Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Основное мероприятие 3.3 "Повышение социального статуса сотрудников уголовно-исполнительной системы, престижа службы в исправительных учреждениях"

Основное мероприятие 3.3 "Повышение социального

статуса сотрудников уголовно-исполнительной системы,

престижа службы в исправительных учреждениях"

Направленность и содержание кадровой работы в уголовно-исполнительной системе обусловлены следующими факторами:

изменением качественных характеристик кандидатов на службу в учреждения и органы ФСИН России;

жесткими ресурсными, в том числе и финансовыми, ограничениями проводимого реформирования учреждений и органов ФСИН России;

сложной криминогенной обстановкой и изменением качественных и количественных характеристик преступности;

невысоким престижем службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

недостаточным уровнем материального обеспечения и социальной защищенности сотрудников учреждений и органов ФСИН России, а также лиц, уволенных со службы, членов их семей и лиц гражданского персонала ФСИН России;

необходимостью повышения профессионального уровня личного состава учреждений и органов ФСИН России;

процессом формирования новой нормативно-правовой базы деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Указанные факторы оказали негативное влияние на кадровое обеспечение органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, привели к ухудшению в ряде регионов положения дел с комплектованием кадров, к оттоку кадров из уголовно-исполнительной системы, ослаблению их профессионального ядра.

По состоянию на 1 января 2013 г. штатная численность персонала уголовно-исполнительной системы составила 338 514 ед. (аналогичный период прошлого года - 349 537), из них рядового и начальствующего состава - 246 595 ед. (аналогичный период прошлого года - 259 461).

На службу в уголовно-исполнительную систему за истекший период принято 20 221 сотрудник (аналогичный период прошлого года - 26 654), уволено 27 304 (аналогичный период прошлого года - 32 227). По отрицательным мотивам уволено 389 сотрудников (аналогичный период прошлого года - 386).

Количество вакантных должностей всего персонала уголовно-исполнительной системы (без учета переменного состава образовательных учреждений) составило 10877 ед., или 4,14% от штатной численности (аналогичный период прошлого года - 11 433, или 4,82%).

Численность рядового и младшего начсостава в уголовно-исполнительной системе снижается относительно росту преступности. Поэтому одной из насущных проблем укрепления кадрового ресурса учреждений, исполняющих наказания, является оптимизация штатной численности ведущих служб уголовно-исполнительной системы с учетом состояния, динамики и прогноза численности осужденных, увеличения объема работы, обусловленного состоянием криминологической ситуации, а также ввода в действие новых или реконструкции действующих учреждений уголовно-исполнительной системы.

Недостаточная численность персонала осложняет выполнение задач с надлежащим качеством, увеличивает нагрузку на сотрудников, что способствует оттоку кадров из уголовно-исполнительной системы.

Объем и сложность стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач, в том числе по ее реформированию, требуют улучшения качества подготовки сотрудников, привлечения на службу квалифицированных специалистов, обладающих высоким уровнем знаний и навыков правовой культуры и морально-нравственных качеств.

Проведена большая работа по закреплению специализации в ведомственных образовательных учреждениях с учетом характера соответствующей службы уголовно-исполнительной системы, определены новые подходы к организации и проведению практик курсантов, созданы учебные рабочие места, подготовлен ряд эффективных решений по совершенствованию подготовки кадрового резерва уголовно-исполнительной системы, продолжается переработка и разработка новой нормативной базы с учетом реформирования уголовно-исполнительной системы, которая направлена на укрепление практической составляющей учебно-воспитательного процесса.

В 2013 году планируется введение новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, которыми устанавливаются более высокие требования к современной учебной и материально-технической базе, библиотечному фонду, кадровому обеспечению, лабораторному и мультимедийному оборудованию, учебным полигонам, для создания которых необходимо дополнительное финансирование из средств федерального бюджета.

