2.4. Процессный подход

Любая деятельность, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс.

Для того чтобы результативно функционировать, организация должна определять и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных и взаимодействующих процессов. Часто выход одного процесса является непосредственным входом следующего. Систематическое определение и менеджмент процессов, применяемых организацией, и особенно взаимодействие этих процессов могут рассматриваться как "процессный подход".

Назначение настоящего стандарта - побуждать к принятию процессного подхода к менеджменту организации.

Рисунок 1 иллюстрирует основанную на процессном подходе систему менеджмента качества, описанную в семействе стандартов ISO 9000. На нем показано, что заинтересованные стороны играют существенную роль в предоставлении организации входных данных. Наблюдение за удовлетворенностью заинтересованных сторон требует оценки информации, касающейся восприятия заинтересованными сторонами степени выполнения их потребностей и ожиданий. Модель, приведенная на рисунке 1, не показывает процессы на детальном уровне.

┌────────────────────────────┐

│ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ СИСТЕМЫ│

│ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА │

└────────────────────────────┘

/\

││

││

┌─────────┐ ┌─────────────────────────┴┴─────┐ ┌──────────┐

│ПОТРЕ- │ │ ┌───────────────┐ │ │ПОТРЕБИ- │

│БИТЕЛИ │ │ │ОТВЕТСТВЕННОСТЬ│ │ │ТЕЛИ │

│(И ДРУГИЕ│<.......│.....>│ РУКОВОДСТВА │<──┐ │ │(И ДРУГИЕ │

│ЗАИНТЕРЕ-│ │ ┌─┴───────────────┘ ││ │ │ЗАИНТЕРЕ- │

│СОВАННЫЕ │ │ ││ ││ │ │СОВАННЫЕ │

│СТОРОНЫ) │ │ ││ ││ │ │СТОРОНЫ) │

│ │ │ \/ ┌───────────┐ │ │ │

│ │ │ ┌──────────┐ │ ИЗМЕРЕНИЕ,│ │ │┌────────┐│

│ │ │ │МЕНЕДЖМЕНТ│ │ АНАЛИЗ │<...............>││Удовлет-││

│ │ │ │ РЕСУРСОВ │ │И УЛУЧШЕНИЕ│ │ ││ворен- ││

│ │ │ └──────┬┬──┘ └───────────┘ │ ││ность ││

│ │ │ ││ /\ │ │└────────┘│

│ │ │ \/ ││ │ │ │

│┌──────┐ │ │ ┌────────────────┐ │ │ │

││Требо-│ │ Вход │ │ПРОЦЕССЫ │ ┌─────┴─────┐ Выход │ │

││вания ├─┼────────┼───>│ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА├────┤ Продукция ├────────>│ │

│└──────┘ │ │ │ПРОДУКЦИИ < │ └─────┬─────┘ │ │

│ │ │ │ < │ │ │ │

│ │ │ │ < │ │ │ │

│ │ │ └────────────────┘ │ │ │

└─────────┘ └────────────────────────────────┘ └──────────┘

Условные обозначения:

──────────> - деятельность, добавляющая ценность;

..........> - поток информации.

Рисунок 1 - Модель системы менеджмента качества, основанной

на процессном подходе

Примечание - Формулировки, приведенные в круглых скобках, не применимы к ISO 9001.