71. Случаи необходимости принятия нового законодательного акта вместо оформления внесения изменений
Новая редакция законодательного акта в целом, как правило, не допускается.
Законодатель принимает новый законодательный акт с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего законодательного акта в случаях, если:
необходимо внести в законодательный акт изменения, требующие переработки законодательного акта по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;
необходимо внести в законодательный акт изменения, затрагивающие почти все его структурные единицы;
сохраняют значение только отдельные структурные единицы законодательного акта, причем частично;
необходимо внести изменения в законодательный акт, признанный утратившим силу в неотделимой части.
До 2000 года существовала практика внесения изменений в законодательные акты путем изложения их в новой редакции.
При этом иногда менялся и вид законодательного акта. Так, закон РСФСР "О банках и банковской деятельности" и законы Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" и "О беженцах" в результате изложения их в новой редакции стали федеральными законами.
Такая практика неверна, поскольку порождает проблемы при внесении изменений в указанные законодательные акты, при признании их (или их структурных единиц) утратившими силу и при ссылках на них (см. комментарии к пунктам 21, 54 и 91 настоящих Методических рекомендаций).
При необходимости внесения множественных изменений в законодательный акт, который ранее уже неоднократно изменялся, законодателю следует принять новый законодательный акт с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего, а не излагать его в новой редакции. Такой подход будет способствовать расчистке законодательства и облегчит подготовку Свода законов Российской Федерации. На одном из заседаний Государственной Думы полномочным представителем Президента Российской Федерации в Государственной Думе изложение законодательного акта в новой редакции было признано ошибкой юридико-технического характера. В целях исправления допущенной ошибки при подготовке ко второму чтению данный законопроект был оформлен как законопроект, устанавливающий новое правовое регулирование, а ранее действовавший законодательный акт был признан утратившим силу.
Следует заметить, что изложение законодательного акта в новой редакции, так же как и изложение в новой редакции его структурной единицы, не является основанием для признания утратившими силу предыдущей редакции законодательного акта или промежуточных редакций структурных единиц. Признание утратившими силу всех изменений, внесенных в законодательный акт, и всех редакций законодательного акта и его структурных единиц будет сделано только в том случае, если будет принят новый законодательный акт и ранее действовавший законодательный акт будет признан утратившим силу.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875