VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

41. Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (Рисунок 1) - сумма долей (выраженных в процентах) 3 крупнейших хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке (Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4):

Рисунок 5;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке:

Рисунок 6,

где:

Рисунок 7 - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на товарном рынке;

N - общее количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке.

42. В соответствии со значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

высокий (Рисунок 8);

умеренный (Рисунок 9);

низкий (Рисунок 10).

В случае если коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана указывают на различные уровни концентрации товарного рынка, учитывается показатель, который указывает на более высокий уровень концентрации.

В случае если доли всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке, не установлены, уровень концентрации товарного рынка устанавливается в соответствии со значением коэффициента рыночной концентрации.