Мероприятие 11.2. Информатизация здравоохранения, включая развитие телемедицины
Мероприятие 11.2. Информатизация здравоохранения, включая развитие телемедицины.
Существенным сдерживающим фактором в развитии здравоохранения является недостаточное применение современных информационных технологий. На настоящий момент уже реализованы процессы обобщения и предоставления в электронном виде на вышестоящий уровень агрегированной информации. При этом не в полной мере внедрены методы систематизации медицинской информации. Соответственно необходимо создание и применение алгоритмов аналитической обработки информации для целей управления в здравоохранении. Развитие отрасли сдерживают не в полной мере решенные проблемы информационной безопасности, связанные с соблюдением требований конфиденциальности личных данных пациентов и персональных данных о состоянии здоровья пациента.
Кроме этого, в медицинских организациях недостаточно широко используются современные информационно-телекоммуникационные технологии телемедицины. Существующие отдельные аппаратно-программные решения для телемедицины не носят системного характера, отсутствует единое информационное пространство телемедицины. Широкое внедрение телемедицины на основе единой технологической и технической политики позволит существенно повысить эффективность оказания первичной медико-санитарной помощи, путем проведения удаленного скрининга высокорисковых групп пациентов на уровне первичного звена, повышения качества диагностики социально значимых заболеваний на уровне первичного звена, повышения эффективности оказания скорой и неотложной медицинской помощи за счет использования технологии ГЛОНАСС, повышения доступности консультационных услуг медицинских экспертов для населения за счет использования телемедицинских консультаций.
Разработаны опытные образцы оборудования и программных средств для анализа реализации и прогнозирования выполнения работ по приоритетным направлениям развития здравоохранения, мониторинга и оценки эффективности управления бюджетными ресурсами, информационно-поисковых систем хранения и обработки мультимедийной информации, в том числе телемедицинской информации.
Созданы основы для создания электронной базы знаний в сфере здравоохранения. Имеются инновационные решения в области электронных образовательных курсов, систем поддержки принятия врачебных решений на основе базы знаний. Главной задачей в этой сфере в краткосрочной перспективе является масштабирование базы знаний и внедрение электронных образовательных курсов и систем поддержки принятия врачебных решений в повседневную деятельной медицинских работников.
Одновременно планируется решать задачу по созданию и масштабированию аппаратно-программных решений для оказания медицинских услуг медицинским работником на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий. В настоящее время по результатам реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в медицинских организациях проведено существенное обновление парка медицинского оборудования. Современное медицинское оборудование имеет возможность представления информации в цифровом виде, что позволяет создавать автоматизированные рабочие места для медицинских специалистов различных профилей. Создание автоматизированных рабочих мест позволяет повысить точность и объективность диагностических исследований, снизить количество рутинных операций в повседневной деятельности медицинского работника, повысить оперативность и достоверность передачи медицинской информации о состоянии здоровья пациента между медицинскими работниками, в том числе между медицинским работниками разных медицинских организаций.
Перечень мероприятий по внедрению современных информационных систем в здравоохранение сформирован в соответствии с инновационным сценарием социально-экономического развития Российской Федерации, определенным Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (далее соответственно - инновационный сценарий, Концепция).
Инновационный сценарий в наибольшей степени соответствует идеологии общества, ориентированного на постиндустриальную экономику. При реализации инновационного сценария мероприятия по внедрению современных информационных систем в здравоохранение решают задачи не только в сфере информационных технологий, но и становятся инструментом решения задач модернизации в здравоохранения, регионального развития и интеграции в мировое хозяйство, повышения качества человеческого капитала и стандартов жизни населения.
