4. В силу статьи 8 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года, пункта 4 статьи 13 Статута Суда Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 года Суд обладает полномочиями по рассмотрению дел в Таможенном союзе.
В соответствии со статьей 3 Договора высший орган судебной власти государства - члена Таможенного союза обращается в Суд с запросом о вынесении заключения по вопросам применения международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и актов Комиссии Таможенного союза, затрагивающих права и законные интересы хозяйствующих субъектов, если эти вопросы существенно влияют на разрешение дела по существу.
Согласно пункту 2 статьи 7 Регламента Суда Евразийского экономического сообщества по рассмотрению обращений хозяйствующих субъектов Большая коллегия Суда выносит решения по запросам высших органов судебной власти государств - членов Таможенного союза, поданным в рамках статьи 3 Договора.
На основании указанных норм 22 апреля 2013 года Большой коллегией Суда запрос Кассационной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь принят к производству.
При подготовке к рассмотрению дела Судом направлены запросы в Секретариат Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества, Евразийскую экономическую комиссию, высшие органы судебной власти и органы исполнительной власти в области таможенного дела государств - членов Таможенного союза, научные учреждения государств - членов Таможенного союза о представлении материалов с изложением позиции по рассматриваемому Судом запросу.
Евразийская экономическая комиссия в ответе на запрос Суда указала, что до настоящего времени тарифная льгота, предусмотренная подпунктом 7.1.11 пункта 7 Решения N 130, применяется в порядке, действующем в государстве - члене Таможенного союза.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Федеральная таможенная служба Российской Федерации отметили, что практика применения подпункта 7.1.11 пункта 7 Решения N 130 в Российской Федерации отсутствует, поскольку законодательством Таможенного союза и Российской Федерации правоотношения по порядку применения тарифной льготы в отношении товаров, указанных в данном подпункте, не урегулированы.
Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан сообщил, что порядок применения тарифной льготы в отношении товаров, указанных в подпункте 7.1.11 пункта 7 Решения N 130, в Республике Казахстан реализуется путем применения норм Закона Республики Казахстан "Об инвестициях" от 8 января 2003 года N 373.
Верховный Суд Республики Казахстан пришел к выводу, что положения абзацев 3 и 4 подпункта 7.1.11 и подпункта 7.4 пункта 7 Решения N 130 не подлежат применению до установления Евразийской экономической комиссией соответствующего порядка.
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь сообщил, что применение тарифной льготы в отношении товаров, указанных в подпункте 7.1.11 пункта 7 Решения N 130, осуществляется в порядке, установленном Декретом N 10, который соответствует договорно-правовой базе Таможенного союза. Положения подпункта 7.4 пункта 7 Решения N 130 являются самостоятельными нормами и не ограничивают условия применения тарифных льгот, указанных в подпункте 7.1.11 пункта 7 данного решения.
Белорусский государственный университет, анализируя применение норм подпунктов 7.1.11 и 7.4 пункта 7 Решения N 130, пришел к выводу, что подпункт 7.4 пункта 7 Решения N 130 не устанавливает отдельной тарифной льготы индивидуального характера, а определяет дополнительное условие применения тарифных льгот, предусмотренных подпунктом 7.1 пункта 7 Решения N 130 (за исключением подпункта 7.1.11), для тех случаев, когда предоставление таких льгот сопряжено с необходимостью определения государствами - членами Таможенного союза конкретных плательщиков, которым такая льгота предоставляется. В силу статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза и пункта 3 Решения N 728 освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, указанных в подпункте 7.1.11 пункта 7 Решения N 130, может применяться в порядке, закрепленном в национальном законодательстве государства - члена Таможенного союза.
Рассматривая вопрос о статусе Комиссии Таможенного союза и юридической силе ее решений, Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации и Российская академия правосудия отмечают, что Комиссия Таможенного союза является наднациональным органом с объемом полномочий государственных органов Сторон, переданных ей государствами - членами Таможенного союза.
23 апреля 2013 года Судом направлен запрос в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь о предоставлении документов и информации, необходимых для рассмотрения поставленных вопросов.
6 мая 2013 года в Суд поступило обращение Кассационной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь об отзыве запроса и прекращении производства по делу.
20 мая 2013 года Большая коллегия Суда отказала в принятии отзыва запроса Кассационной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, назначив рассмотрение дела по существу, указав при этом на невозможность принятия отзыва, поскольку иное решение не отвечает интересам процессуальной экономии и может повлечь необоснованную задержку рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Регламента Суда Евразийского экономического сообщества по рассмотрению обращений хозяйствующих субъектов одним из оснований прекращения Судом производства по делу является отзыв запроса заявителем при условии принятия его Судом.
Исходя из смысла положения данной нормы, Суд, учитывая обстоятельства дела, существо запроса, устанавливает пределы права заявителя запроса относительно процессуально-правовых последствий судебного дела.
Обращение Кассационной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь об отзыве запроса поступило в Суд, когда запрос был принят к производству Большой коллегией Суда и проделана работа, связанная с привлечением специалистов государств - членов Таможенного союза в области международного права, внешнеэкономической деятельности и таможенных правоотношений. Тем самым созданы условия для своевременного решения вопросов, поставленных перед Судом, и предоставления заинтересованным лицам судебной защиты.
Кроме того, обращение Кассационной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь об отзыве запроса и прекращении производства по делу от 30 апреля 2013 года направлено в Суд без принятия процессуального решения о возобновлении производства по делу.
При таких обстоятельствах, а также учитывая принцип процессуальной эффективности, закрепленный в статье 2 Регламента Суда Евразийского экономического сообщества, утвержденного решением Суда от 12 июля 2012 года N 12, отсутствие обоснования отзыва запроса Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Судом данный отзыв не принят.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей