7.3. Порядок действий при оценке соответствия операции признакам операций, подлежащих обязательному контролю, или признакам, указывающим на необычный характер сделки

7.3.1. Основаниями для возникновения подозрений в том, что операция осуществляется с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, могут быть следующие признаки:

- запутанный или необычный характер операции (сделки), не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

- несоответствие операции (сделки) целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

- выявление неоднократного совершения операций (сделок), характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом N 115-ФЗ;

- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что операции (сделки) осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

7.3.2. Для выявления необычных операций (сделок) сотрудники подразделений используют признаки, указывающие на необычный характер сделки, содержащиеся в Приложении 2. Ответственный сотрудник вправе установить дополнительные признаки необычных операций (сделок), а также характерные для необычных операций (сделок) параметры проведения - суммовые пороги, временные периоды и иные особенности, указывающие на необычность.

7.3.3. Признаки необычных операций (сделок) не являются исчерпывающими. Операция также может быть признана подозрительной на основании анализа характера операций, ее составляющих, сопутствующих ей обстоятельств и взаимодействия с Клиентом (его Представителем), даже если формально операция не соответствует ни одному из признаков необычности, перечисленных в Приложении 2.

7.3.4. Соответствие одному или нескольким признакам, указывающим на необычный характер сделки, перечисленным в Приложении 2, не является основанием автоматической квалификации операции как подозрительной, но является поводом для проведения углубленной проверки операции и деятельности Клиента, совершающего такую операцию, в целях подтверждения обоснованности или опровержения возникших подозрений, а также уточнения (пересмотра) уровня риска Клиента в соответствии с Программой управления риском.

7.3.5. Кроме операций, соответствующих признакам, указывающим на необычный характер сделки, содержащимся в Приложении 2, сотрудники подразделений обязаны уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом в следующих случаях:

- операциям, проводимым Клиентами с "высоким" и "критическим" уровнями риска;

- любым операциям, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи Закона N 115-ФЗ. В частности, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

- операциям, проводимым с участием ПДЛ (публичных должностных лиц), их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц, в том числе, если:

а) при проведении идентификации выявлена попытка утаить статус ПДЛ;

б) получен отказ представления информации об источниках поступления средств, либо получение разъяснений, вызывающих сомнение в их достоверности;

в) зачисление денежных средств от государственных органов или государственных компаний, включая центральные банки, а также от некоммерческих организаций;

г) зачисление денежных средств в виде комиссий по государственным контрактам на закупку товаров и услуг.

д) неоднократное совершение переводов денежных средств за рубеж.

7.3.6. Для выявления операций, подлежащих обязательному контролю, сотрудники подразделений используют признаки, указанные в Приложении 1. Соответствие одному или нескольким указанным признакам является основанием для автоматической квалификации операции как подлежащей обязательному контролю. Ответственный сотрудник, иные сотрудники не вправе устанавливать новые или изменять критерии, указанные в Приложении 1.

7.3.7. При выявлении необычной операции или операции, подлежащей обязательному контролю, в том числе при возникновении сомнений в правомерности квалификации операции как подлежащей обязательному контролю, сотрудник Подразделения действует в соответствии с разделом 7.6. "Механизм взаимодействия при выявлении операций, подлежащих обязательному контролю и необычных операций (сделок)" настоящей Программы.