Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы,

описание основных проблем в указанной сфере и прогноз

ее развития

Подпрограмма направлена на выполнение правоприменительных функций, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

В настоящее время Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной службой исполнения наказаний решен ряд задач, направленных на либерализацию уголовно-исполнительной политики, гуманизацию исполнения наказания, созданы предпосылки для внедрения концептуально новой программы пенитенциарной деятельности, соответствующей международным стандартам.

По инициативе Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний в 2012 году органами государственной власти Российской Федерации приняты 9 федеральных законов, затрагивающих деятельность уголовно-исполнительной системы.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

Соблюдение законности и прав человека в уголовно-исполнительной системе постоянно контролируется Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Общественной Палатой, российскими и международными правозащитными организациями.

В соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" созданы в каждом субъекте Российской Федерации на постоянной основе общественные наблюдательные комиссии, члены которых наделены полномочиями без специального разрешения посещать места принудительного содержания и беседовать с подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей, по вопросам обеспечения их прав.

Реализуется курс на расширение видов наказаний, альтернативных лишению свободы.

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 377-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы" введено в действие с 1 января 2010 г. наказание в виде ограничения свободы, которое заключается в соблюдении осужденными установленных судом ограничений под надзором уголовно-исполнительных инспекций.

Федеральной службой исполнения наказаний создана Система электронного мониторинга подконтрольных лиц (далее - СЭМПЛ) и в настоящее время осуществляется ее эксплуатация в отношении осужденных к ограничению свободы.

В целях реализации положений вышеуказанного федерального закона российскими предприятиями освоен выпуск систем контроля за осужденными, максимально адаптированных под требования уголовно-исполнительной системы, с использованием в том числе российской навигационной системы ГЛОНАСС, что значительно дешевле в эксплуатации по сравнению с импортными аналогами.

Расширение сферы применения наказаний, не связанных с лишением свободы, требует повышения эффективности деятельности уголовно-исполнительных инспекций, придания социальной направленности работе.

Во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (занятости, здравоохранения, образования, социальной защиты) проводится работа по оказанию адресной социальной помощи осужденным (в получении документов, удостоверяющих личность, решении жилищных проблем, трудоустройстве).

Главной задачей остается активное вовлечение осужденных в общественно-полезную деятельность, предупреждение преступлений и иных правонарушений с их стороны.

Повысилась мотивация осужденных к оплачиваемому труду.

Проведена работа по обеспечению раздельного содержания подозреваемых и обвиняемых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности и ранее содержавшихся в местах лишения свободы.

В результате принятых мер в 2010 - 2011 годах требования статьи 33 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ в части раздельного содержания указанных категорий лиц обеспечены во всех следственных изоляторах, в которых содержатся подозреваемые и обвиняемые, в том числе: 149 СИЗО (68,7%) посредством их размещения на отдельных этажах; в 38 СИЗО (17,5%) - в отдельных режимных корпусах; в 30 СИЗО (13,8%) - на отдельных постах.

В целях приведения условий содержания в учреждениях тюремного типа подозреваемых, обвиняемых и осужденных в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также установленных европейских норм, в 2012 году в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, дополнительно введено в эксплуатацию 1650 мест, в том числе в Московской области (СИЗО-11 на 640 мест), режимные корпуса в СИЗО-4 УФСИН России по Хабаровскому краю (на 800 мест) и СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю (на 210 мест).

Полученный результат позволил обеспечить средний размер камерной площади, приходящейся на одного человека из содержащихся под стражей, по стране до 4,4 кв. м.

Продолжается снижение количества вновь арестованных несовершеннолетних и женщин (на 16,4% и 6,0% соответственно, в том числе за преступления небольшой и средней тяжести на 7,0% и 4,8%). На 7,5% снизилось число осужденных со вступившими в законную силу приговорами, подлежащих отправке в исправительные учреждения.

Вместе с тем, несмотря на проводимую работу по разгрузке следственных изоляторов и вводу дополнительных мест для содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в следственных изоляторах 17 территориальных органов ФСИН России (республики Башкортостан, Татарстан, Чувашская, Забайкальский, Краснодарский, Ставропольский края, Астраханская, Кемеровская, Курганская, Московская, Новгородская, Сахалинская, Свердловская, Челябинская области, Санкт-Петербург и Ленинградская область) размер санитарной площади в камере на одного содержащегося под стражей не соответствует норме, установленной законодательством Российской Федерации. Это связано с тем, что уголовно-исполнительной системой исчерпаны внутренние резервы по разгрузке следственных изоляторов, и данную проблему можно решить только за счет ввода в эксплуатацию дополнительных камерных площадей, созданных за счет нового строительства.

