1. Общие требования

1.1. Настоящая Инструкция по охране труда (инструкция) для водителя транспортно-уборочной машины (машина) устанавливает типовые требования охраны труда для водителей машин (универсально-уборочные машины, снегопогрузчики, авто- и электропогрузчики, электрокары, электротягачи), используемых для уборки железнодорожных станций (станций), вокзалов и остановочных пунктов открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") и разработана на основании "Отраслевых правил по охране труда в пассажирском хозяйстве федерального железнодорожного транспорта" ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02.

В структурных подразделениях ОАО "РЖД" должны разрабатываться и утверждаться Инструкции по охране труда для водителей машин с учетом местных условий и специфики деятельности и в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

1.2. К управлению машиной допускаются лица, достигшие восемнадцати лет, имеющие после профессионального обучения удостоверение на право управления машиной, прошедшие обучение и проверку знаний по охране труда и электробезопасности, обязательный медицинский осмотр, вводный и первичный инструктажи на рабочем месте по охране труда, стажировку.

Продолжительность стажировки от 2 до 14 смен для каждого водителя устанавливает руководитель подразделения.

В процессе работы водитель должен проходить повторные, не реже одного раза в три месяца, и внеплановые инструктажи по охране труда, а также периодические медицинские осмотры не реже одного раза в два года.

Ежедневно перед началом смены водитель должен проходить медицинские осмотры для проверки состояния здоровья. Не допускается наличие в организме алкоголя, наркотических и токсических веществ.

1.3. Машины закрепляются за водителями письменным распоряжением руководителя транспортного подразделения. За одной машиной может быть закреплено не более четырех водителей.

1.4. При выезде на линию водитель должен иметь при себе:

а) удостоверение на право управления машиной данной категории;

б) регистрационные документы на машину;

в) путевой или маршрутный лист.

1.5. Водитель, обслуживающий машину с номерным знаком, должен иметь водительское удостоверение, выданное Управлением Госавтоинспекции МВД по субъекту РФ.

1.6. Во время работы на водителя могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

а) движущиеся транспортные средства, подвижной железнодорожный состав, перевозимые и складируемые грузы;

б) движущиеся части механизмов, электропровода и токоведущие части электроприборов машины;

в) повышенный уровень шума на рабочем месте;

г) пониженная или повышенная температура воздуха рабочей зоны;

д) повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

е) повышенная загазованность воздуха рабочей зоны.

1.7. Водитель должен быть ознакомлен с картой аттестации его рабочего места и причитающейся ему компенсацией по результатам аттестации рабочего места.

1.8. Водитель должен знать и соблюдать:

а) требования "Правил дорожного движения Российской Федерации" (ПДД), дорожной разметки, дорожных знаков, показания светофоров и других средств регулирования и обеспечения безопасности дорожного движения;

б) соответствующие разделы "Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации", "Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации";

в) требования производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности при эксплуатации, обслуживании и ремонте машины, прицепных и навесных агрегатов, механизмов и приспособлений на линии и в гараже.

1.9. Водитель должен знать:

а) признаки, причины и последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации машины, способы их обнаружения и устранения, а также порядок хранения машины в гараже и на открытых стоянках;

б) назначение, устройство, принцип действия закрепленной за ним машины, а также прилагаемых к ней прицепных и навесных агрегатов, механизмов и приспособлений;

в) особенности вождения машин при неблагоприятных погодных условиях и основные приемы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, требования безопасности при работе с прицепными агрегатами, механизмами и приспособлениями.

1.10. Водитель должен:

а) выполнять только порученную руководителем работу;

б) содержать в исправном состоянии и чистоте машину, инструмент, приспособления, а также средства индивидуальной защиты (СИЗ);

в) выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей и сигналов, подаваемых машинистами локомотивов, кранов, водителями транспортных средств и другими работниками железнодорожного транспорта;

г) проходить по территории станции, вокзала по установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, проходам и переходам;

д) выходя на железнодорожный путь из помещений, а также из-за зданий, которые затрудняют видимость пути, предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а в темное время суток подождать, пока глаза привыкнут к темноте;

е) проходить вдоль железнодорожных путей станции по широкому междупутью (расстояние между осями путей не менее 6 м) или по обочине земляного полотна не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики и другие препятствия;

ж) переходить пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;

з) обходить группы вагонов или локомотивов, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

и) проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м;

к) при получении травмы или заболевании прекратить работу, поставить в известность об этом своего непосредственного руководителя и обратиться за помощью в медпункт или другое медицинское учреждение;

л) уметь оказывать первую помощь пострадавшим;

м) соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;

н) при поломке или неисправности машины прекратить работу, машину отвести в безопасное место и сообщить об этом лицу, ответственному за техническое состояние транспортных средств, своему непосредственному руководителю, распределителю работ и далее выполнять их указания;

о) пользоваться при работе с маслами, топливом и другими нефтепродуктами соответствующими СИЗ, защитными кремами, мазями и пастами в соответствии с инструкциями по их применению;

п) выключать двигатель машины на стоянках и при заправке горючим;

р) при появлении резкого запаха бензина или горящей электропроводки во время движения остановить машину, определить причину его появления и устранить неисправность;

с) быть внимательным во время выполнения работы, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры и не отвлекать других работников;

т) при работе на открытом воздухе в зимнее время для предотвращения переохлаждения и обморожения использовать для обогрева перерывы в работе согласно графику, утвержденному руководителем подразделения;

у) принимать пищу в столовых, буфетах или специально отведенных для этого комнатах, имеющих соответствующее оборудование, перед едой тщательно мыть руки теплой водой с мылом;

ф) сообщать дежурному механику, ответственному за техническое состояние машин, обо всех неисправностях машины.

1.11. Водитель должен выполнять требования пожарной безопасности:

а) уметь пользоваться средствами пожаротушения;

б) курить только в отведенных и приспособленных для этого местах;

в) не пользоваться открытым огнем при проверке системы питания двигателя и во время работы в кабине;

г) не производить работы, связанные с применением открытого огня, электрогазосварки, паяльных ламп, факелов;

д) не сжигать тару и не разводить костры вблизи машины;

е) не хранить в кабине или кузове взрывоопасные вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;

ж) обо всех неисправностях электроприборов и электрооборудования немедленно сообщать дежурному механику.

1.12. Водителю запрещается:

а) на железнодорожных переездах двигаться на запрещающие сигналы светофоров, а при их отсутствии перед движущимся подвижным составом;

б) переезжать через железнодорожный путь в неустановленных местах;

в) находиться на территории станции, вокзала в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава;

г) переходить или перебегать пути перед движущимся подвижным составом, локомотивом, мотовозом, дрезиной и другим транспортным средством;

д) становиться или садиться на рельс;

е) садиться на подножки вагонов и локомотивов, а также сходить и спрыгивать с них во время движения;

ж) переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и поперечных скреплений стрелочных переводов, становиться между остряком и рамным рельсом, в желоба на стрелочном переводе и на концы шпал;

з) управлять машиной в болезненном состоянии, при переутомлении, алкогольном и наркотическом опьянении или остаточных явлениях опьянения;

и) передавать управление машиной другим лицам, не указанным в наряде-задании (путевом листе);

к) отдыхать и спать в кабине машины при работающем двигателе;

л) устранять неисправности машины под поднятым кузовом, если отсутствуют упорные устройства под кузов;

м) касаться движущихся частей механизмов, а также электропроводов и токоведущих частей электроприборов машины;

н) оставлять машину без наблюдения, если она находится на пассажирской платформе или вблизи железнодорожных путей, а также с работающим двигателем и не запертой на ключ дверью;

о) производить уборку территории в темное время суток при недостаточной освещенности;

п) выезжать на линию без аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки;

р) применять керосин или другие токсичные нефтепродукты для очистки кожных покровов и СИЗ;

с) отклоняться от маршрута, указанного в наряде-задании (путевом листе), и использовать машину в личных целях.

1.13. Водитель, обнаруживший обрывы проводов или других элементов контактной сети, свисающие с них посторонние предметы, должен:

а) немедленно сообщить об этом руководителю, поездному диспетчеру или в ближайший районный пункт контактной сети;

б) оградить опасное место до прибытия ремонтной бригады любыми подручными средствами;

в) следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 м;

г) в случае попадания в зону "шаговых напряжений" покинуть ее, соблюдая следующие меры безопасности:

1) нельзя отрывать подошвы от поверхности земли и делать широкие шаги;

2) передвигаться только "гусиным шагом" - пятка шагающей ноги, не отрываясь от земли, приставляется к носку другой ноги.

1.14. Водитель должен обеспечиваться спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ согласно приказу Минздравсоцразвития России N 582н от 22.10.2008 "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации".

1.15. Личную одежду и спецодежду необходимо хранить на предприятии отдельно в гардеробных шкафчиках раздевалки.

1.16. Водитель должен следить за исправностью спецодежды, своевременно сдавать ее в стирку, химчистку и ремонт, а также содержать гардеробные шкафчики раздевалки в чистоте и порядке.

1.17. Водитель, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.