9. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
9. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер
управления рисками реализации подпрограммы
Объем выполненных судебных экспертиз и исследований (в стоимостном и натуральном выражении) напрямую зависит от роста служебной нагрузки судебных экспертов, от наличия факторов материального стимулирования, от состояния материально-технической базы.
Невыполнение в определенные сроки мероприятий подпрограммы, срыв запланированного финансирования приведет к невозможности увеличения объемов проведенных судебных экспертиз и сокращению сроков производства судебных экспертиз и исследований. Кроме того, это может существенно сказаться и на качестве проводимых исследований как государственными, так и частными судебными экспертами ввиду снижения квалификации и (или) материальной заинтересованности в исходе дела, то есть увеличения коррупционных факторов.
Согласно представленной выше информации в настоящее время система СЭУ Минюста России работает на пределе своих возможностей. Ее кадровый и технический ресурс исчерпан. В связи с изложенным основным фактором риска представляется отсутствие необходимых объемов финансирования. Негативный прогноз развития ситуации предусматривает значительное снижение показателей деятельности СЭУ (более чем на 6% уже к 2014 году) вследствие практически полного износа материально-технической базы и обострения хронического недостатка квалифицированных кадров для судебно-экспертных учреждений. Результатом может явиться то, что к сроку окончания действия Государственной программы показатели деятельности могут упасть более чем на 50%, что может привести к вынужденному сокращению числа СЭУ Минюста России и аттестованных судебных экспертов.
В качестве одной из мер по управлению рисками реализации подпрограммы предполагается постоянный мониторинг (не реже одного раза в квартал) ситуации, контроль за эффективностью расходов, внедрение методов стимулирования сотрудников.
Невыполнение или неэффективное выполнение подпрограммы возможно в случае реализации внутренних либо внешних рисков.
К внутренним рискам относятся:
несоблюдение сроков реализации подпрограммы;
неэффективное расходование денежных средств.
Реализация указанных рисков может привести к недостижению целевых значений показателей и ожидаемых результатов реализации подпрограммы.
Минимизировать возможные отклонения в выполнении программных мероприятий и исключить негативные последствия позволит осуществление рационального управления реализацией подпрограммы.
Для своевременного реагирования на причины и условия возникновения рисков, недопущения их развития будет осуществляться ежеквартальный контроль за сроками и параметрами выполнения основных мероприятий.
В случае реализации риска будут выявляться его причины, прогнозироваться ход развития и последствия, осуществляться разработка и реализация мер по его устранению (локализации).
Основные внешние риски можно классифицировать следующим образом: нормативно-правовые, организационные, финансово-экономические, социально-экономические, специфические.
Нормативно-правовой риск в рамках подпрограммы заключается в необходимости изменения процессуального законодательства и иных нормативных актов, регламентирующих судебно-экспертную деятельность.
Действие данного риска оказывает непосредственное влияние на качество и эффективность деятельности экспертов, а также в отдельных случаях на законность данной деятельности.
Мерами управления риском являются:
участие Минюста России в пределах компетенции в деятельности по корректировке процессуального законодательства;
обеспечение согласованности вопросов изменения нагрузки на экспертов Минюста России с корректировкой их штатной численности и ресурсного обеспечения;
своевременное внесение изменений в Государственную программу и настоящую подпрограмму.
Организационными рисками являются:
реформирование государственных учреждений, в том числе СЭУ Минюста России;
отток квалифицированных кадров экспертов в другие организации, ведомства, отрасли экономики, в том числе по причинам социально-экономического характера.
Действие риска, связанного с реформированием системы государственных учреждений, оказывает непосредственное влияние на качество и эффективность действий экспертов, а также усугубляет проблему оттока квалифицированных кадров.
Отток квалифицированных кадров экспертов также негативно отражается на качестве, эффективности и законности деятельности учреждений судебной экспертизы.
Мерами управления организационными рисками являются:
предварительная тщательная подготовка проведения реформ в сфере судебно-экспертной деятельности, своевременное выявление рисков, изучение российского и зарубежного опыта, открытое и гласное обсуждение предполагаемых преобразований с участием специалистов и всех заинтересованных сторон, исключение принятия недостаточно проработанных решений;
участие Минюста России в пределах компетенции в деятельности по подготовке и проведению реформирования судебно-экспертной деятельности;
обеспечение достойной социальной и правовой защиты сотрудников СЭУ Минюста России.
Финансово-экономический риск в рамках подпрограммы является наиболее значимым и заключается в недостаточном финансировании реализации подпрограммы.
Данный риск оказывает непосредственное влияние на качество и объем деятельности судебных экспертов, а также вызывает дополнительное воздействие риска, связанного с оттоком квалифицированных кадров.
Минимизировать действие данного риска возможно за счет принятия мер для более эффективного распределения и использования имеющихся финансовых средств.
Социально-экономический риск заключается в осложнении социально-экономической обстановки в стране, сопровождающемся ростом преступности.
Действие данного риска проявляется в непосредственном влиянии на качество деятельности судебных экспертов.
Минимизировать данный риск возможно за счет:
проведения государством социально-экономической политики, направленной на уменьшение социального неравенства и восстановление социального мира в обществе;
повышения уровня финансирования социальных программ и судебно-экспертной деятельности.
К специфическим рискам можно отнести появление новых способов совершения преступлений, что усложнит их раскрытие и расследование.
Данный риск непосредственно влияет на качество деятельности судебных экспертов.
Мерами управления указанным риском являются:
повышение уровня ресурсного обеспечения и совершенствование судебно-экспертной деятельности по методическому и технико-криминалистическому обеспечению судебно-экспертной деятельности;
выявление передового и положительного опыта, его широкое и эффективное применение;
повышение профессионального мастерства сотрудников экспертных подразделений.
К рискам, не поддающимся управлению, относятся различные форс-мажорные обстоятельства.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875