На реализацию мероприятий по внедрению современных информационных систем в здравоохранение будут влиять следующие риски:
- невыполнение инновационного сценария;
- неактуальность планирования, запаздывание согласования мероприятий относительно развития технологий;
- недостаточная гибкость и слабая адаптируемость мероприятий к изменению мировых тенденций развития информационных технологий в здравоохранении, внешним факторам и организационным изменениям органов государственной власти;
- дублирование и несогласованность выполнения работ в рамках других государственных программ и мероприятий, предусматривающих внедрение современных информационных технологий в здравоохранение;
- пассивное сопротивление использованию современных информационных технологий со стороны медицинского сообщества;
- пассивное сопротивление отдельных граждан и общественных организаций, вызванное этическими, моральными, культурными и религиозными причинами, проведению мероприятий по созданию информационных баз, реестров, классификаторов и единого идентификатора гражданина.
Мероприятия по внедрению современных информационной систем в здравоохранение, включая развитие телемедицины реализуются путем создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее - Система).
Система позволит обеспечить решение комплекса задач по следующим направлениям:
- повышение эффективности управления в сфере здравоохранения на основе информационно-технологической поддержки решения задач прогнозирования и планирования расходов на оказание медицинской помощи, а также контроля за соблюдением государственных гарантий по объему и качеству ее предоставления;
- повышение качества оказания медицинской помощи на основе совершенствования информационно-технологического обеспечения деятельности медицинских и фармацевтических организаций, их персонала, учащихся медицинских и фармацевтических учреждений;
- студентов медицинских и фармацевтических средних профессиональных и высших учебных заведений, научно-исследовательских организаций;
- повышение информированности населения по вопросам ведения здорового образа жизни, профилактики заболеваний, получения медицинской помощи, качества обслуживания в медицинских организациях, а также осуществления деятельности в сфере здравоохранения на основе обеспечения возможностей электронного взаимодействия с соответствующими уполномоченными органами.
Общая архитектура Системы состоит из сегментов - централизованных общесистемных компонентов, единого информационного пространства в здравоохранении и прикладных компонентов.
Сегмент централизованных общесистемных компонентов обеспечивает хранение больших объемов данных, их защиту от потери и несанкционированного доступа, информационное взаимодействие между прикладными компонентами Системы.
С точки зрения автоматизируемых функций прикладные информационные системы подразделяются на транзакционные, управленческие и справочные.
Транзакционные системы обеспечивают формирование первичной информации о деятельности медицинских и фармацевтических организаций, а также автоматизацию информационного обмена как внутри медицинских и фармацевтических организаций, так и между ними.
Управленческие системы обеспечивают информационную поддержку осуществления функций органов государственной власти, органов местного самоуправления, страховых медицинских организаций и территориальных фондов обязательного страхования и других организаций.
Справочные системы обеспечивают информационную поддержку населения по вопросам здравоохранения, медицинского персонала организаций, студентов медицинских и фармацевтических средних профессиональных и высших учебных заведений.
Центральным элементом инфраструктуры Системы является федеральный центр обработки данных (далее - Федеральный ЦОД).
На инфраструктуре Федерального ЦОД размещаются:
- федеральные прикладные компоненты Системы;
- централизованные на федеральном уровне компоненты, обеспечивающие интеграцию региональных и учрежденческих прикладных систем в здравоохранении, а также интеграцию с инфраструктурой "Электронного Правительства";
- централизованные общесистемные компоненты единого информационного пространства в здравоохранении.
Доступ конечных пользователей к прикладным компонентам Системы осуществляется с учетом обеспечения информационной безопасности через "тонкий клиент". Федеральные и региональные компоненты в составе Системы взаимодействуют между собой через единое информационное пространство. Межведомственное информационное взаимодействие, а также предоставление государственных услуг в электронном виде осуществляется через инфраструктуру "Электронного Правительства".
Создание Системы осуществляется в два этапа.