С учетом изменения государственной политики в сфере образования, направленной на ужесточение требований к организации учебно-воспитательного процесса, повышению его эффективности, работа по оптимизации численности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также их филиалов проведена МВД России и Минобороны России, в результате которой были ликвидированы неперспективные образовательные учреждения и их филиалы.

В связи с этим ФСИН России принято решение о преобразовании Ивановского, Казанского, Краснодарского, Липецкого, Дальневосточного филиалов в межрегиональные учебные центры на период до 2014 года.

Реорганизация филиалов не повлечет за собой сокращения количества обучаемых для территориальных органов ФСИН России, позволит оптимизировать штатную численность ведомственных вузов, более рационально использовать средства федерального бюджета.

Важная роль в системе профессиональной подготовки кадров отводится образовательным учреждениям дополнительного профессионального образования. Указанными образовательными учреждениями ежегодно осуществляется профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации более 39 тысяч сотрудников уголовно-исполнительной системы. В том числе профессиональная подготовка - более 21 тыс. чел., повышение квалификации более чем по 560 должностным категориям (18 тыс. чел.) и профессиональная переподготовка по 4 должностным категориям (100 чел.).

В связи с реформированием уголовно-исполнительной системы прогнозируется увеличение потребности в переподготовке и повышении квалификации сотрудников ФСИН России. В настоящее время она составляет:

в повышении квалификации около 34 тыс. чел., в профессиональной переподготовке - 1,5 тыс. чел. ежегодно и удовлетворяется на 42% и 10% соответственно.

Основную нагрузку по реализации программ дополнительного профессионального образования осуществляет Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников ФСИН России, на базе которого проходят профессиональную подготовку более 500 человек, а повышение квалификации - более 1 300 человек в год. Финансовые затраты на командировочные расходы в связи с географическим расположением института не позволяют в полном объеме удовлетворить потребность ФСИН России в переподготовке и повышении квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы. Количественные показатели реализации данных программ на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России являются незначительными.

Анализ сложившейся ситуации предполагает, что наиболее перспективным направлением развития дополнительного профессионального образования будет преобразование Кировского филиала Академии права и управления ФСИН России и Томского филиала Кузбасского института ФСИН России в самостоятельные институты повышения квалификации работников ФСИН России, которые имеют соответствующую необходимую учебно-материальную базу, кадровое обеспечение и опыт работы в организации учебно-воспитательного процесса по программам повышения квалификации и переподготовки. Решение данной проблемы позволит обеспечить переподготовку и повышение квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы в Приволжском, Северо-Кавказском, Уральском, Сибирском и частично в Дальневосточном федеральных округах, а также уменьшит нагрузку на Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников ФСИН России. Выделение дополнительной штатной численности и финансовых средств для организации образовательной деятельности вновь созданным институтам повышения квалификации работников ФСИН России не потребуется.

На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы состоит 21 213 семей работников и пенсионеров уголовно-исполнительной системы, из них семей сотрудников - 10 916, гражданского персонала - 4 355, пенсионеров - 5 942. Из состоящих на жилищном учете по месту службы не имеет жилья для постоянного проживания 8 708 семей.

Состоят на учете свыше 10 лет 30% сотрудников. Как показывает практика, сотрудник, вставший на улучшение жилищных условий сегодня, может рассчитывать на получение жилого помещения лишь через 20 лет службы. Уровень денежного содержания сотрудников не позволяет им воспользоваться системой ипотечного кредитования. После вступления в силу с 1 марта 2005 г. нового Жилищного кодекса Российской Федерации прекращена постановка на учет по месту работы сотрудников и работников уголовно-исполнительной системы, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Очередность сохранена лишь за теми, кто состоял на учете до 1 марта 2005 г.

В настоящее время потребность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в служебных жилых помещениях составляет 75 тыс. квартир.

Для обеспечения всех нуждающихся в служебном жилье к 2014 году необходимо, начиная с 2013 года, ежегодное строительство (покупка) служебных помещений в количестве 36,9 тыс. штук.

