V. Выводы Суда

5. Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан, руководствуясь принципами и нормами международного права, с целью продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства создали международную организацию - Евразийское экономическое сообщество.

Статьей 1 данного Договора Стороны наделили Евразийское экономическое сообщество полномочиями, добровольно передаваемыми Сообществу.

Договором о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 года Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация учредили Комиссию Таможенного союза (далее - Комиссия) как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза.

Статьями 3 и 6 Договора о Комиссии Таможенного союза Комиссия наделена полномочиями и функциями, предусмотренными данным Договором, другими международными договорами, заключенными государствами - членами Таможенного союза, а также решениями Высшего органа Таможенного союза. Одной из функций Комиссии является исполнение решений, принятых Высшим органом Таможенного союза.

Порядок и условия осуществления Комиссией функций в конкретных сферах ее деятельности определяются отдельными международными договорами в рамках Таможенного союза. Решения Комиссии, принятые в пределах предоставленных ей полномочий, имеют обязательный характер для государств - членов Таможенного союза и подлежат непосредственному применению на их территориях.

Учитывая изложенное, Суд приходит к выводу, что государства - члены Таможенного союза создали Комиссию как регулирующий орган, обладающий наднациональными функциями, добровольно переданными Сторонами, с правом принятия решений, имеющих обязательный характер на территории Таможенного союза.

6. Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года (далее - Соглашение) на таможенной территории государств - членов Таможенного союза определен порядок установления единой системы ставок таможенных пошлин в виде Единого таможенного тарифа, установлены принципы и виды тарифных льгот, предоставленные в отношении товаров, ввозимых на единую таможенную территорию государств - членов Таможенного союза.

Статьями 6, 8 Соглашения Стороны добровольно передали Комиссии полномочия по ведению Единого таможенного тарифа, установлению порядка применения тарифных льгот, предусмотренных статьей 5 Соглашения, и порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения государства - члены Таможенного союза определили, что предоставление тарифных льгот, не предусмотренных Соглашением, будут регулироваться Сторонами дополнительно.

В развитие Соглашения Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация статьей 2 Протокола о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года (далее - Протокол) дополнительно наделили Комиссию функцией по установлению порядка применения тарифных льгот при ввозе товаров на таможенные территории государств Сторон или на единую таможенную территорию государств - членов Таможенного союза в случаях, не предусмотренных статьей 5 и пунктом 1 статьи 6 Соглашения, указав, что применение данных льгот осуществляется исключительно на основании решений Комиссии, принимаемых консенсусом.

Руководствуясь пунктами 1, 3 статьи 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, участниками которой являются страны Таможенного союза, международный договор толкуется добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора. Наряду с контекстом учитываются, в том числе, любое последующее соглашение между участниками относительно применения положений этого договора, практика его применения и соответствующие нормы международного права, применяемые в отношениях между участниками.

Статьей 74 Таможенного кодекса Таможенного союза, принятого Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года установлено, что виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Таким образом, Суд приходит к мнению, что применение тарифных льгот на единой таможенной территории Таможенного союза по смыслу статьи 3 Таможенного кодекса Таможенного союза должно осуществляться в порядке и на условиях, установленных таможенным законодательством Таможенного союза.

Кроме того, статьей 26 Венской конвенции о праве международных договоров закреплен принцип, что каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться.

Государства - члены Таможенного союза, подписавшие названные Соглашение и Протокол, взяли на себя обязательство о единообразном регулировании режима освобождения от уплаты таможенных пошлин с тем, чтобы в соответствии с требованиями Таможенного союза устранить различия в отношении цели и условий применения тарифных льгот, предусмотренных договорно-правовой базой Таможенного союза, и позволить всем хозяйствующим субъектам пользоваться равными возможностями на единой таможенной территории Таможенного союза.

Таким образом, со вступлением в силу Единого таможенного тарифа и международных договоров, указанных в Решении Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (далее - Решение Межгосударственного Совета N 18), а также Таможенного кодекса Таможенного союза полномочия в области таможенного регулирования переданы Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Российской Федерацией Таможенному союзу.

7. Протоколом о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года Межгосударственный Совет наделен правом принимать решение о вступлении в силу международных договоров, направленных на завершение формирования его договорно-правовой базы.

