Трудовая деятельность и профессиональная подготовка осужденных
Трудовая деятельность и профессиональная
подготовка осужденных
Производственный потенциал уголовно-исполнительной системы переориентируется на решение, в первую очередь, социальных задач - на восстановление и закрепление у осужденных профессиональных и трудовых навыков, необходимых для их последующей адаптации в обществе.
В 2012 году на базе реорганизованных предприятий осуществляли деятельность 587 центров трудовой адаптации осужденных, 41 учебно-производственная и 52 лечебно-производственных мастерских, обеспечивающих профессиональное обучение и трудовую занятость осужденных. Средний заработок на одного осужденного в день в учреждениях УИС составил 169,3 рублей (2011 г. - 165,79 рублей).
На оплачиваемых работах было трудоустроено 215,5 тыс. осужденных (в 2011 году - 214,8 тыс. человек), в том числе на производстве - 158,7 тыс. человек, на работах по хозобслуживанию исправительных учреждений - 56,8 тыс. человек. Вывод осужденных на оплачиваемые работы составил 35,2% от их среднесписочной численности (в 2011 году - 31,7%). На 1,3% увеличился средний процент выполнения осужденными норм выработки и составил 60,5%.
В 2011 - 2012 учебном году в 333 профессиональных училищах ФСИН России и 302 их обособленных структурных подразделениях, а также непосредственно на производстве исправительных учреждений обучено рабочим профессиям 158,2 тыс. осужденных (102,7% к 2011 году, 154 тыс. человек), в том числе в училищах - 110,33 тыс. осужденных (103,5% к 2011 году, 106,58 тыс. человек), на рабочих местах учреждений - 46,1 тыс. осужденных (101,5% к 2011 году; 45,4 тыс. человек).
В среднем для создания одного рабочего места в исправительной колонии требуется 1,1 млн. рублей, кроме того, необходимы инвестиции на сумму 4,2 млрд. рублей на строительство и техническое перевооружение производственных объектов. Такими средствами подразделения уголовно-исполнительной системы не располагают.
Согласно международным правовым актам ("Минимальные стандартные правила обращения с заключенными", принятые Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в Женеве 30 августа 1955 г.; Рекомендация N R(87)3 Комитета министров Совета Европы государствам-членам относительно европейских пенитенциарных правил от 12 февраля 1987 г.), ратифицированным Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы, производственная деятельность осужденных не должна преследовать в качестве приоритетной цели извлечение прибыли из их труда.
Согласно налоговому законодательству исправительные учреждения обязаны производить ежегодные налоговые платежи по 10 видам федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Кроме того, влияние негативных явлений в финансовой сфере и экономике существенно осложнило деятельность промышленного сектора уголовно-исполнительной системы.
Это связано с отказом потенциальных потребителей, в первую очередь, из числа государственных и муниципальных заказчиков, от размещения заказов на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг в исправительных учреждениях.
В условиях резкого сокращения коммерческих заказов государственные преференции, предоставленные в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 г. N 175 "О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков", обеспечивающие гарантированное размещение только внутрисистемных заказов, не могут в полной мере обеспечить исполнение функций уголовно-исполнительной системы по трудовой адаптации осужденных.
В настоящее время в состав лесопромышленного комплекса уголовно-исполнительной системы (далее - ЛПК УИС) входит 103 подразделения, дислоцирующегося на территории 9 субъектов Российской Федерации: Республики Коми, Красноярского и Пермского краев, Архангельской, Иркутской, Кемеровской, Кировской, Нижегородской и Свердловской областей.
На площади 2,06 млн. гектар данные учреждения располагают лесосырьевой базой с общим условным эксплуатационным запасом древесины 280,0 млн. куб. метров. Основная часть лесосырьевых ресурсов (85,2%) эксплуатируется ими пока на условиях постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Усреднено-породный состав эксплуатируемой лесосырьевой базы содержит 60% древесины хвойных пород (сосна, ель, кедр, лиственница) и 40% древесины лиственных пород (осина, береза).
