Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

9. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы

9. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер

управления рисками реализации подпрограммы

Объем выполненных судебных экспертиз и исследований (в стоимостном и натуральном выражении) напрямую зависит от роста служебной нагрузки судебных экспертов, от наличия факторов материального стимулирования, от состояния материально-технической базы.

Невыполнение в определенные сроки мероприятий подпрограммы, срыв запланированного финансирования приведет к невозможности увеличения объемов проведенных судебных экспертиз и сокращению сроков производства судебных экспертиз и исследований. Кроме того, это может существенно сказаться и на качестве проводимых исследований как государственными, так и частными судебными экспертами ввиду снижения квалификации и (или) материальной заинтересованности в исходе дела, то есть увеличения коррупционных факторов.

Согласно представленной выше информации в настоящее время система СЭУ Минюста России работает на пределе своих возможностей. Ее кадровый и технический ресурс исчерпан. В связи с изложенным основным фактором риска представляется отсутствие необходимых объемов финансирования. Негативный прогноз развития ситуации предусматривает значительное снижение показателей деятельности СЭУ (более чем на 6% уже к 2014 году) вследствие практически полного износа материально-технической базы и обострения хронического недостатка квалифицированных кадров для судебно-экспертных учреждений. Результатом может явиться то, что к сроку окончания действия Государственной программы показатели деятельности могут упасть более чем на 50%, что может привести к вынужденному сокращению числа СЭУ Минюста России и аттестованных судебных экспертов.

В качестве одной из мер по управлению рисками реализации подпрограммы предполагается постоянный мониторинг (не реже одного раза в квартал) ситуации, контроль за эффективностью расходов, внедрение методов стимулирования сотрудников.

Невыполнение или неэффективное выполнение подпрограммы возможно в случае реализации внутренних либо внешних рисков.

К внутренним рискам относятся:

несоблюдение сроков реализации подпрограммы;

неэффективное расходование денежных средств.

Реализация указанных рисков может привести к недостижению целевых значений показателей и ожидаемых результатов реализации подпрограммы.

Минимизировать возможные отклонения в выполнении программных мероприятий и исключить негативные последствия позволит осуществление рационального управления реализацией подпрограммы.

Для своевременного реагирования на причины и условия возникновения рисков, недопущения их развития будет осуществляться ежеквартальный контроль за сроками и параметрами выполнения основных мероприятий.

В случае реализации риска будут выявляться его причины, прогнозироваться ход развития и последствия, осуществляться разработка и реализация мер по его устранению (локализации).

Основные внешние риски можно классифицировать следующим образом: нормативно-правовые, организационные, финансово-экономические, социально-экономические, специфические.

Нормативно-правовой риск в рамках подпрограммы заключается в необходимости изменения процессуального законодательства и иных нормативных актов, регламентирующих судебно-экспертную деятельность.

Действие данного риска оказывает непосредственное влияние на качество и эффективность деятельности экспертов, а также в отдельных случаях на законность данной деятельности.

Мерами управления риском являются:

участие Минюста России в пределах компетенции в деятельности по корректировке процессуального законодательства;

обеспечение согласованности вопросов изменения нагрузки на экспертов Минюста России с корректировкой их штатной численности и ресурсного обеспечения;

своевременное внесение изменений в Государственную программу и настоящую подпрограмму.

Организационными рисками являются:

реформирование государственных учреждений, в том числе СЭУ Минюста России;

отток квалифицированных кадров экспертов в другие организации, ведомства, отрасли экономики, в том числе по причинам социально-экономического характера.

Действие риска, связанного с реформированием системы государственных учреждений, оказывает непосредственное влияние на качество и эффективность действий экспертов, а также усугубляет проблему оттока квалифицированных кадров.

Отток квалифицированных кадров экспертов также негативно отражается на качестве, эффективности и законности деятельности учреждений судебной экспертизы.

Мерами управления организационными рисками являются:

предварительная тщательная подготовка проведения реформ в сфере судебно-экспертной деятельности, своевременное выявление рисков, изучение российского и зарубежного опыта, открытое и гласное обсуждение предполагаемых преобразований с участием специалистов и всех заинтересованных сторон, исключение принятия недостаточно проработанных решений;

участие Минюста России в пределах компетенции в деятельности по подготовке и проведению реформирования судебно-экспертной деятельности;

обеспечение достойной социальной и правовой защиты сотрудников СЭУ Минюста России.

Финансово-экономический риск в рамках подпрограммы является наиболее значимым и заключается в недостаточном финансировании реализации подпрограммы.

Данный риск оказывает непосредственное влияние на качество и объем деятельности судебных экспертов, а также вызывает дополнительное воздействие риска, связанного с оттоком квалифицированных кадров.

Минимизировать действие данного риска возможно за счет принятия мер для более эффективного распределения и использования имеющихся финансовых средств.

Социально-экономический риск заключается в осложнении социально-экономической обстановки в стране, сопровождающемся ростом преступности.

Действие данного риска проявляется в непосредственном влиянии на качество деятельности судебных экспертов.

Минимизировать данный риск возможно за счет:

проведения государством социально-экономической политики, направленной на уменьшение социального неравенства и восстановление социального мира в обществе;

повышения уровня финансирования социальных программ и судебно-экспертной деятельности.

К специфическим рискам можно отнести появление новых способов совершения преступлений, что усложнит их раскрытие и расследование.

Данный риск непосредственно влияет на качество деятельности судебных экспертов.

Мерами управления указанным риском являются:

повышение уровня ресурсного обеспечения и совершенствование судебно-экспертной деятельности по методическому и технико-криминалистическому обеспечению судебно-экспертной деятельности;

выявление передового и положительного опыта, его широкое и эффективное применение;

повышение профессионального мастерства сотрудников экспертных подразделений.

К рискам, не поддающимся управлению, относятся различные форс-мажорные обстоятельства.