Уничтожение, удаление, изменение либо утрата средств идентификации

│ Уничтожение, удаление, изменение либо утрата средств идентификации │

├──────────────────┬───────────────────────────────┬──────────────────────┤

│- граждане - от│вне зависимости от субъекта│вне зависимости от │

│300 до 1000│ответственности - от 1 650 до│субъекта │

│рублей; │3 300 российских рублей. │ответственности - от │

│- должностные лица│ │720 до 3 600 │

│- от 500 до 2 000│ │российских рублей. │

│рублей; │ │ │

│- юридические лица│ │ │

│- от 5 000 до 20│ │ │

│000 рублей. │ │ │

└──────────────────┴───────────────────────────────┴──────────────────────┘

Указанные в таблице данные свидетельствуют, что в Российской Федерации за каждое из рассматриваемых правонарушений штраф налагается, исходя из субъекта правонарушения, в то время как в Республике Казахстан и Республике Беларусь дифференциация штрафа в зависимости от субъекта правонарушения в ряде случаев отсутствует. Кроме того, за все приведенные составы правонарушений в Российской Федерации размеры штрафных санкций, налагаемых на юридических лиц, превышают размеры штрафов, применяемых в Республике Казахстан и Республике Беларусь.

В целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств дела об АП таможенные органы Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан наделены рядом процессуальных полномочий: применение мер обеспечения производства по делу об АП, получение объяснений участников производства по делу, взятие проб, назначение экспертиз, истребование сведений.

В соответствии с КоАП России в случаях, когда проведение процессуальных действий связано со значительными временными затратами, по отдельным составам АП проводится административное расследование. Максимальный срок административного расследования для таможенных органов Российской Федерации составляет шесть месяцев. После завершения административного расследования составляется протокол об АП либо выносится постановление о прекращении дела.

В Республике Беларусь действует похожий механизм, который предусматривает возможность осуществления процессуальных мероприятий до вынесения протокола об АП и направления его на рассмотрение - подготовка дела об АП к рассмотрению, общий срок которой составляет по делам об административных таможенных правонарушениях два месяца со дня начала административного процесса. При этом сама подготовка к рассмотрению может быть приостановлена на неопределенный срок, если по делу назначена и проводится экспертиза либо запрошена информация из иностранного государства. По окончании подготовки составляется протокол об АП либо выносится постановление о прекращении дела.

В КоАП Республики Казахстан стадии, схожие с административным расследованием, не предусмотрены, а в случаях, когда требуется проведение экспертиз, протокол об АП составляется в течение суток с момента получения заключения эксперта.

Законодательством государств - членов Таможенного союза предусмотрен упрощенный порядок привлечения виновных лиц к административной ответственности, то есть без составления протокола об АП. При этом, в отличие от Российской Федерации, в Республике Беларусь и Республике Казахстан применение упрощенного порядка возможно только при уплате штрафа на месте совершения административного правонарушения.

Кодексами трех стран установлены обстоятельства, при наличии которых производство по делу (административный процесс) подлежит прекращению. Перечень их в целом одинаковый. Вместе с тем в Республике Беларусь в качестве самостоятельного основания прекращения административного процесса признается также прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, признание его экономически несостоятельным (банкротом).

В отличие от Российской Федерации в национальных законодательствах Республики Казахстан и Республики Беларусь предусмотрена возможность освобождения в некоторых случаях лица от административной ответственности при условии устранения нарушений и (или) возмещения причиненного государству или иным лицам вреда. При этом указанные действия являются в соответствии с Кодексами двух стран также смягчающими обстоятельствами. В Российской Федерации добровольное возмещение виновным лицом причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда рассматривается только в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.

Административным законодательством государств - членов Таможенного союза обозначен круг участников производства по делу об АП (административном процессе), к числу которых относятся: лицо, в отношении которого ведется административное производство (административный процесс), потерпевший, представитель (законный) юридического лица, защитник, эксперт, специалист, переводчик. Различия в правах и обязанностях участников производства по делу об АП являются незначительными. Например, в отличие от Российской Федерации и Республики Беларусь в КоАП Республики Казахстан установлены случаи обязательного участия защитника при производстве по делу, в случае незнания лицом, привлекаемым к административной ответственности, языка, на котором ведется производство.

Таможенные органы государств - членов Таможенного союза в целях пресечения АП, установления личности нарушителя, составления протокола об АП, обеспечения своевременного и правильного разрешения дела и исполнения принятого по делу постановления вправе применять такие меры обеспечения производства по делу об АП, как административное задержание, личный досмотр (обыск), изъятие вещей и документов, привод. В Российской Федерации таможенными органами могут быть также применены: временный запрет деятельности, задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации, арест судна, доставленного в порт Российской Федерации, залог за арестованное судно. В Республике Беларусь предусмотрена мера обеспечения в виде наложения ареста на имущество, не являющегося предметом правонарушения, с целью обеспечения исполнения взыскания административного штрафа.

При этом КоАП Республики Казахстан и ПИКоАП Республики Беларусь предусмотрен порядок обжалования мер обеспечения производства по делам об АП.

После составления протокола об АП по общему правилу, предусмотренному законодательством государств - членов Таможенного союза, он направляется для рассмотрения в суд, орган (должностному лицу), уполномоченным рассматривать дела об АП.

Нормами законодательства государств - членов Таможенного союза установлен одинаковый (пятнадцатидневный) срок рассмотрения дела об АП со дня получения протокола об АП и других материалов дела. При этом, если в Республике Казахстан и Республике Беларусь данный срок касается всех категорий субъектов, уполномоченных рассматривать дела об АП, то в Российской Федерации судом дело подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня получения протокола об АП и других материалов дела.

В Республике Беларусь и Республике Казахстан предусмотрена возможность соединения в одном административном процессе дел об АП в установленных законодательством случаях (когда несколько АП совершены одним лицом, если они подведомственны одному и тому же суду, органу, ведущему административный процесс).

По окончании рассмотрения дела об АП выносится постановление о назначении административного наказания (взыскания) либо о прекращении производства по делу об АП, которые могут быть обжалованы и опротестованы в установленном порядке.

В соответствии с административным законодательством трех стран постановление по делу об АП вступает в законную силу по истечении десяти дней (суток) со дня вручения (объявления) или получения копии постановления.

Проведенный анализ административного законодательства государств - членов Таможенного союза в целом показал наличие в трех странах общих принципов и подходов, применяемых таможенными органами при привлечении лиц к административной ответственности. Вместе с тем в ходе подготовки обзора выявлен и ряд особенностей, присущих национальному законодательству той или иной страны, а также несоответствий, препятствующих единообразному применению норм таможенного законодательства Таможенного союза при привлечении лиц к административной ответственности.

Отдел организации

административных расследований

Управления таможенных расследований

и дознания