Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, других нормативных актов по вопросам охраны труда и устанавливают основные требования охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании (ТО-1) электровозов, тепловозов, паровозов (далее - локомотивов) в ОАО "РЖД".

Правила по охране труда при эксплуатации локомотивов (далее - Правила) распространяются на работников эксплуатационных локомотивных депо (далее - эксплуатационных депо), занятых эксплуатацией и техническим обслуживанием локомотивов.

1.2. Руководители депо обязаны обеспечить безопасные условия и охрану труда, правильно организовать труд работников в соответствии с требованиями, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами об охране труда, стандартами безопасности труда и настоящими Правилами. Перечень нормативных правовых и нормативных технических документов, на которые в тексте Правил даны ссылки, приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам.

1.3. При эксплуатации и техническом обслуживании локомотивов на работников могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы, установленные ГОСТ 12.0.003-74:

а) физические:

движущийся подвижной состав;

подвижные и вращающиеся части оборудования локомотива;

повышенный уровень шума на рабочем месте;

повышенный уровень вибрации;

повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и воздуха рабочей зоны;

повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны, возможность образования горючей среды вследствие утечек или выбросов под избыточным давлением из трубопроводов масла, дизельного топлива и нагретых газов, а также возможность возникновения источников загорания с последующим воспламенением горючих материалов и жидкостей;

повышенный уровень инфразвуковых колебаний;

повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха;

повышенный уровень статического электричества;

повышенный уровень электромагнитных излучений;

отсутствие или недостаток естественной или искусственной освещенности рабочей зоны;

работа на высоте <*>;

--------------------------------

<*> К работе на высоте относятся работы, при выполнении которых работник находится на расстоянии менее 2 м от не огражденных перепадов высотой 1,3 м и более от поверхности земли, пола, платформы, площадки, над которыми производятся работы. При невозможности ограждения таких перепадов работы на высоте должны выполняться работниками с применением предохранительного пояса (ПОТ РМ-012-2000).

б) психофизиологические:

физические перегрузки;

нервно-психические перегрузки;

в) химические факторы, обладающие раздражающими, сенсибилизирующими действиями.

1.4. Уровни шума и вибрации на рабочих местах работников, занятых эксплуатацией и техническим обслуживанием локомотивов, не должны превышать значений, приведенных в ГОСТ 12.1.003-83, ГОСТ 12.1.012-2004.

1.5. Освещенность рабочих мест в производственных помещениях, на открытых площадках должна соответствовать требованиям СНиП 23-05-95, ОСТ 32-120-98 и Отраслевых норм естественного и совмещенного освещения производственных предприятий железнодорожного транспорта.

1.6. Освещение в кабинах, тамбурах, проходах, дизельном, машинном отделениях электровозов, тепловозов должно соответствовать требованиям ОСТ 32-120-98 и СП 2.5.1336-03.

1.7. Показатели микроклимата на рабочих местах в производственных помещениях и кабинах электровозов, тепловозов должны соответствовать требованиям СНиП 41-01-2003, СНиП 31-03-2001, СанПиН 2.2.4.548-96, СП 2.5.1334-03, СП 2.5.1336-03 и СП 2.5.1198-03.

1.8. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны в помещениях, на открытых площадках депо, в кабинах электровозов, тепловозов не должно превышать предельно допустимых концентраций и уровней воздействия, установленных ГОСТ 12.1.005-88, ГН 2.2.5.1313-03, ГН 2.2.5.2308-07, СанПиН 1.2.2353-08.

1.9. Требования безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании ТО-1 электрооборудования электровозов, тепловозов должны обеспечиваться в соответствии с Правилами устройства электроустановок (далее - ПУЭ), Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее - ПТЭЭП), Межотраслевыми правилами по охране труда (правилами безопасности) при эксплуатации электроустановок (далее - ПОТ РМ-016-2001).

1.10. К работам, непосредственно связанным с эксплуатацией локомотивов, допускаются работники, прошедшие профессиональный отбор (машинисты, помощники машинистов локомотивов, кочегары паровозов), профессиональное обучение, инструктажи, обучение, стажировку, проверку знаний требований охраны труда, правил электробезопасности, пожарной безопасности, Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации, Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации и других нормативных документов.

Вновь принимаемые на работу работники при проведении вводного инструктажа по охране труда должны быть ознакомлены с действиями при возникновении несчастного случая и оказанию первой помощи пострадавшим.

