Основное мероприятие 3.6. "Развитие системы наказаний, альтернативных лишению свободы"
Основное мероприятие 3.6. "Развитие системы наказаний,
альтернативных лишению свободы"
Курс на гуманизацию уголовного законодательства приводит к более широкому применению наказаний, альтернативных лишению свободы.
В отчетном периоде учреждения ФСИН России, исполняющие наказания без изоляции от общества, работали над решением задач по повышению эффективности исполнения наказаний, оптимизации структуры управления, модернизации системы учета и контроля за осужденными, укреплению законности при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы, организации исполнения наказания в виде ограничения свободы, укреплению взаимодействия с органами внутренних дел с целью усиления профилактической работы с осужденными без лишения свободы, созданию условий для функционирования уголовно-исполнительных инспекций, укреплению их материально-технической базы.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р, предусматривает дальнейшее развитие законодательства в области исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, оптимизацию структуры уголовно-исполнительных инспекций (далее - УИИ), повышение эффективности контроля за поведением осужденных с целью предотвращения противоправных деяний с их стороны.
В настоящее время на территории Российской Федерации функционируют 80 ФКУ УИИ и 2379 их филиалов. УИИ исполняли наказания в отношении 955285 (в 2011 году - 998751) осужденных без изоляции от общества, в т.ч. 32735 несовершеннолетних. Система электронного мониторинга подконтрольных лиц ФСИН России (далее - СЭМПЛ) развернута и функционирует во всех 80 территориальных органах ФСИН России и зарегистрирована как федеральная государственная информационная система "СЭМПЛ" органами Роскомнадзора России 16.07.2012 N ФС-77120261. По состоянию на 01.01.2013 на учетах УИИ территориальных органов ФСИН России состояли 24285 осужденных к ограничению свободы, электронные браслеты применяются в отношении 9238 граждан (5465 - мобильных контрольных устройств и 3773 - стационарных контрольных устройств). При помощи контрольных устройств выявлено 8085 нарушений режима отбывания наказания, по которым 3541 осужденным объявлены предупреждения, 2867 - официальное предостережение. В отношении 688 осужденных судами наказание заменено более строгим наказанием, 1249 осужденным дополнены ограничения.
В рамках реализации Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществлен комплекс организационных мероприятий, связанных с возложением на УИИ функций по исполнению меры пресечения в виде домашнего ареста, контролю за поведением и прохождением курса лечения от наркомании и медико-социальной реабилитации осужденных с отсрочкой отбывания наказания, а также связанных с увеличением максимального срока наказания в виде обязательных работ до 480 часов, расширением круга лиц, которым может быть назначено наказание в виде исправительных работ. На исполнение в УИИ поступило 2222 судебных решений об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста, а также 91 - об отсрочке отбывания наказания лицами, страдающими наркоманией. В отношении нарушителей порядка отбывания наказания активно применялись предупредительно-профилактические меры.
Утвержден Регламент взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений. Проделанная работа позволила достигнуть снижения уровня повторной преступности, который составил 2,4% (уголовные дела за совершение преступлений после постановки на учет УИИ возбуждены в отношении 22885 осужденных), в 2011 году - 2,67% (26680 осужденных).
Расширение сферы применения наказаний, не связанных с лишением свободы, требует повышения эффективности деятельности УИИ, придания социальной направленности работе.
Продолжалась работа территориальных органов с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, территориальными органами Росимущества по подбору помещений для размещения УИИ.
В деятельность УИИ внедряются психокоррекционные программы по изменению противоправного поведения осужденных и формированию у них мотивации к правопослушному поведению.
Во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (занятости, здравоохранения, образования, социальной защиты и тому подобное) проводится работа по оказанию адресной социальной помощи осужденным (в получении документов, удостоверяющих личность, решении жилищных проблем, трудоустройстве).
В результате принимаемых мер по ряду показателей деятельности УИИ территориальных органов ФСИН России прослеживается положительная динамика в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Уровень привлечения к отбыванию наказания в виде обязательных работ составил 99,23% (в 2011 году - 98,09%), уровень привлечения к отбыванию наказания в виде исправительных работ - 97,78% (в 2011 году - 94,36%).
Главной задачей остается активное вовлечение осужденных в общественно-полезную деятельность, предупреждение преступлений и иных правонарушений с их стороны.
При этом вопрос трудоустройства осужденных к исправительным работам стоит особенно остро.
В некоторых сельских поселениях Республики Дагестан, Чеченской Республики, Чукотского автономного округа, Амурской и Саратовской областей отсутствуют места для отбывания наказания в виде исправительных работ, в Кабардино-Балкарской Республике, Мурманской области отмечены факты отказов органов местного самоуправления от определения рабочих мест для осужденных к исправительным работам в пределах района их проживания.
В целях обеспечения эффективного исполнения альтернативных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, и контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, необходимо:
обеспечение и внедрение в деятельность УИИ телекоммуникационных технологий, электронного документооборота и ведения электронных личных дел осужденных, создание единой базы учета осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденных от общества (IV квартал 2013 г.);
обеспечение УИИ аудиовизуальными, электронными и иными техническими средствами надзора и контроля в целях эффективного контроля за осужденными без изоляции от общества (IV квартал 2013 г.);
улучшение материально-технического обеспечения УИИ, а также обеспечение их собственными помещениями (IV квартал 2016 г.).
Реализация вышеуказанных задач позволит создать условия для перехода к принципиально новому качеству функционирования российской уголовно-исполнительной системы, изменению внутренней сути и идеологии учреждений уголовно-исполнительной системы.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875