно пересмотрен импорт машин, оборудования и транспортных средств (вместо роста на 5,3% во 2 варианте сценарных условий ожидается сокращение на 2%).
В варианте 1 в прогнозный период пересмотрена динамика импорта - в среднем рост на 3% против 3,7% в сценарных условиях. Снижение стоимостных объемов импорта в прогнозный период в варианте 1 в среднем на 20 млрд. долларов США связано с пересмотром оценки 2013 года и снижением темпов роста в 2014 - 2016 годах. Доля машин, оборудования и транспортных средств в 2016 году составит 49% против 51,8% во 2 варианте сценарных условий.
Индекс промышленного производства в 2013 году ожидается на уровне 100,7%, что на 1,3 п.п. ниже оценки, принятой в сценарных условиях.
В 2014 - 2016 гг. динамика добычи полезных ископаемых оставлена без изменений. Динамика производства и распределения электроэнергии, газа и воды понижена (101% против 101,4% в сценарных условиях) в связи с уточнением оценки (замедлением) роста экономики. Динамика обрабатывающих производств в прогнозный период также снижена (103% против 104,5%). Наибольшая корректировка относится к отраслям инвестиционного спроса (машиностроение, производство строительных материалов).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей