Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Мероприятие 2.7. Совершенствование оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации

Цель государственной политики в области здравоохранения - улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности качественной медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг. Одним из направлений развития здравоохранения сегодня является развитие и совершенствование системы скорой медицинской помощи, в том числе специализированной и проведение медицинской эвакуации.

Скорая медицинская помощь является самым массовым, доступным и бесплатным видом медицинской помощи населению. Состояние скорой медицинской помощи рассматривается сегодня как фактор национальной безопасности. Особая роль данного сектора отечественного здравоохранения обусловлена тем, что за медицинской помощью по поводу неотложных состояний ежегодно обращается каждый 3-й житель страны, каждый 10-й - госпитализируется по экстренным показаниям, более 60% объемов стационарной помощи оказывается в неотложном порядке, более 90% больничной летальности связано с экстренным характером госпитализации больных и пострадавших, неотложные патологические состояния, травмы и отравления занимают первое место среди причин смерти у лиц трудоспособного возраста. Ежегодно служба скорой медицинской помощи выполняет от 47 до 50 миллионов вызовов, оказывая медицинскую помощь более 50 миллионам граждан.

В Российской Федерации создана и функционирует система оказания населению скорой медицинской помощи с развитой инфраструктурой. Она включает в себя около 3000 станций и отделений скорой медицинской помощи.

В ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" Служба скорой медицинской помощи вышла на новый этап развития. В период 2006 - 2007 годов в рамках мероприятий ПНП "Здоровье" для служб скорой медицинской помощи регионов страны было поставлено 93 реанимобиля и 6722 единицы санитарного автотранспорта, что позволило снизить количество автомобилей, эксплуатирующихся более 5 лет, до 10%.

Одной из центральных проблем скорой медицинской помощи является недостаточная централизация управления этой важнейшей оперативной службой в рамках субъектов Российской Федерации.

Оказание скорой медицинской помощи в муниципальных районах происходит не по принципу наиболее близко расположенной бригады, а по принципу территориальной принадлежности. Отсутствует возможность координировать на муниципальном уровне деятельность скорой медицинской помощи с соседними районами обслуживания, что делает невозможным ее оказание на территории другого района. Скорая медицинская помощь муниципальных районов малоуправляема, неспособна оперативно реагировать в случаях чрезвычайных ситуаций.

Автоматизированные системы управления приема и обработки вызовов к 2011 году установлены в 417 организациях скорой медицинской помощи. Учитывая важность этих систем на догоспитальном этапе скорой медицинской помощи для повышения оперативности работы скорой медицинской помощи, качества обработки статистических данных, аналитической и организационно-методической работы в целях совершенствования системы скорой медицинской помощи в Российской Федерации, целесообразно и в дальнейшем проводить ее высокими темпами.

В рамках государственной программы запланировано к 2020 году создание единой диспетчерской службы во всех субъектах Российской Федерации.

В настоящее время имеются проблемы в преемственности догоспитального и госпитального этапов скорой медицинской помощи, что приводит к потере времени при оказании медицинской помощи пациентам в жизнеугрожающих состояниях в стационаре. Тем не менее, имеющийся опыт зарубежных стран наглядно демонстрирует, что оптимальным вариантом организации приема экстренных больных является создание на госпитальном этапе отделения экстренной медицинской помощи (emergency department). Отсутствие или недостаточное развитие в стационарах структуры скорой медицинской помощи (госпитального этапа скорой медицинской помощи) сопровождается следующими негативными моментами: задержкой оказания медицинской помощи, затруднениями с эффективной диагностикой, снижением своевременности и качества оказания медицинской помощи, перегруженностью специализированных отделений стационара непрофильными больными.

По-прежнему служба скорой медицинской помощи выполняет несвойственные ей функции, подменяя обязанности амбулаторно-поликлинических учреждений по оказанию помощи на дому, транспортировке больных (в том числе на гемодиализ и обратно, консультации и обследованию), доставке препаратов крови и специалистов-консультантов. Это приводит к снижению оперативности работы бригад скорой медицинской помощи. Оказание неотложной медицинской помощи амбулаторно-поликлинической службой (определенное Приказом Минздрава СССР от 20 мая 1988 г. N 404 и Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации") не осуществляется на должном уровне.

По данным 2011 года основными ресурсами скорой медицинской помощи являются 11420 общепрофильных бригад (28% общего количества бригад), 3834 специализированные бригады (9%), 1547 бригад интенсивной терапии (4%) и 23 855 фельдшерских бригад (59%). Динамика последних лет отмечает рост количества фельдшерских бригад при снижении численности всех других видов бригад.

По данным за 2009 - 2012 годы количество машин со сроком эксплуатации до 3-х лет снизилось на 57% и составляет 15,5% автопарка скорой медицинской помощи; количество автомобилей старше 5 лет возросло на 103% и составляет 42% автопарка скорой медицинской помощи. Медицинское оборудование автомобилей скорой медицинской помощи также требует модернизации.

Особого внимания заслуживают показатели оперативности работы скорой медицинской помощи: только 80% вызовов соответствуют ожидаемому 20-минутному интервалу прибытия бригады к пациенту.

Отсутствие утвержденных на сегодняшний день стандартов скорой медицинской помощи на всех этапах ее оказания и индикаторов качества не способствуют конкретизаций государственных гарантий этого вида помощи, определению адекватного финансирования медицинских организаций скорой медицинской помощи и рациональному использованию имеющихся ресурсов. Работа по контролю качества медицинской помощи в службе скорой медицинской помощи недостаточна.

Модернизация скорой медицинской помощи является целью и одной из основных задач государственной программы развития здравоохранения в Российской Федерации. Ожидаемым результатом развития скорой медицинской помощи до 2020 года являются увеличение доли выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут с 80% в 2011 году до 90% в 2018 году.

Для достижения ожидаемого результата планируется:

- создание единой диспетчерской службы скорой медицинской помощи во всех субъектах Российской Федерации и увеличение числа станций (отделений) скорой медицинской помощи, оснащенных автоматизированной системой управления приема и обработки вызовов с 14% в 2011 году до 100%;

- обновление парка автомобилей скорой медицинской помощи и снижение доли автомобилей скорой медицинской помощи со сроком эксплуатации более 5 лет с 42% в 2011 году до 0%;

- организация стационарных отделений скорой медицинской помощи в субъектах Российской Федерации к 2018 году с учетом реальной потребности и на основании комплексного плана развития здравоохранения субъектов Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством об охране здоровья граждан предусматривается осуществление финансового обеспечения скорой медицинской помощи (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи) за счет средств обязательного медицинского страхования с 1 января 2013 года. Тарифная политика на оказание скорой медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования будет дополнительно проработана с учетом анализа реализации территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

Учитывая географические особенности, значительную площадь территории Российской Федерации, крайне неравномерную плотность населения (особенно на северных территориях, в Сибири и на Дальнем Востоке), недостаточно развитую сеть автомобильных дорог в ряде регионов, недостаточную оснащенность и кадровый дефицит в большинстве районных медицинских организациях - оказание полноценной медицинской помощи возможно только с активным использованием сил и средств современной санитарной авиации.

Элементы санитарной авиации с использованием воздушного транспорта сохранились в г. Москве, Оренбургской области, Красноярском крае, Республике Татарстан и на северных территориях (используются гражданские вертолеты частных авиакомпаний или вертолеты МЧС России, не приспособленные для медицинской эвакуации или по необходимости монтируются медицинские модули).

Существующая система санитарной авиации представлена отделениями плановой и экстренной консультативной помощи: данные отделения базируются в областных, краевых или республиканских больницах, территориальных центрах медицины катастроф (ТЦМК), функционируют по территориально-административному принципу, финансируются из региональных бюджетов.

Характерным является отсутствие межсубъектового взаимодействия между региональными центрами (отделениями) санитарной авиации, а также недостаточное межведомственное взаимодействие с структурами МВД, МЧС, Минобороны и др.

Анализ показал, что ежегодно в целом по стране в службу экстренной - консультативной медицинской помощи поступает около 100 тыс. вызовов (99 808), при этом авиационный транспорт используется (вылеты) чуть более 13 тыс. раз в год (13 109 вылетов - 13%). Воздушные суда используются только в 38 субъектах РФ. Вместе с тем в зависимости от региона потребность в использовании авиационной техники колеблется от 9% (от всех вызовов, поступивших в отделения экстренной консультативной помощи) в субъектах Центрального Федерального округа до 67% в субъектах Дальневосточного ФО. Это объясняется прежде всего климато-географическими особенностями регионов и плотностью населения.

В целом в настоящее время можно отметить низкую эффективность служб санитарной авиации - в сложившихся условиях невозможно обеспечить правило "золотого часа" и "приблизить" специализированную медицинскую помощь населению в отдаленных от крупных центров районов. Как следствие - сохраняющаяся высокая смертность больных и пострадавших.

В рамках государственной программы планируется:

- создание трехуровневой системы санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой авиационным транспортом;

- решение вопросов финансового обеспечения деятельности санитарно-авиационной эвакуации;

- организация работы авиамедицинских бригад;

- строительство вертолетных площадок рядом с медицинскими организациями;

- усиление имеющейся санитарной эвакуации, осуществляемой наземными, водными и другими видами транспорта (приобретение реанимобилей, вездеходов и др.).

Структура запланированной к построению трехуровневой системы основана на территориальном принципе:

- центр санитарной авиации 1 уровня - федеральный;

- центры санитарной авиации 2 уровня - межрегиональные:

на базе федеральных учреждений Минздрава России;

- центры санитарной авиации 3 уровня - территориальные:

на базе многопрофильных медицинских учреждений (республиканских, краевых, областных больниц) субъектов Российской Федерации.

Задачами 1 уровня являются консультирование и непосредственное оказание медицинской помощи выездными экстренными консультативными бригадами и медицинская эвакуация с территории всех субъектов Российской Федерации в федеральные медицинские организации, проведение международных и дальних межрегиональных эвакуаций, координация деятельности центров санитарной авиации 2 и 3 уровней, взаимодействие с заинтересованными федеральными органами государственной власти по вопросам медицинской эвакуации, дополнительное выполнение задач центра 2-го уровня (межрегиогнального) для Центрального, Северо-Западного, Южного федеральных округов.

Задачи 2 уровня - осуществление консультирования и непосредственное оказание медицинской помощи выездными экстренными консультативными бригадами, проведение межрегиональных при необходимости региональных санитарно-авиационных эвакуаций, координация деятельности центров санитарной авиации 3-го уровня, взаимодействие с другими межрегиональными центрами, медицинскими учреждениями, в которые осуществляется медицинская эвакуация, взаимодействие с органами государственной власти на территории федерального округа и заинтересованными структурами по вопросам медицинской эвакуации.

Задачи 3 уровня - осуществление консультирования и непосредственное оказание медицинской помощи выездными экстренными консультативными бригадами в пределах субъекта Российской Федерации, оказание первичной медико-санитарной помощи с применением авиационного транспорта.

Построение системы санитарной авиации позволит улучшить доступность и качество медицинской помощи при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, в том числе при дорожно-транспортных происшествиях, пожарах, других чрезвычайных происшествиях и катастрофах.

Совершенствование оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации, является одним из этапов в комплексном подходе к организации оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.