Производственные мощности позволяют подразделениям ЛПК УИС производить круглые лесоматериалы (пиловочное и фанерное бревна, сырье для целлюлозно-бумажной промышленности - балансы и так далее), а также основные виды продукции деревообработки (пиломатериалы, шпалы, строительные брусья и оцилиндрованные бревна, поддоны, ящичную тару, кабельные барабаны, столярно-строительные изделия и так далее).
Объемы производства и номенклатура лесопродукции определяются в первую очередь спросом на потребительском рынке, а также качественным и породным составом перерабатываемого древесного сырья.
Техническое оснащение деревообрабатывающего производства практически полностью основывается на отечественном низкопроизводительном оборудовании, износ которого, как и основной лесозаготовительной и лесовозной техники (автолесовозы, лесопогрузчики, трелевочные тракторы), составляет в среднем 90%, что приводит к постоянному сокращению объемов заготовки и переработки древесины и, соответственно, падению объемов реализации лесопродукции.
Не менее важной проблемой, негативно сказывающейся на эффективности работы ЛПК УИС, является отсутствие развитого сушильного хозяйства. Невозможность проведения сушки древесины как сырья, так и готовых (изделий) резко снижает качество деревообработки и экономическую эффективность реализации конечной продукции. Из всего объема перерабатываемого сырья сушится в среднем только 3% пилопродукции, используемой в дальнейшем в производстве столярно-строительных изделий.
Реализуемые пиломатериалы вообще не подвергаются сушке и поставляются в состоянии транспортной влажности (20 - 22%), что исключает возможность их реализации на внешнем рынке и существенно снижает цену продажи.
На протяжении последних десяти лет в Федеральной службе исполнения наказаний устойчиво функционирует агропромышленный сектор. В настоящее время в уголовно-исполнительной системе функционируют 17 федеральных государственных унитарных предприятий и 808 подсобных хозяйств, занимающихся производством, переработкой и поставкой продовольствия для нужд уголовно-исполнительной системы. Предприятиями уголовно-исполнительной системы в объеме 100% потребности освоено производство крупы, муки, маргарина, масла растительного, консервов мясных, рыбных, сгущенного молока, сахара, макаронной продукции, молока, чая, киселя витаминизированного, на 35 - 70% - мяса, овощной продукции и картофеля.
Большинство сельхозпроизводителей ФСИН России являются бюджетными организациями и в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации не могут получать субсидии на производимую сельхозпродукцию, возмещение затрат на приобретение горюче-смазочных материалов, удобрений, семян, привлекать кредитные ресурсы для технического переоснащения производств и обновления парка машин и механизмов. Развитие племенного животноводства, элитного растениеводства, приобретение сельскохозяйственной техники, страхование рисков на утрату или частичную утрату сельскохозяйственной продукции в настоящее время может осуществляться только за счет средств из внебюджетных источников. Такое положение затрудняет развитие собственного агропромышленного комплекса и не способствует перспективному и стабильному функционированию учреждений уголовно-исполнительной системы в сфере сельскохозяйственного производства и самообеспечения спецконтингента этой продукцией.
С каждым годом растет число поступающих в учреждения уголовно-исполнительной системы осужденных с крайне низким образовательным уровнем, неграмотных, не имеющих семьи, постоянного места жительства, страдающих различными заболеваниями. Ежегодно в исправительные учреждения поступает более 150 тыс. таких осужденных. Более 30% осужденных в возрасте до 25 лет, как правило, нигде не работали и не учились. У этой категории осужденных практически отсутствуют привычки к систематическому занятию трудом.
В отличие от коммерческих организаций, не принимающих на работу вышеперечисленные категории населения, исправительные учреждения обязаны организовывать их обучение рабочим профессиям в системе начального профессионального образования и профессиональной подготовки ФСИН России, закреплять полученные трудовые навыки на производстве, прививать мотивацию к труду. Все это требует времени и средств.
