Таблица 4. Сравнительный анализ базовых нормативов платы и такс для отдельных загрязняющих веществ при аварийных сбросах
Сравнительный анализ базовых нормативов платы и такс
для отдельных загрязняющих веществ при аварийных сбросах
┌───┬──────────────┬──────────┬──────────┬────────────────┬──────────────┬──────────┐
│ N │ Загрязняющее │ ПДК │ Класс │ Такса (Н) │ N св. лимитн.│ Н/N │
│п/п│ вещество │ рх │опасности │(тыс. руб./т) по│(тыс. руб./т) │ │
│ │ │ (мг/л) │ │ табл. 6, 7 и 8 │ │ │
├───┼──────────────┼──────────┼──────────┼────────────────┼──────────────┼──────────┤
│ │Лямбда- │0,00000007│ 1 │ 5700 при массе │ 344 351 140 │ 0,000001 │
│ │цигалотрин │ │ │сброса < 0,10 т │ │ │
│ │(пестицид) │ │ ├────────────────┤ ├──────────┤
│ │ │ │ │ 900 при массе │ │0,0000002 │
│ │ │ │ │сброса > 5000 т │ │ │
├───┼──────────────┼──────────┼──────────┼────────────────┼──────────────┼──────────┤
│ │ │ │ │ 1700 при массе │ 1377,4 │ 1,23 │
│ │ 2+ │ │ │сброса < 0,10 т │ │ │
│ │ Cd │ 0,005 │ 2 ├────────────────┤ ├──────────┤
│ │ │ │ │ 300 при массе │ │ 0,22 │
│ │ │ │ │сброса > 5000 т │ │ │
├───┼──────────────┼──────────┼──────────┼────────────────┼──────────────┼──────────┤
│ │ 2+ │ │ │ 1700 при массе │ 6887,025 │ 0,25 │
│1. │ Cu │ 0,001 │ 3 │сброса < 0,10 т │ │ │
│ │ │ │ ├────────────────┼──────────────┼──────────┤
│ │ │ │ │ 300 при массе │ │ 0,04 │
│ │ │ │ │сброса > 5000 т │ │ │
├───┼──────────────┼──────────┼──────────┼────────────────┼──────────────┼──────────┤
│2. │ Нитрафен │ 0.09 │ 3 │ 5700 при массе │ 76,525 │ 74,5 │
│ │ (пестицид) │ │ │сброса < 0,10 т │ │ │
│ │ │ │ ├────────────────┤ ├──────────┤
│ │ │ │ │ 900 при массе │ │ 11,7 │
│ │ │ │ │сброса > 5000 т │ │ │
├───┼──────────────┼──────────┼──────────┼────────────────┼──────────────┼──────────┤
│3. │Нефтепродукты │ 0,05 │ 3 │ 3500 при массе │ 137,75 │ 25,4 │
│ │ │ │ │сброса < 0,10 т │ │ │
│ │ │ │ ├────────────────┤ ├──────────┤
│ │ │ │ │ 400 при массе │ │ 2,9 │
│ │ │ │ │сброса > 5000 т │ │ │
├───┼──────────────┼──────────┼──────────┼────────────────┼──────────────┼──────────┤
│ │ + │ │ │ 1700 при массе │ 0,0625 │ 27,200 │
│4. │ Na │ 40 │ 4 │сброса < 0,10 т │ │ │
│ │ │ │ ├────────────────┤ ├──────────┤
│ │ │ │ │ 300 при массе │ │ 4,800 │
│ │ │ │ │сброса > 5000 т │ │ │
├───┼──────────────┼──────────┼──────────┼────────────────┼──────────────┼──────────┤
│ │ - │ │ │ 1700 при массе │ 0,0225 │ 75,555 │
│5. │ Cl │ 300 │ 4 │сброса < 0,10 т │ │ │
│ │ │ │ ├────────────────┤ ├──────────┤
│ │ │ │ │ 300 при массе │ │ 13,333 │
│ │ │ │ │сброса > 5000 т │ │ │
├───┼──────────────┼──────────┼──────────┼────────────────┼──────────────┼──────────┤
│ │ 2- │ │ │ 1700 при массе │ 0,07 │ 24,286 │
│6 │ SO │ 100 │ 4 │сброса < 0,10 т │ │ │
│ │ 4 │ │ ├────────────────┤ ├──────────┤
│ │ │ │ │ 300 при массе │ │ 4,286 │
│ │ │ │ │сброса > 5000 т │ │ │
└───┴──────────────┴──────────┴──────────┴────────────────┴──────────────┴──────────┘
Из таблицы 4 видно, что таксы за поступление веществ разного класса опасности уравнены. Величины такс для наименее опасных веществ в сравнении с платой за сверхлимитное загрязнение значительно увеличены, и это увеличение наиболее значительно для менее опасных веществ (натрий, хлориды, сульфаты), а для наиболее опасных в ряде случаев таксы по отношению к нормативу платы за сверхлимитное загрязнение снижены (Н/N * < 1). При этом уменьшение такс за аварийное загрязнение находится в обратной зависимости от массы сброса: чем больше масса сброса, тем меньше нанесенный вред от каждой единицы массы.
Таким образом, может быть сделан вывод о том, что модель расчета вреда не имеет связи с фактическим вредом, поскольку отсутствуют утвержденные критерии для его определения (критерии деградации водного объекта) и порядок определения уровня деградации, а также установленная и экономически обоснованная зависимость вреда от уровня деградации водного объекта.
Методика допускает варианты исчисления размера вреда от аналогичного сброса ЗВ с использованием разных таблиц. Так, для веществ, имеющих предельно допустимую концентрацию (далее - ПДК), вред может быть рассчитан как по прямым измерениям величины биологической предельной концентрации (далее - БПК) <1>, так и по измерениям индивидуальных веществ и преобразовании результатов в величину БПК по таблице 14 Методики.
--------------------------------
<1> Масса сброшенных в водный объект органических веществ, выраженная в БПК в составе сточных вод и (или) загрязненных дренажных вод (согласно пункту 23 Методики).
Применение таблицы 16 согласно пункту 24.1 Методики "в случае обоснованной невозможности определения" содержания нефтепродуктов инструментальными методами создает неограниченную возможность для использования заведомо завышенных и необоснованных величин при расчетах вреда.
Таким образом, таксы для исчисления размера вреда от сброса ЗВ, установленные в Методике, не имеют обоснования и связи с фактически нанесенным вредом.
Помимо этого, Методика не содержит положений, в каких случаях производится расчет платы с применением норматива за сверхлимитный сброс, а в каких - исчисляется вред по таксам Методики.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875