4. О порядке применения тарифной льготы

В соответствии со статьями 1, 3, 74 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза; принят на основании Решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 года N 17) таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной им, в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза.

Таможенное законодательство Таможенного союза состоит из Таможенного кодекса Таможенного союза, международных договоров государств - членов Таможенного союза, решений КТС (Евразийской экономической комиссии), регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе.

Под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: тарифные преференции; тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); льготы по уплате налогов; льготы по уплате таможенных сборов. Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года на единой таможенной территории государств - членов Таможенного союза под ввозной таможенной пошлиной понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств - членов Таможенного союза (статья 2 Соглашения). При ввозе товаров на единую таможенную территорию могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ее ставки (пункт 1 статьи 5 Соглашения). Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин устанавливается КТС (пункт 3 статьи 6 Соглашения).

Согласно Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года Суд обеспечивает единообразное применение Сторонами действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений (статья 8 Договора). Межгосударственный Совет как высший орган Сообщества полномочен рассматривать принципиальные вопросы, связанные с общими интересами государств-участников, и принимать решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС (статьи 3 и 5 Договора).

Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (далее - Решение Межгосударственного Совета N 18) с 1 января 2010 года определено вступление в силу Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года и Протокола о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года.

В соответствии с пунктом 6 этого Решения государствам - членам Таможенного союза предоставлена возможность помимо тарифных льгот, перечисленных в статье 5 и пункте 1 статьи 6 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, применять ряд дополнительных тарифных льгот, в том числе в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины относительно технологического оборудования, ввозимого для исключительного использования на территории государства - члена Таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) этого государства в соответствии с его внутренним законодательством (подпункт 6.1.11 пункта 6 Решения Межгосударственного Совета N 18). На КТС названным Решением возложена функция составления, обновления на основании предложений государств - участников Таможенного союза перечней инвестиционных проектов, ввозимого технологического оборудования и определения порядка контроля за его целевым использованием. Таким образом, реализация этой функции обусловлена наличием инициативы государств - участников Таможенного союза в виде представления сведений для включения их в такие перечни. Соответственно, реализация предусмотренного подпунктом 7.4 пункта 7 Решения N 130 механизма согласования КТС предлагаемого ей государством - участником Таможенного союза порядка контроля за целевым использованием товара, в отношении которого применяется тарифная льгота, обусловлена инициативой этого государства.

Согласно статьям 2 и 3 Протокола о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года (далее - Протокол от 12 декабря 2008 года) с даты предоставления КТС государствами - членами Таможенного союза полномочий по ведению Единого таможенного тарифа применение тарифных льгот при ввозе товаров на таможенные территории этих государств или на единую таможенную территорию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в случаях, не предусмотренных статьей 5 и пунктом 1 статьи 6 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года (далее - Соглашение), осуществляется на основании решений КТС.

Поскольку технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые для исключительного использования на территории государства - члена Таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, не упомянуты в статье 5 и пункте 1 статьи 6 Соглашения, тарифная льгота в отношении этой категории товаров в силу статьи 3 Протокола от 12 декабря 2008 года устанавливается решением КТС.

Такая тарифная льгота введена вступившим в действие с 1 января 2010 года Решением N 130, принятым во исполнение Решения Межгосударственного Совета N 18 в рамках полномочий, предоставленных Соглашением и Протоколом от 12 декабря 2008 года.

В соответствии с подпунктом 7.1.11 пункта 7 Решения N 130 от ввозной таможенной пошлины освобождены технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые для исключительного использования на территории государства - участника Таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства - участника Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства. В этом же подпункте Решения N 130 на КТС согласно Решению Межгосударственного Совета N 18 возложена функция составления, обновления на основании предложений государства - участника Таможенного союза перечней инвестиционных проектов, ввозимого технологического оборудования и определения порядка контроля за его целевым использованием.

Согласно подпункту 7.4 пункта 7 Решения N 130 при предоставлении льготы по уплате таможенных пошлин государство - член Таможенного союза, принимающее такое решение, определяет конкретных плательщиков, которым такая льгота предоставляется, и вносит в КТС предложение по механизму контроля за использованием ввозимых товаров, исключающему их нецелевое использование, а также вовлечение в экономический оборот на территориях других государств - участников Таможенного союза. Тарифная льгота применяется государством - участником Таможенного союза в случае согласия КТС с предложенным механизмом контроля за использованием ввозимых товаров, что, тем не менее, не ограничивает условия применения льгот, указанных в подпункте 7.1.11 пункта 7 Решения N 130.

Исходя из этих нормативных положений, реализация КТС указанной функции обусловлена наличием инициативы государства - члена Таможенного союза в виде представления сведений для включения их в упомянутые перечни. Соответственно, реализация предусмотренного подпунктом 7.4 пункта 7 Решения N 130 механизма согласования КТС предлагаемого ей государством - участником Таможенного союза порядка контроля за целевым использованием товара, в отношении которого применяется тарифная льгота, также обусловлена инициативой этого государства, в отсутствие которой не возникает необходимость получения согласия КТС на предоставление тарифной льготы.

Подпункт 7.4 пункта 7 Решения N 130, предусматривающий механизм согласования с КТС применения тарифных льгот, предоставляемых государством - членом Таможенного союза конкретным плательщикам, и контроля за использованием этих тарифных льгот, не затрагивает случаи предоставления государством - членом Таможенного союза указанной в подпункте 7.1.11 пункта 7 Решения N 130 тарифной льготы в отношении конкретного товара (в частности, технологического оборудования, ввозимого для использования на территории государства - члена Таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта).

Предусмотренный пунктом 3 статьи 6 Соглашения порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин утвержден Решением N 728, которое вступило в силу с 18 августа 2011 года.

Пунктом 3 Решения N 728 определено, что до установления КТС порядка применения освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении категорий товаров, определенных подпунктом 7.1.11 пункта 7 Решения N 130, тарифная льгота применяется в порядке, действующем в государстве - члене Таможенного союза.

Таким образом, КТС, обладая в силу Решения Межгосударственного Совета N 18 полномочием устанавливать как тарифные льготы, так и порядок их применения, на период до принятия Решения N 728 определила такой порядок посредством ссылки на национальный режим предоставления тарифных льгот, действующий в государствах - членах Таможенного союза. При этом обладающее ретроактивным свойством Решение N 728, предоставляющее приоритет актам внутреннего законодательства государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы применения тарифных льгот, не противоречит таможенному законодательству Таможенного союза, согласно которому таможенное регулирование в Таможенном союзе в части, не урегулированной таможенным законодательством Таможенного союза, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза осуществляется в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.