5.7. Особенности процедуры идентификации отдельных категорий Клиентов

5.7.1. При установлении корреспондентских либо партнерских отношений с другой финансовой организацией, являющейся субъектом исполнения Закона N 115-ФЗ, помимо документов, указанных в Программе идентификации, в Банк предоставляется Анкета (досье) Клиента, заверенная подписью уполномоченного лица и печатью организации. Анкета (досье) может быть предоставлена по форме Банка либо по форме такой финансовой организации при условии полноты включения сведений, предусмотренных Программой идентификации, включая сведения о мерах, принимаемых в целях ПОД/ФТ.

5.7.2. При установлении корреспондентских отношений с финансовыми организациями, не являющимися резидентами Российской Федерации, их идентификация осуществляется с учетом обычаев делового оборота и требований законодательства, которым руководствуются такие организации. Для целей идентификации также могут быть использованы источники информации, заслуживающие доверия и доступные Банку на законных основаниях. Решение об установлении корреспондентских отношений с банком-нерезидентом принимается по согласованию с Руководителем Банка.

5.7.3. Принятие на банковское обслуживание юридических лиц - нерезидентов, не являющихся российскими налогоплательщиками (за исключением иностранных кредитных организаций), некоммерческих организаций, микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов, а также открытие специального банковского счета платежного агента операторам по приему платежей осуществляется в порядке, установленном Банком.

Указанный порядок предполагает согласование принятия на банковское обслуживание указанных юридических лиц с Подразделением по ПОД/ФТ по итогам проведения предварительного изучения и оценки риска потенциального клиента. В этих целях сотрудники подразделений могут запрашивать и получать от указанных юридических лиц дополнительные документы и сведения в объеме, определяемом Банком <1>.

--------------------------------

<1> При наличии такого решения в Банке.

Меры, направленные на выявление ПДЛ. Порядок принятия ПДЛ на обслуживание.

5.7.4. Сотрудники подразделений обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание публичных должностных лиц, относящихся к категориям ИПДЛ, МПДЛ и РПДЛ (далее обобщенно - ПДЛ), за исключением случаев, установленных п. 5.7.9.

5.7.5. При отнесении клиентов к ИПДЛ сотрудники подразделений должны выявлять следующие категории иностранных граждан, занимающих важные государственные посты в иностранных государствах:

- главы государств (в том числе правящие королевские династии) или правительств;

- министры, их заместители и помощники;

- высшие правительственные чиновники;

- должностные лица судебных органов власти "последней инстанции" (Верховный, Конституционный суд), на решение которых не подается апелляция;

- государственный прокурор и его заместители;

- высшие военные чиновники;

- руководители и члены Советов директоров Национальных Банков;

- послы;

- руководители государственных корпораций;

- члены Парламента или иного законодательного органа;

- руководители политических партий.

5.7.6. При отнесении клиентов к МПДЛ сотрудники подразделений должны выявлять граждан Российской Федерации или иностранных государств, являющихся должностными лицами публичных международных организаций и обличенных общественным доверием. В частности, руководители, заместители международных публичных организаций (ООН, ОЭСР, ОПЕК, Олимпийский комитет, Всемирный Банк, Европарламента, Международные судебные организации - Суд по правам человека, Гаагский трибунал и др.) <1>, уполномоченные такими организациями действовать от их имени.

--------------------------------

<1> Примеры международных организаций включают ООН и аффилированные международные организации, такие как Международная морская организация; региональные международные организации, такие как Совет Европы, институты Европейского Союза, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе и Организацию американских государств; военные международные организации, такие как НАТО, и экономические организации, такие как Всемирная торговая организация или АСЕАН, и т.д.

5.7.7. При отнесении клиентов к РПДЛ сотрудники подразделений должны выявлять следующие категории граждан, замещающих (занимающих) следующие должности:

- государственные должности Российской Федерации;

- должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации;

- должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

- должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации.

5.7.8. Выявление ПДЛ проводится вне зависимости от гражданства лица, находящегося или принимаемого на обслуживание. Мероприятия по выявлению ПДЛ проводятся в отношении всех клиентов - физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, в том числе при совершении разовых операций.

5.7.9. Требования настоящего раздела не применяются при осуществлении клиентом - физическим лицом покупки/продажи наличной иностранной валюты или перевода денежных средств без открытия банковского счета на сумму, не превышающую 15 тысяч рублей (эквивалент в иностранной валюте), если у сотрудника Подразделения не возникает подозрение, что операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

5.7.10. Выявление ПДЛ сотрудниками подразделений осуществляется на основании документов и сведений, полученных при идентификации Клиента, а также из иных источников информации, доступных Банку на законных основаниях.

Для выявления ПДЛ могут использоваться следующие методы: анкетирование; устный опрос; проверка по коммерческим спискам; изучение общедоступных источников и др. <1>

--------------------------------

<1> Банк вправе самостоятельно выбрать метод выявления ПДЛ (или совокупность таких методов).

- Анкетирование проводится в отношении физического лица, предполагающего установление долгосрочных отношений с Банком, до принятия его на обслуживание. Анкетирование заключается в передаче Клиенту или его Представителю Вопросника ПДЛ либо иного документа по форме Банка и предложении Клиенту либо его Представителю заполнить и подписать указанный документ;

- Устный опрос проводится в отношении физического лица при проведении разовых операций. В случае, если по результатам устного опроса установлено, что лицо относит себя к категории ПДЛ либо к лицам, связанным с ПДЛ, работник Подразделения передает такому лицу Вопросник ПДЛ для заполнения;

- Проверка по коммерческим спискам проводится путем изучения сведений о Клиенте с использованием специального программного обеспечения, содержащего пофамильные списки ПДЛ <1> (например, DOWJONES FACTIVA, WorldCheck и др.);

--------------------------------

<1> Например, DOWJONES FACTIVA, WorldCheck и др.

- Изучение общедоступных источников (сеть Интернет, средства массовой информации и другие законные общедоступные источники информации) проводится сотрудником Подразделения или Подразделения по ПОД/ФТ. Результаты изучения общедоступных источников должны быть документально зафиксированы и приложены к Анкете (досье) клиента.

5.7.11. Решение о принятии на обслуживание ИПДЛ оформляется в письменном виде и принимается Руководителем Банка, его заместителями либо руководителями обособленных подразделений Банка (филиал, дополнительный офис), которым в установленном порядке делегированы соответствующие полномочия.

5.7.12. Сотрудники Подразделений обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди лиц, связанных с осуществлением операций ПДЛ (представители, доверенные лица, выгодоприобретатели) супругов и ближайших родственников ПДЛ (родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры, усыновители и усыновленные). Сведения о ближайшем родстве получаются в устной форме от указанных физических лиц при их идентификации, документов и иных источников информации, имеющихся или доступных Банку на законных основаниях.

5.7.13. Сотрудники подразделений должны уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым ПДЛ, их ближайшими родственниками или от имени указанных лиц, а также принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества.