Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

VII. Совершенствование контроля в сфере нотариата

VII. Совершенствование контроля в сфере нотариата.

В Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы поступают обращения граждан, юридических лиц, касающиеся действий (бездействия) нотариусов, нарушающих права заявителей в ходе осуществления профессиональной нотариальной деятельности.

В связи с отсутствием у Минюста России и его территориальных органов контрольных полномочий в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, все жалобы на действия (бездействие) данных нотариусов направляются для рассмотрения по существу в соответствующие нотариальные палаты.

Из общего количества жалоб, поступивших в 2012 году на действия нотариусов, занимающихся частной практикой (3 898 обращений), нотариальными палатами признано обоснованными лишь 300 жалоб. При этом только 285 нотариусов были привлечены к дисциплинарной ответственности и 10 - лишены полномочий нотариуса в судебном порядке.

Зачастую нотариальные палаты ограничиваются разъяснениями в адрес заявителей об их праве обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

Таким образом, нотариальные палаты не используют в полной мере предоставленные им контрольные полномочия. Это бездействие со стороны нотариальных палат порождает чувство безнаказанности у нотариусов.

При осуществлении контроля в сфере нотариата предлагается сохранить судебный порядок обжалования совершенных нотариальных действий и отказов в совершении нотариальных действий, уточнив, что имущественная ответственность нотариуса возникает только при наличии его вины.

В то же время предлагается наделить правом по осуществлению контроля за деятельностью нотариусов территориальные органы Минюста России и нотариальные палаты в субъектах Российской Федерации.

Основными приоритетами государственной политики в сфере регистрации некоммерческих организаций являются:

соблюдение конституционного права граждан на объединение, обеспечение свободы деятельности некоммерческих организаций, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации;

повышение эффективности государственного контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и законодательству.

В рамках реализации подпрограммы ожидаются следующие конечные результаты:

законодательное закрепление положений, в соответствии с которыми никто, кроме лиц, имеющих соответствующее юридическое образование, не вправе будет заниматься оказанием юридической помощи на профессиональной основе;

юристы, занимающиеся оказанием юридической помощи, должны будут действовать на основании единого законодательства, подчиняться нормам профессиональной этики, состоять в одном профессиональном сообществе и выполнять решения его органов самоуправления;

создание единого рынка профессиональных юридических услуг и обеспечение доступности квалифицированной юридической помощи различным группам населения;

гарантированная гражданам и организациям возможность эффективной реализации своих имущественных и иных законных прав и интересов;

наиболее полное обеспечение реализации гражданами и организациями своих имущественных и иных законных прав и интересов;

придание гражданско-правовым отношениям стабильного, бесконфликтного и законного характера, ускорение гражданского оборота имущества;

усиление роли нотариата как института превентивного правосудия, снижение нагрузки на суды;

обеспечение доступности нотариальной помощи, беспрепятственного доступа граждан к правовым инструментам защиты, равного высокого уровня нотариальной защиты прав на всей территории Российской Федерации;

усиление ответственности нотариусов и нотариальных палат за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей;

повышение общего уровня правовой культуры и правовой защищенности граждан, обеспечение правового просвещения;

повышение уровня доверия к государству;

повышение качества и доступности предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния.

Реализацию подпрограммы планируется осуществлять в 2 этапа.

На первом этапе реализации подпрограммы (2013 - 2014 годы) предусматривается:

совершенствование законодательства Российской Федерации об адвокатуре;

совершенствование законодательства Российской Федерации о нотариате, принятие соответствующих нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации в сфере нотариата;

совершенствование законодательства Российской Федерации об актах гражданского состояния;

принятие соответствующих нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации в сфере нотариата и государственной регистрации актов гражданского состояния;

утверждение плана мероприятий и разработка нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации в сфере контроля и надзора за деятельностью некоммерческих организаций;

завершение перевода государственной услуги по государственной регистрации некоммерческих организаций в электронную форму; анализ проведенной работы и (при необходимости) корректировка мероприятий, предусмотренных подпрограммой.

На втором этапе (2015 - 2020 годы) предусматривается:

завершение плановых и программных мероприятий по основным направлениям подпрограммы;

проведение мониторинга реализации подпрограммы и экспертизы полученных результатов.