Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Основное мероприятие 3.6. "Развитие системы наказаний, альтернативных лишению свободы"

Основное мероприятие 3.6. "Развитие системы наказаний,

альтернативных лишению свободы"

Курс на гуманизацию уголовного законодательства приводит к более широкому применению наказаний, альтернативных лишению свободы.

В отчетном периоде учреждения ФСИН России, исполняющие наказания без изоляции от общества, работали над решением задач по повышению эффективности исполнения наказаний, оптимизации структуры управления, модернизации системы учета и контроля за осужденными, укреплению законности при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы, организации исполнения наказания в виде ограничения свободы, укреплению взаимодействия с органами внутренних дел с целью усиления профилактической работы с осужденными без лишения свободы, созданию условий для функционирования уголовно-исполнительных инспекций, укреплению их материально-технической базы.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р, предусматривает дальнейшее развитие законодательства в области исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, оптимизацию структуры уголовно-исполнительных инспекций (далее - УИИ), повышение эффективности контроля за поведением осужденных с целью предотвращения противоправных деяний с их стороны.

В настоящее время на территории Российской Федерации функционируют 80 ФКУ УИИ и 2379 их филиалов. УИИ исполняли наказания в отношении 955285 (в 2011 году - 998751) осужденных без изоляции от общества, в т.ч. 32735 несовершеннолетних. Система электронного мониторинга подконтрольных лиц ФСИН России (далее - СЭМПЛ) развернута и функционирует во всех 80 территориальных органах ФСИН России и зарегистрирована как федеральная государственная информационная система "СЭМПЛ" органами Роскомнадзора России 16.07.2012 N ФС-77120261. По состоянию на 01.01.2013 на учетах УИИ территориальных органов ФСИН России состояли 24285 осужденных к ограничению свободы, электронные браслеты применяются в отношении 9238 граждан (5465 - мобильных контрольных устройств и 3773 - стационарных контрольных устройств). При помощи контрольных устройств выявлено 8085 нарушений режима отбывания наказания, по которым 3541 осужденным объявлены предупреждения, 2867 - официальное предостережение. В отношении 688 осужденных судами наказание заменено более строгим наказанием, 1249 осужденным дополнены ограничения.

В рамках реализации Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществлен комплекс организационных мероприятий, связанных с возложением на УИИ функций по исполнению меры пресечения в виде домашнего ареста, контролю за поведением и прохождением курса лечения от наркомании и медико-социальной реабилитации осужденных с отсрочкой отбывания наказания, а также связанных с увеличением максимального срока наказания в виде обязательных работ до 480 часов, расширением круга лиц, которым может быть назначено наказание в виде исправительных работ. На исполнение в УИИ поступило 2222 судебных решений об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста, а также 91 - об отсрочке отбывания наказания лицами, страдающими наркоманией. В отношении нарушителей порядка отбывания наказания активно применялись предупредительно-профилактические меры.

Утвержден Регламент взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений. Проделанная работа позволила достигнуть снижения уровня повторной преступности, который составил 2,4% (уголовные дела за совершение преступлений после постановки на учет УИИ возбуждены в отношении 22885 осужденных), в 2011 году - 2,67% (26680 осужденных).

Расширение сферы применения наказаний, не связанных с лишением свободы, требует повышения эффективности деятельности УИИ, придания социальной направленности работе.

Продолжалась работа территориальных органов с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, территориальными органами Росимущества по подбору помещений для размещения УИИ.

В деятельность УИИ внедряются психокоррекционные программы по изменению противоправного поведения осужденных и формированию у них мотивации к правопослушному поведению.

Во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (занятости, здравоохранения, образования, социальной защиты и тому подобное) проводится работа по оказанию адресной социальной помощи осужденным (в получении документов, удостоверяющих личность, решении жилищных проблем, трудоустройстве).

В результате принимаемых мер по ряду показателей деятельности УИИ территориальных органов ФСИН России прослеживается положительная динамика в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Уровень привлечения к отбыванию наказания в виде обязательных работ составил 99,23% (в 2011 году - 98,09%), уровень привлечения к отбыванию наказания в виде исправительных работ - 97,78% (в 2011 году - 94,36%).

Главной задачей остается активное вовлечение осужденных в общественно-полезную деятельность, предупреждение преступлений и иных правонарушений с их стороны.

При этом вопрос трудоустройства осужденных к исправительным работам стоит особенно остро.

В некоторых сельских поселениях Республики Дагестан, Чеченской Республики, Чукотского автономного округа, Амурской и Саратовской областей отсутствуют места для отбывания наказания в виде исправительных работ, в Кабардино-Балкарской Республике, Мурманской области отмечены факты отказов органов местного самоуправления от определения рабочих мест для осужденных к исправительным работам в пределах района их проживания.

В целях обеспечения эффективного исполнения альтернативных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, и контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, необходимо:

обеспечение и внедрение в деятельность УИИ телекоммуникационных технологий, электронного документооборота и ведения электронных личных дел осужденных, создание единой базы учета осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденных от общества (IV квартал 2013 г.);

обеспечение УИИ аудиовизуальными, электронными и иными техническими средствами надзора и контроля в целях эффективного контроля за осужденными без изоляции от общества (IV квартал 2013 г.);

улучшение материально-технического обеспечения УИИ, а также обеспечение их собственными помещениями (IV квартал 2016 г.).

Реализация вышеуказанных задач позволит создать условия для перехода к принципиально новому качеству функционирования российской уголовно-исполнительной системы, изменению внутренней сути и идеологии учреждений уголовно-исполнительной системы.