В рамках кадрового обеспечения работников уголовно-исполнительной системы предполагается:

определение нормативов штатной численности работников исправительных учреждений и следственных изоляторов на основе принятых норм законодательства Российской Федерации и международной практики, установление оптимальной нагрузки на работников уголовно-исполнительной системы, работающих в непосредственном контакте с осужденными и лицами, содержащимися под стражей (IV квартал 2013 г.);

выработка требований к служебному поведению работников уголовно-исполнительной системы, создание правовых и организационных условий для их соблюдения (IV квартал 2013 г.);

разработка и принятие мер (стандартов), основанных на единой системе обязанностей, запретов и ограничений, направленных на предупреждение коррупции (IV квартал 2013 г.);

проведение комплекса мероприятий по дальнейшему развитию структуры профессионального образования работников уголовно-исполнительной системы (IV квартал 2019 г.);

повышение качества образовательных программ в области юриспруденции, экономики, государственного управления, усиление антикоррупционной направленности в образовательных программах дополнительного профессионального образования работников уголовно-исполнительной системы (IV квартал 2013 г.);

реализация политики сокращения штатной численности работников уголовно-исполнительной системы за счет использования в работе инновационных технологий (IV квартал 2013 г.);

обеспечение высокого социального статуса и престижа труда работника уголовно-исполнительной системы, законодательное определение системы социальных гарантий, в том числе выделения жилья работникам уголовно-исполнительной системы и членам их семей, развитие сети региональных медико-реабилитационных центров для профилактики профессиональной деформации, психологической перегрузки и организации семейного отдыха работников уголовно-исполнительной системы (II квартал 2013 г.);

широкое применение практики материального и морального стимулирования работников уголовно-исполнительной системы, дальнейшее развитие системы мер поощрения (II квартал 2013 г.);

повышение качества службы и условий труда работников уголовно-исполнительной системы, соответствующих характеру работы и уровню условий труда работников пенитенциарных учреждений развитых европейских государств (IV квартал 2019 г.);

разработка и реализация комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности службы и создание рабочих мест, оснащенных современными техническими и телекоммуникационными средствами управления процессами охраны, режима и надзора за осужденными и лицами, содержащимися под стражей (IV квартал 2019 г.);

обеспечение сбалансированности процессов сохранения и обновления количественного и качественного состава кадров, повышения их профессиональной компетенции (на постоянной основе);

разработка и осуществление мер, направленных на предупреждение и пресечение коррупции работниками уголовно-исполнительной системы (на постоянной основе);

ротация руководящих кадров уголовно-исполнительной системы (на постоянной основе);

разработка и осуществление комплекса мер, направленных на внедрение конкурсной системы замещения должностей уголовно-исполнительной системы, включая проведение конкурсных испытаний (IV квартал 2013 г.);

подготовка и переподготовка кадров с учетом дальнейшей дифференциации видов наказаний, повышения роли видов наказаний, альтернативных лишению свободы, пенитенциарной психологии и пенитенциарной медицины (IV квартал 2014 г.);

подготовка работников уголовно-исполнительной системы, владеющих новейшими психологическими и педагогическими методиками и технологиями воздействия на поведение граждан в условиях их изоляции от общества, в том числе и навыками работы с новыми телекоммуникационными системами (IV квартал 2019 г.);

совершенствование специальной и психофизической подготовки работников уголовно-исполнительной системы за счет максимального приближения содержания программ обучения к реальным условиям оперативно-служебной деятельности, улучшения методического обеспечения и условий проведения занятий, развитие и популяризация видов спорта, имеющих служебно-прикладную направленность (IV квартал 2019 г.);

реализация мер по искоренению коррупции и должностных злоупотреблений в уголовно-исполнительной системе, определение в качестве приоритета в работе по предупреждению нарушений противодействия злоупотреблениям в сфере закупок для нужд уголовно-исполнительной системы, незаконному содействию условно-досрочному освобождению и коррупционному содействию незаконному доступу в места лишения свободы предметов как разрешенных, так и запрещенных к использованию.