VII. Совершенствование контроля в сфере нотариата
VII. Совершенствование контроля в сфере нотариата.
В Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы поступают обращения граждан, юридических лиц, касающиеся действий (бездействия) нотариусов, нарушающих права заявителей в ходе осуществления профессиональной нотариальной деятельности.
В связи с отсутствием у Минюста России и его территориальных органов контрольных полномочий в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, все жалобы на действия (бездействие) данных нотариусов направляются для рассмотрения по существу в соответствующие нотариальные палаты.
Из общего количества жалоб, поступивших в 2012 году на действия нотариусов, занимающихся частной практикой (3 898 обращений), нотариальными палатами признано обоснованными лишь 300 жалоб. При этом только 285 нотариусов были привлечены к дисциплинарной ответственности и 10 - лишены полномочий нотариуса в судебном порядке.
Зачастую нотариальные палаты ограничиваются разъяснениями в адрес заявителей об их праве обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
Таким образом, нотариальные палаты не используют в полной мере предоставленные им контрольные полномочия. Это бездействие со стороны нотариальных палат порождает чувство безнаказанности у нотариусов.
При осуществлении контроля в сфере нотариата предлагается сохранить судебный порядок обжалования совершенных нотариальных действий и отказов в совершении нотариальных действий, уточнив, что имущественная ответственность нотариуса возникает только при наличии его вины.
В то же время предлагается наделить правом по осуществлению контроля за деятельностью нотариусов территориальные органы Минюста России и нотариальные палаты в субъектах Российской Федерации.
Основными приоритетами государственной политики в сфере регистрации некоммерческих организаций являются:
соблюдение конституционного права граждан на объединение, обеспечение свободы деятельности некоммерческих организаций, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации;
повышение эффективности государственного контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и законодательству.
В рамках реализации подпрограммы ожидаются следующие конечные результаты:
законодательное закрепление положений, в соответствии с которыми никто, кроме лиц, имеющих соответствующее юридическое образование, не вправе будет заниматься оказанием юридической помощи на профессиональной основе;
юристы, занимающиеся оказанием юридической помощи, должны будут действовать на основании единого законодательства, подчиняться нормам профессиональной этики, состоять в одном профессиональном сообществе и выполнять решения его органов самоуправления;
создание единого рынка профессиональных юридических услуг и обеспечение доступности квалифицированной юридической помощи различным группам населения;
гарантированная гражданам и организациям возможность эффективной реализации своих имущественных и иных законных прав и интересов;
наиболее полное обеспечение реализации гражданами и организациями своих имущественных и иных законных прав и интересов;
придание гражданско-правовым отношениям стабильного, бесконфликтного и законного характера, ускорение гражданского оборота имущества;
усиление роли нотариата как института превентивного правосудия, снижение нагрузки на суды;
обеспечение доступности нотариальной помощи, беспрепятственного доступа граждан к правовым инструментам защиты, равного высокого уровня нотариальной защиты прав на всей территории Российской Федерации;
усиление ответственности нотариусов и нотариальных палат за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
повышение общего уровня правовой культуры и правовой защищенности граждан, обеспечение правового просвещения;
повышение уровня доверия к государству;
повышение качества и доступности предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния.
Реализацию подпрограммы планируется осуществлять в 2 этапа.
На первом этапе реализации подпрограммы (2013 - 2014 годы) предусматривается:
совершенствование законодательства Российской Федерации об адвокатуре;
совершенствование законодательства Российской Федерации о нотариате, принятие соответствующих нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации в сфере нотариата;
совершенствование законодательства Российской Федерации об актах гражданского состояния;
принятие соответствующих нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации в сфере нотариата и государственной регистрации актов гражданского состояния;
утверждение плана мероприятий и разработка нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации в сфере контроля и надзора за деятельностью некоммерческих организаций;
завершение перевода государственной услуги по государственной регистрации некоммерческих организаций в электронную форму; анализ проведенной работы и (при необходимости) корректировка мероприятий, предусмотренных подпрограммой.
На втором этапе (2015 - 2020 годы) предусматривается:
завершение плановых и программных мероприятий по основным направлениям подпрограммы;
проведение мониторинга реализации подпрограммы и экспертизы полученных результатов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875