Необходимо отметить, что все мероприятия по развитию и совершенствованию системы начального профессионального обучения (далее - НПО), позволившие за шесть лет увеличить численность обучающихся в профучилищах осужденных на 31,6%, проведены при неизменной штатной численности персонала профессиональных училищ ФСИН России в количестве 6157 единиц, переданной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2004 г. N 1272-р в ведение уголовно-исполнительной системы из сферы образования субъектов Российской Федерации.
Внутренние резервы ФСИН России для дальнейшего развития системы НПО осужденных и полного охвата профессиональным обучением всех осужденных, не имеющих рабочей профессии, полностью исчерпаны. Нагрузка на педагогических работников выросла в 2 - 2,5 раза, что в целом снижает качество обучения. В связи с недостаточной штатной численностью педагогических работников профессиональных училищ в 87 исправительных учреждениях в настоящее время отсутствует полноценная система начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных.
В сфере трудовой деятельности и профессиональной подготовки осужденных предполагается:
создание условий для трудовой занятости осужденных в зависимости от вида исправительного учреждения, совершенствование производственно-хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы и повышение экономической эффективности труда осужденных (IV квартал 2015 года);
широкое использование в качестве одного из основных способов ресоциализации вовлечения в трудовую деятельность осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях (IV квартал 2015 года);
разработка новых принципов привлечения к труду осужденных в условиях тюремного содержания и строгой дифференциации их содержания, создание небольших рабочих камер - мастерских и внедрение индивидуальных форм занятости (IV квартал 2013 года);
проработка вопроса об установлении для учреждений, в которых отбывают наказание несовершеннолетние, специального налогового режима с целью направления доходов от труда осужденных на улучшение условий их содержания (IV квартал 2016 года);
создание дополнительных рабочих мест и развитие производственной и социальной сферы уголовно-исполнительной системы (IV квартал 2015 года);
активное привлечение коммерческих организаций к созданию производственных участков в колониях-поселениях (IV квартал 2015 года);
расширение производства сельскохозяйственной продукции и стимулирование создания колоний-поселений с сельскохозяйственным производством в зонах с благоприятными климатическими условиями (IV квартал 2015 года);
разработка наиболее перспективных направлений производственной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы в целях приоритетного обеспечения нужд уголовно-исполнительной системы собственным производством и выпуска конкурентоспособной продукции (IV квартал 2016 года);
обновление производственной базы учреждений уголовно-исполнительной системы с учетом сформулированных направлений и приоритетов производственной деятельности (IV квартал 2019 года);
оптимизация системы оплаты труда осужденных в целях повышения возможностей компенсации ущерба потерпевшим от преступлений и государству, обеспечение работающим осужденным гарантий, связанных с их трудовой деятельностью, осуществление своевременного пересмотра расценок по оплате их труда в зависимости от изменения производственного процесса, изменение размера части заработанных денежных средств, направляемых на лицевой счет осужденного (IV квартал 2016 года);
определение прогнозных потребностей в рабочих специальностях и специалистах по отраслям и регионам по укрупненным группам профессий, востребованных на рынке труда (IV квартал 2015 года);
совершенствование и развитие системы начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных, сохранение, передислокация, перепрофилирование и создание новых образовательных учреждений начального профессионального образования, реализующих все формы организации образовательного процесса с различным объемом обязательных занятий осужденных (IV квартал 2013 года);
осуществление профессионального обучения и профессиональной подготовки осужденных с учетом результатов мониторинга прогнозных потребностей в рабочих кадрах учреждений уголовно-исполнительной системы и региональных рынков труда, в том числе по дефицитным рабочим специальностям, в целях создания высоких гарантий трудоустройства и возвращения в общество законопослушных граждан (IV квартал 2015 года);
участие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в региональных целевых программах занятости населения и развитии системы социального партнерства в сфере подготовки рабочих кадров из числа осужденных (IV квартал 2015 года);
разработка программ профессиональной подготовки с учетом заявок от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций (IV квартал 2013 года).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875