1.11. Обучение, проверка знаний требований охраны труда, стажировка и все виды инструктажей (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой) должны проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004-90, Постановлением Минтруда России и Минобразования России 1/29 и Стандарта ОАО "РЖД" "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Организация обучения".

В соответствие с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации, Стандарта ОАО "РЖД" "Система управления пожарной безопасностью в ОАО "РЖД". Организация обучения" работникам должны проводиться противопожарные инструктажи, обучение по пожарно-техническому минимуму с проверкой знаний требований пожарной безопасности.

Не реже одного раза в год работники должны проходить обучение по оказанию первой помощи пострадавшим.

Работники, впервые принятые на работу или переведенные из подразделения в подразделение внутри ОАО "РЖД" с существенным изменением характера работы и которые впервые в зимних условиях выполняют работы, связанные с движением поездов - "первозимники", - должны проходить обучение для работников, впервые приступающих к работе в зимних условиях.

1.12. Обучение, проверка знаний по электробезопасности и допуск к работе лиц, связанных с обслуживанием и эксплуатацией электроустановок локомотивов, должны соответствовать требованиям ПТЭЭП, ПОТ РМ-016-2001, действующих нормативных документов ОАО "РЖД" по вопросам электробезопасности (правил, стандартов и других нормативных актов).

Машинисты и помощники машинистов локомотивов относятся к электротехническому персоналу.

Машинисты электровозов должны иметь V группу допуска по электробезопасности, помощники машинистов электровозов IV - V группу допуска и права оперативно-ремонтного персонала.

Права оперативно ремонтного персонала предоставляются помощнику машиниста после прохождения дублирования.

Помощнику машиниста электровоза с III группой допуска по электробезопасности допускается предоставлять права оперативно-ремонтного персонала в объеме:

- осмотра электровоза (без открытия дверей ячеек с электрооборудованием, находящимся под напряжением);

- выполнения переключений на электрооборудовании до 1000 В;

- участия в работе по обслуживанию электроустановок и электрооборудования свыше 1000 В в качестве второго работника.

Машинисты тепловозов должны иметь IV группу по электробезопасности и права оперативно-ремонтного персонала, помощники машинистов тепловозов - не ниже III группы допуска по электробезопасности и права оперативно-ремонтного персонала.

Машинисты паровозов и помощники машинистов паровозов должны иметь II группу, кочегары - I группу по электробезопасности. При отсутствии профессиональной подготовки машинисты и помощники машинистов паровозов должны быть обучены в специализированных центрах.

С целью приобретения достаточных практических навыков при предоставлении впервые электротехническому персоналу прав оперативного или оперативно-ремонтного персонала с правом переключений, локомотивная бригада обязана пройти дублирование под руководством опытного обучающего лица, назначенного соответствующим распоряжением по депо. Продолжительность дублирования должна быть от 2 до 12 рабочих смен.

В период дублирования работник локомотивной бригады должен принять участие в контрольных противоаварийных и противопожарных тренировках с оценкой результатов и оформлением в соответствующих журналах.

1.13. Результаты проверки знаний требований охраны труда, пожарной безопасности, а также требований Правил устройств электроустановок должны быть оформлены в соответствующих протоколах, журналах.

1.14. Работники, прошедшие профессиональный отбор и допущенные к участию в производственных процессах, должны соблюдать требования правил, инструкций и других нормативных документов по охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности, установленные для выполняемой ими работы.

1.15. Локомотивным бригадам, сопровождающим локомотивы в "холодном состоянии", должен быть проведен целевой инструктаж по месту постоянной работы о соблюдении требований охраны труда и электробезопасности по специально разработанной инструкции на данный вид работ.

1.16. Во всех эксплуатационных депо должны быть оборудованы кабинеты (уголки) охраны труда в соответствии с Рекомендациями по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда и Положением о кабинете охраны труда на предприятиях федерального железнодорожного транспорта.

1.17. При разработке технологических процессов по техническому обслуживанию локомотивов необходимо руководствоваться настоящими Правилами, стандартами безопасности труда, СНиП, межотраслевыми и отраслевыми правилами и нормами.

1.18. Начальник эксплуатационного депо обязан обеспечить разработку и утверждение инструкций по охране труда с учетом местных условий и мнения выборного профсоюзного органа. Указанные инструкции разрабатываются на основании настоящих Правил, типовых инструкций по охране труда, в соответствии с Правилами разработки, построения, оформления и обозначения нормативных документов по охране труда.