В соответствии с Решением Межгосударственного Совета N 18 с 1 января 2010 года вступили в силу Соглашение и Протокол. Подпунктом 6.1 пункта 6 этого же решения Межгосударственный Совет, помимо тарифных льгот, перечисленных в статье 5 и пункте 1 статьи 6 Соглашения, определил перечень товаров, освобожденных от уплаты ввозной таможенной пошлины.

Одной из таких льгот, предусмотренных подпунктом 6.1.11 пункта 6 Решения Межгосударственного Совета N 18, является освобождение технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории государства - члена Таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства - члена Таможенного союза.

8. Кассационная коллегия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь просит разъяснить установленный подпунктом 7.1.11 пункта 7 Решения N 130 порядок применения тарифной льготы с учетом положения пункта 3 Решения N 728, согласно которому указанная тарифная льгота применяется в порядке, действующем в государстве - члене Таможенного союза.

В соответствии со статьей 6 Договора о Комиссии Таможенного союза и в целях реализации Решения Межгосударственного Совета N 18 Комиссия приняла Решение N 130, согласно которому от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождены товары, не указанные в Соглашении.

Подпункт 7.1.11 пункта 7 Решения N 130 содержит аналогичную подпункту 6.1.11 пункта 6 Решения Межгосударственного Совета N 18 норму об освобождении от уплаты ввозной таможенной пошлины технологического оборудования, ввозимого в рамках реализации инвестиционного проекта.

Решением N 728 Комиссия внесла изменение в Решение N 130 и утвердила Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - Порядок).

Из содержания положений пункта 3 Решения N 728 и пункта 15 Порядка следует, что Комиссией правоотношения по освобождению от уплаты таможенных пошлин в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых на территорию Таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, единообразно не урегулированы, и, как следствие, указанная тарифная льгота подлежит применению в порядке, действующем в государстве - члене Таможенного союза.

Отсутствие единого порядка применения тарифных льгот, предусмотренного статьями 6 и 8 Соглашения, привело к правовой неопределенности в применении механизма освобождения товаров от уплаты таможенных пошлин, нарушения принципа единообразного регулирования правоотношений в области применения тарифных льгот в Таможенном союзе, выразившегося в установлении различных правил и условий применения таких льгот на национальном уровне.

Принимая во внимание положение пункта 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза, Суд приходит к выводу о наличии у государств - членов Таможенного союза полномочий по применению тарифных льгот в соответствии с национальным правом в части, не урегулированной таможенным законодательством Таможенного союза, до момента их урегулирования Таможенным союзом. При этом данное положение не может быть истолковано как предоставляющее Комиссии право откладывать или отказываться от урегулирования правоотношений, переданных на уровень Таможенного союза. Указанная норма призвана восполнять пробелы в праве Таможенного союза и должна применяться в исключительных случаях в контексте принципов норм Таможенного союза.

Учитывая изложенное, Суд приходит к выводу о наличии правомочий у государств - членов Таможенного союза по применению тарифной льготы, установленной подпунктом 7.1.11 пункта 7 Решения N 130 в соответствии с национальным законодательством, поскольку соответствующие правоотношения на уровне Таможенного союза не урегулированы.

9. Из содержания запроса Кассационной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь следует, что в ходе рассмотрения дела N 138-12/2012/282А/113К возникла правовая неопределенность в применении отдельных положений Решения N 130 в части соотношения норм подпункта 7.1.11 и подпункта 7.4 пункта 7 Решения N 130 при определении условий предоставления тарифной льготы в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых в рамках реализации инвестиционного проекта.

В целях реализации Решения Межгосударственного Совета N 18 Комиссия в пункте 7 Решения N 130 установила, что помимо тарифных льгот, перечисленных в статье 5 и пункте 1 статьи 6 Соглашения, государствами - членами Таможенного союза применяются виды тарифных льгот, установленных подпунктами 7.1 - 7.4 пункта 7 данного решения.

Следует отметить, что подпункт 7.4 пункта 7 того же решения не устанавливает отдельного вида тарифной льготы, предоставляемой конкретному плательщику, как заявлено в пункте 7 Решения N 130, а содержит дополнительное условие применения тарифных льгот, когда их предоставление сопряжено с необходимостью определения государством - членом Таможенного союза конкретных плательщиков.

