8.1. Основное мероприятие N 4.1 "Совершенствование деятельности по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла водных биоресурсов"
8.1. Основное мероприятие N 4.1 "Совершенствование
деятельности по предупреждению, сдерживанию и ликвидации
незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла
водных биоресурсов"
ННН-промысел водных биоресурсов представляет прямую угрозу для сохранения и рационального использования запасов многих видов водных биоресурсов Мирового океана и обеспечения продовольственной безопасности населения.
ННН-промысел, осуществляемый в отношении водных биоресурсов, обитающих как во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации, в Каспийском и Азовском морях, во внутренних водоемах Российской Федерации, так и в открытом море, оказывает существенное отрицательное влияние на результативность самого рыболовства и благополучие зависящих от его результатов людей.
ННН-промысел приводит к спаду объемов добычи (вылова) водных биоресурсов и подрыву усилий по восстановлению их запасов, утрате экономических и социальных возможностей достижения продовольственной обеспеченности населения.
В этой связи российские уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и региональные рыбохозяйственные организации при разработке мероприятий по сохранению водных биоресурсов и их рациональному использованию учитывают негативное воздействие ННН-промысла, вынужденно ограничивая объемы добычи (вылова) водных биоресурсов тех пользователей водных биоресурсов, которые соблюдают принимаемые меры по сохранению и управлению водными биоресурсами.
Являясь участницей Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., Соглашения ООН об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., касающихся сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими от 4 августа 1995 г., и взяв на себя международные обязательства по обеспечению устойчивого управления водными биоресурсами и сотрудничеству в этой сфере, Российская Федерация принимает активное участие в реализации мер противодействия ННН-промыслу. При этом одной из приоритетных целей рыболовной политики Российской Федерации становится формирование механизмов сохранения и управления водными биоресурсами, определяющих устойчивые экономические, природоохранные и социальные показатели результатов такой деятельности.
В Российской Федерации за последние годы сформирована нормативная правовая база, определяющая основы и содержание мер противодействия ННН-промыслу, и эффективная система охраны водных биоресурсов и осуществления государственного контроля в этой сфере.
В то же время, несмотря на принимаемые российскими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти меры по решению задач охраны водных биоресурсов и осуществления государственного контроля в этой сфере, а также уровня их ресурсного обеспечения, темпы улучшения ситуации на указанном направлении деятельности не соответствуют степени угроз, вызываемых ННН- промыслом. В этой связи ННН-промысел рассматривается сегодня Российской Федерацией в качестве одной из основных угроз безопасности Российской Федерации в находящихся под ее суверенитетом и юрисдикцией районах рыболовства, создающей серьезные препятствия для устойчивой эксплуатации ВБР и сохранения их биоразнообразия, переводящей в зону повышенных рисков саму основу мировой и национальной рыболовной политики.
С целью предупреждения, сдерживания и ликвидации ННН-промысла в 2001 году Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) приняла Международный план действий по предотвращению, сдерживанию и ликвидации ННН-промысла (МПД).
Определив основные направления противодействия ННН-промыслу, МПД рекомендовал всем заинтересованным государствам разработать и принять национальные планы действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации ННН-промысла.
В этой связи, а также исходя из концепции наращивания усилий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации ННН-промысла и рекомендаций ФАО по данному вопросу, Российской Федерацией разработан Национальный план действия по предупреждению, сдерживанию и ликвидации ННН-промысла.
Реализация и совершенствование Плана противодействия ННН-промыслу предполагаются к осуществлению на всех этапах реализации подпрограммы.
Основные меры по предотвращению, сдерживанию и ликвидации ННН-промысла на среднесрочную перспективу:
- анализ российского законодательства и применяемых норм и практики, касающихся ННН-промысла и предложения по их совершенствованию;
- усиление контроля над гражданами Российской Федерации;
- прекращение государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с ННН-промыслом;
- совершенствование мониторинга, контроля и наблюдения;
- реализация прав и обязательств Российской Федерации как государства флага, в том числе:
улучшение системы регистрации российских судов рыбопромыслового флота;
регулирование фрахтования рыболовных судов;
создание полного реестра российских судов рыбопромыслового флота;
меры, требующие от российских судов рыбопромыслового флота получать разрешения на рыболовство до начала его осуществления;
контроль над российскими судами рыбопромыслового флота, осуществляющими приемно-транспортные операции (приемно-транспортные суда);
улучшение наблюдения, в том числе за счет согласованных договоренностей о высадке на борт российского судна рыбопромыслового флота и его инспектировании в открытом море;
обеспечение надлежащей маркировки российских судов рыбопромыслового флота и орудий добычи (вылова) ВБР;
инициирование введения строгих наказаний за ведение ННН-промысла;
- реализация прав и обязательств Российской Федерации как прибрежного государства, в том числе:
дополнительные меры по борьбе с ННН-промыслом в находящихся под суверенитетом и юрисдикцией Российской Федерации районах рыболовства;
сотрудничество с другими прибрежными государствами для борьбы с ННН-промыслом;
- реализация прав и обязательств Российской Федерации как государства порта, в том числе:
улучшение инспектирования в российском морском порту или прилегающем к нему районе;
выявление доказательств того, что находящееся в российском морском порту или в прилегающем к нему районе иностранное рыболовное судно занималось ННН-промыслом или поддерживало ННН-промысел;
- реализация международно-согласованных рыночных мер, в том числе:
выполнение принятых российскими рыбохозяйственными компаниями рыночных мер;
улучшение прозрачности рынков для обеспечения возможности отслеживания уловов ВБР и рыбной и иной продукции из них;
распространение информации о ННН-промысле среди отдельных лиц и компаний, деятельность которых связана с рыболовством;
разработка нормативных правовых актов, согласно которым заключение сделок или торговля уловами ВБР и рыбной и иной продукцией из них, полученными при ННН-промысле, будут считаться нарушением.
Основным направлением совершенствования деятельности по предупреждению, сдерживанию и ликвидации ННН-промысла водных биоресурсов на всех этапах реализации подпрограммы станет проведение государственного мониторинга водных биоресурсов в части рыболовства и сохранения водных биоресурсов, включая контроль за деятельностью судов рыбопромыслового флота, а также контроль за деятельностью иностранных судов, осуществляющих рыболовство в ИЭЗ России, сбор, обработку, хранение и предоставление данных о производственной деятельности судов и организаций рыбохозяйственной отрасли, имеющих право на добычу (вылов) водных биоресурсов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875