1.19. Работники, связанные с движением поездов, занятые на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными производственными факторами и иными особыми условиями труда, должны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н и Положением о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте, а также обязательное психиатрическое освидетельствование работников в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 695.

Начальник эксплуатационного депо обязан обеспечить своевременное прохождение работниками медицинских осмотров.

Сведения о предварительных (при приеме на работу) и периодических медицинских осмотрах должны храниться в отделе кадров депо в личных делах работников.

1.20. Работники локомотивных бригад в соответствии с "Перечнем профессий работников, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте общего пользования, подлежащих обязательным предрейсовым или предсменным медицинским осмотрам", утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 марта 2007 г. N 36, должны проходить обязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры, а также по требованию руководителей эксплуатационного депо, медицинское освидетельствование на установление факта употребления алкоголя, наркотического средства или психотропного вещества.

КонсультантПлюс: примечание.

В связи с принятием Федеральных законов от 28.12.2013 N 421-ФЗ, N 426-ФЗ с 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда.

1.21. Начальник эксплуатационного депо обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, разработку планов мероприятий по приведению рабочих мест в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда согласно Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и Стандарту ОАО "РЖД" "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда" и другим нормативным актам по охране труда.

1.22. Для обеспечения экологической безопасности, уменьшения и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращения возникновения и распространения заболеваний, необходимо соблюдать требования Федеральных законов Российской Федерации от 17.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 20.12.2001 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 10.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Отходы производства в процессе работы при эксплуатации локомотивов (обтирочные материалы, нефтепродукты) должны собираться на локомотивах в отдельные емкости с крышками. По мере накопления отходы с локомотивов удаляются в емкости (баки, контейнера), установленные на территории эксплуатационного депо.

Запрещается сжигать и выбрасывать отработанные обтирочные материалы и производить слив нефтепродуктов на железнодорожный путь.

1.23. Для обеспечения пожарной безопасности и взрывобезопасности производственных процессов следует соблюдать требования Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ГОСТ 12.1.004-91, ГОСТ 12.1.010-76, Правил противопожарного режима в Российской Федерации.

В эксплуатационных депо и их производственных подразделениях должны быть разработаны и вывешены на видных местах планы (схемы) эвакуации на случай пожара или аварийной ситуации.

1.24. Средства пожарной сигнализации и средства пожаротушения на локомотивах должны соответствовать требованиям ВНПБ 2.02/МПС-02 и Норм оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения.

Использование пожарного оборудования и инвентаря для хозяйственных нужд не допускается.

1.25. Работники, занятые техническим обслуживанием и эксплуатацией локомотивов, должны быть обеспечены сертифицированными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с "Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением", а также смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с "Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств".

1.26. При нахождении на железнодорожных путях работники должны соблюдать следующие требования безопасности:

находиться в сигнальном жилете со световозвращающими полосами (по ГОСТ Р 12.4.219-99) и надписью с наименованием принадлежности к хозяйству и структурному подразделению;

обращать внимание на показания светофоров, видимые и звуковые сигналы и предупреждающие знаки;

проходить к месту работы и обратно по установленным маршрутам служебного прохода, обозначенным указателями "Служебный проход";

при проходе вдоль железнодорожных путей идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса. При этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава по смежным путям, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики и другие препятствия;

переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (по пешеходным мостикам, тоннелям, настилам), а при их отсутствии - под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в том, что в этом месте с обеих сторон нет приближающегося подвижного состава;

при переходе железнодорожного пути, занятого подвижным составом, следует пользоваться переходными площадками вагонов с исправными подножками и поручнями. Переходить через переходную площадку вагона во время движения поезда запрещается. Перед сходом с вагона следует предварительно осмотреть место схода, убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава. В темное время суток место схода необходимо освещать фонарем. Эти же требования должны соблюдаться при подъеме и спуске с локомотива;

обходить группы вагонов (локомотивов), стоящих на железнодорожном пути, следует на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона или локомотива;

проходить между расцепленными вагонами (локомотивами) допускается посередине, если расстояние между автосцепками не менее 10 м;

оказавшись на пути следования поезда, не менее чем за 400 метров до его приближения, следует отойти на обочину земляного полотна на расстояние не менее 2 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 140 км/ч, 4 м - при установленных скоростях движения 141 - 160 км/ч, 5 м - при установленных скоростях движения более 160 км/ч;