Суд учитывает, что абзац третий подпункта 7.4 пункта 7 Решения N 130 устанавливает соотношение норм с подпунктом 7.1.11 пункта 7 Решения N 130, согласно которому положения данного подпункта не ограничивают условия применения освобождения от уплаты таможенных пошлин технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых в рамках реализации инвестиционных проектов.

При этом Суд отмечает, что построение и нумерация рассматриваемой нормы не должны искажать достигнутые договоренности государств - членов Таможенного союза при ее толковании и применении.

Суд приходит к выводу, что подпункт 7.4 пункта 7 Решения N 130, устанавливающий дополнительное условие, при выполнении которого возможно освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе конкретными плательщиками товаров, перечисленных в подпункте 7.1, не соотносится с положениями подпункта 7.1.11 пункта 7 Решения N 130 в смысле их взаимосвязанности и взаимозависимости при применении нормы.

10. Исходя из положений подпункта 7.1.11 пункта 7 Решения N 130 одним из условий предоставления тарифной льготы в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов является его ввоз с целью исключительного использования на территории государства - члена Таможенного союза.

Таким образом, данным положением допускается установление территориального ограничения по использованию ввозимого товара.

Из положений пункта 3 Решения N 728 и абзаца четыре подпункта 7.1.11 пункта 7 Решения N 130, следует, что государства - члены Таможенного союза определяют не только порядок предоставления рассматриваемой льготы, но и обеспечивают контроль за целевым использованием технологического оборудования, сырья и материалов, то есть соблюдение условий, в связи с которыми тарифная льгота предоставлена.

При осуществлении контроля за целевым использованием товаров, указанных в подпункте 7.1.11 пункта 7 Решения N 130, следует исходить из буквального толкования терминов, используемых в данной норме.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза термины гражданского и других отраслей законодательства, используемые в Кодексе, применяются в каждом из государств - членов Таможенного союза в том значении, в каком они используются в соответствующих отраслях законодательства этих государств, если иное не предусмотрено Кодексом.

В статье 2 Таможенного кодекса Таможенного союза определено только понятие единой таможенной территории Таможенного союза, под которой понимается территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Учитывая изложенное, Суд отмечает, что при определении понятия территории государства необходимо исходить из содержания норм международных договоров и национального законодательства.

Поскольку предоставление льготы по уплате таможенных пошлин в отношении ввозимого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов сопряжено с ограничениями по их использованию, то такие товары в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза считаются условно выпущенными и могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 статьи 13, статьей 19 Статута Суда Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 года, статьей 3 Договора об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним от 9 декабря 2010 года, статьями 45, 51 Регламента Суда по рассмотрению обращений хозяйствующих субъектов, Большая коллегия Суда

решила:

1. Положения подпунктов 7.1.11 и 7.4 пункта 7 решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации" не являются взаимосвязанными при определении условий применения тарифных льгот.

2. Евразийской экономической комиссии разработать и принять порядок применения освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении категорий товаров, определенных подпунктом 7.1.11 пункта 7 решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации" в течение шести месяцев с даты вынесения решения Суда.

3. До установления Евразийской экономической комиссией порядка применения освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, определенных подпунктом 7.1.11 пункта 7 решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации", тарифная льгота, предусмотренная этим подпунктом, применяется государством - членом Таможенного союза в порядке, действующем в этом государстве.

4. Судебным органам государств - членов Таможенного союза учитывать правовые позиции, изложенные в решении Суда.

5. Решение Суда является обязательным, обжалованию не подлежит, вступает в силу после его провозглашения и действует непосредственно на территории государств - членов Таможенного союза.

6. Решение Суда подлежит опубликованию на Интернет-сайте Суда, в печатном издании Суда, а также в официальных источниках опубликования Таможенного союза, государств - членов Таможенного союза, соответствующих реестрах правовой информации.

Председательствующий

К.Л.ЧАЙКА

Судьи

М.Т.АЛИМБЕКОВ

Ж.Н.БАИШЕВ

Т.Н.НЕШАТАЕВА

Е.А.СМИРНОВ

А.М.СОКОЛОВСКАЯ