В рамках реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации в 2010 - 2012 годах ФСИН России проведена определенная работа в части профилактики преступлений в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в том числе побегов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из-под охраны.

Продолжается работа по оснащению учреждений новыми интегрированными системами безопасности, которые по техническим характеристикам не уступают лучшим зарубежным аналогам, имеют широкие возможности модернизации и адаптации к различным условиям эксплуатации.

Принятые меры позволили обеспечить надежность охраны более чем 99% учреждений территориальных органов ФСИН России, исключить побеги спецконтингента из тюрем, исправительных колоний особого режима, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений, воспитательных колоний, а также при конвоировании.

Проводится комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы оказания медицинской помощи осужденным и лицам, заключенным под стражу. В учреждениях внедряется модель внутрисистемного совершенствования организационно-структурного построения медицинской службы уголовно-исполнительной системы, которая предполагает централизацию управления медико-санитарным обеспечением с выведением медицинских учреждений и подразделений из подчинения территориальным органам, следственным изоляторам и учреждениям, исполняющим наказания.

Производственная деятельность исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы в 2010 - 2012 годах переориентировалась на решение, в первую очередь, вопросов ресоциализации личности, восстановления и закрепления у осужденных трудовых навыков, необходимых для их адаптации в обществе.

В 2011 - 2012 учебном году в 333 профессиональных училищах ФСИН России и 302 их обособленных структурных подразделениях, а также непосредственно на производстве исправительных учреждений обучено рабочим профессиям 158,2 тыс. осужденных (102,7% к 2011 году, 154 тыс. человек), в том числе в училищах - 110,33 тыс. осужденных (103,5% к 2011 году, 106,58 тыс. человек), на рабочих местах учреждений - 46,1 тыс. осужденных (101,5% к 2011 году; 45,4 тыс. человек).

С 1 июля 2010 г. введен в промышленную эксплуатацию новый официальный сайт ФСИН России в сети Интернет, предоставляющий гражданам широкие возможности знакомиться с информацией о деятельности ФСИН России, а также оказывать государственную услугу - осуществление приема граждан через интернет-приемную ФСИН России и обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в электронном виде.

Активно внедряется на местах система интернет-магазинов, позволяющая централизованно информировать граждан о работе учреждений, управлять столами заказов, организовывать виртуальные видеосвидания.

Создана федеральная автоматизированная система персонифицированного учета лиц, находящихся в местах лишения свободы, и осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.

Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предусмотрено преобразование воспитательных колоний в воспитательные центры для содержания лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте. С этой целью разработана модель воспитательного центра.

В 2012 году в Канской (Красноярский край), Белореченской (Краснодарский край), Алексинской (Тульская область), Брянской (Брянская область), Можайской (Московская область), Новооскольской (Белгородская область) воспитательных колониях (ВК) проводились мероприятия по внедрению новой организационно-структурной формы учреждения для содержания лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте (воспитательный центр).

В рамках реализации новых подходов к формированию закупок материальных ресурсов в качестве эксперимента в четырех территориальных органах ФСИН России (г. Екатеринбург, г. Красноярск, г. Москва, г. Киров) к материальному обеспечению учреждений УИС и оказанию им коммунальных и бытовых услуг привлечены гражданские организации.

Улучшилось международное сотрудничество. Заключены соглашения и налажен обмен опытом и наилучшими практиками в сфере исполнения уголовных наказаний для обеспечения прав и законных интересов граждан, использования новейших технологий в пенитенциарной системе для совершенствования механизмов доступа граждан к правосудию.

Активизируется взаимодействие с заинтересованными органами власти по вопросам, связанным с трудовым устройством лиц, освобождаемых из мест лишения свободы. В субъектах Российской Федерации идет процесс разработки, принятия и утверждения региональных программ социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

В настоящее время в 68 субъектах Российской Федерации действуют 186 региональных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, их трудоустройства, квотирования рабочих мест, обеспечения жильем, оказания им медицинской и иной помощи.

Реализация запланированных мероприятий предполагается как за счет оптимизации бюджетных средств, так и за счет поиска источников дополнительного бюджетного финансирования.

Подпрограмма разработана в соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации до 2020 года, которая предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.