при нахождении на пути, смежном с маршрутом пропуска высокоскоростного поезда, при сообщении дежурного по станции о проследовании высокоскоростного поезда необходимо отойти в сторону на расстояние не менее 5 метров от крайнего рельса пути;

при приближении подвижного состава необходимо обращать внимание на открытые двери, борта вагонов, предметы, выступающие за габарит подвижного состава;

выходя из помещения вблизи железнодорожных путей в условиях плохой видимости, а также из-за угла здания, затрудняющего видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава, а в ночное время подождать, пока глаза привыкнут к темноте, сознательно переключив свое внимание на обеспечение безопасности своих передвижений.

1.27. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:

проходить внутри колеи;

переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом на расстоянии менее 400 м, а также отходить на соседний путь (внутрь колеи пути или на край его балластной призмы) на время пропуска проходящего поезда;

сходить с локомотивов во время движения;

находиться на подножках, лестницах и других наружных частях локомотивов при их движении;

перемещаться под стоящим на железнодорожных путях подвижным составом, через автосцепки или под ними;

находиться в междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;

становиться или садиться на рельсы, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства;

переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков, а также становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком в желоба на стрелочном переводе;

располагаться в негабаритном месте при пропуске подвижного состава или автотранспорта;

прыгать с локомотива или с переходной площадки вагона;

пользоваться мобильной сотовой связью, аудио- и видеоплеерами и другими устройствами, не предусмотренными технологическими процессами.

При использовании переносных радиостанций для связи помощника машиниста с машинистом, находящимся на локомотиве, запрещено находиться в колее железнодорожного пути и в негабарите к смежному пути.

В отдельных случаях, связанных с обеспечением безопасности движения, предотвращением террористических и противоправных действий, пожаров на объектах инфраструктуры ОАО "РЖД", несчастных случаях с работниками и/или гражданами, локомотивной бригаде разрешается пользоваться мобильной сотовой связью.

В этих случаях для обеспечения личной безопасности необходимо подняться на локомотив либо отойти на расстояние не менее 4 м от крайнего рельса при скорости движения до 140 км/час и не менее 5 м при следовании пассажирского поезда со скоростью более 140 км/ч.

1.28. Очистку стрелочных переводов от снега на тракционных путях эксплуатационного депо необходимо производить в перерыве между производством маневровых работ. При очистке стрелочных переводов, оборудованных электрической централизацией, заходить внутрь колеи запрещено, а в случае обдувки стрелочных переводов сжатым воздухом необходимо присутствие второго работника в качестве сигналиста.

При очистке стрелочных переводов от снега внутри колеи должен быть установлен ручной фонарь с красным огнем ночью, днем - красный щит.

1.29. Запрещается прикасаться к оборванным проводам контактной сети, волноводам, воздушной линии электропередачи и находящимся на них посторонним предметам, независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций.

При обнаружении обрыва проводов контактной сети или воздушной линии электропередачи, а также свисающих с них посторонних предметов, нарушения целостности рабочего заземления необходимо немедленно сообщить дежурному по депо, дежурному по станции, энергодиспетчеру и поездному диспетчеру.

1.30. Общая продолжительность рабочего времени, времени начала и окончания работы, продолжительность работы в ночное время устанавливаются в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка для работников эксплуатационного депо и их производственных подразделений, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов.

1.31. Контроль за состоянием охраны труда и соблюдением настоящих Правил в эксплуатационном депо должен осуществляться в соответствии с нормативными актами по организации контроля за состоянием охраны труда в ОАО "РЖД".

1.32. Начальник эксплуатационного депо и руководители производственных подразделений депо не должны допускать к исполнению обязанностей работников, находящихся в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения. Работников, обнаруженных в таком состоянии, следует немедленно отстранять от работы и направлять на медицинское освидетельствование в медицинскую организацию, имеющую лицензию на медицинское (наркологическое) освидетельствование. В случае установления у работника при медицинском освидетельствовании состояния алкогольного, наркотического или токсического опьянения начальник депо вправе расторгнуть трудовой договор с работником в соответствии с пунктом 6 "б" статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

1.33. Руководители и работники депо, допустившие нарушение требований нормативных актов по охране труда, природоохранной деятельности и пожарной безопасности несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.