На первом этапе "Базовая информатизация" в 2011 - 2012 годах введены в промышленную эксплуатацию следующие компоненты Системы:
- система ведения расписания приемов специалистов, проведения консультаций, в том числе телемедицинских, и загрузки мощностей медицинской организации, а также электронной записи на прием к врачу, с учетом возможности интеграции с внешними информационными системами с использованием облачных технологий;
- система, обеспечивающей управленческий учет административно-хозяйственной деятельности медицинских организаций, в том числе автоматизирующей функции взаимодействия со страховыми медицинскими организациями в части формирования и оплаты счетов за оказанную медицинскую помощь, и управленческий кадровый учет в медицинских организациях, на основе существующих федеральных управленческих систем с использованием облачных технологий информационно-аналитическая система в части поддержки принятия управленческих решений на основе данных мониторинга, регистровых данных и данных первичного учета в здравоохранении в связи с изменениями сроков работ;
- единая система идентификации, аутентификации и авторизации пользователей, в целях обеспечения достоверности и непротиворечивости данных, а также сервиса защищенного обмена почтовыми сообщениями;
- система ведения электронной медицинской карты и сервисов доступа к ней с использованием сервисно-ориентированных и облачных технологий;
- система ведения реестра нормативно-справочной информации, словарей медицинских терминологий и регистра электронных документов;
- регистр паспортов медицинских организаций, медицинского оборудования и медицинской техники, врачей и медицинского персонала;
- система мониторинга региональных программ модернизации здравоохранения;
- Федеральная электронная медицинская библиотека;
- система для проведения удаленного скрининга высокорисковых групп пациентов и социально значимых заболеваний.
К концу 2012 года в интересах 50% сотрудников профильных структурных подразделений органа управления здравоохранением каждого субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере здравоохранения, обеспечена возможность использования следующих подсистем, создаваемых на федеральном уровне Системы, в том числе:
- паспорт медицинской организации; регистр медицинского оборудования и медицинской техники, регистра медицинского и фармацевтического персонала;
- мониторинга реализации программ в здравоохранении;
- обеспечения персонифицированного учета медицинской помощи и лекарственного обеспечения;
- ведения специализированных регистров по отдельным нозологиям и категориям граждан.
Кроме этого, к концу 2012 года в интересах не менее чем 50% сотрудников профильных структурных подразделений органа управления здравоохранением, территориального фонда обязательного медицинского страхования каждого субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере здравоохранения, обеспечена возможность использования компонентов регионального уровня Системы, в том числе:
- система управления кадрами органа управления здравоохранением, территориального фонда обязательного медицинского страхования;
- система управления материально-техническим обеспечением и основными средствами органа управления здравоохранением, территориального фонда обязательного медицинского страхования;
- система управления финансами органа управления здравоохранением;
- система организации закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг органа управления здравоохранением, территориального фонда обязательного медицинского страхования;
- система электронного документооборота органа управления здравоохранением, территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Одновременно, к концу 2012 года в рамках каждого субъекта Российской Федерации обеспечена возможность осуществления в электронном виде следующих функций в следующих минимальных объемах:
В каждом медицинском учреждении:
- ведение персонифицированного учета оказанной медицинской помощи;
- управление взаиморасчетами за оказанную медицинскую помощь (для учреждений, участвующих в ОМС);
- анализ деятельности и формирование отчетности;
- учет административно-хозяйственной деятельности;
- электронная регистратура, запись на прием к врачу, выдача направлений.
Весь санитарный транспорт к концу 2012 года будет оснащен бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на базе многофункциональных приемных устройств, начато оборудование станций (отделений) скорой медицинской помощи навигационно-информационным оборудованием для мониторинга и управления санитарным транспортом, функционирующим с использованием систем ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также приобретение аппаратно-программных комплексов, функционирующих с использованием спутниковых навигационных технологий, для обеспечения функций диспетчеризации санитарного транспорта.
В учреждениях здравоохранения, не обеспеченных информационными системами поддержки их деятельности, к концу 2012 года будет обеспечен удаленный доступ не менее 80% сотрудников профильных структурных подразделений к созданным информационным системам федерального уровня.
В рамках Государственно программы в 2013 - 2020 годах планируется реализация следующих мероприятий:
- завершение работ по стандартизации в сфере медицинской информатики;
- завершение мероприятий по созданию Федерального ЦОД, перенос на него основных централизованных общесистемных компонентов Системы, а также федеральных прикладных компонентов;
- продолжение работ по защищенному подключению медицинских организаций к сети общего пользования Интернет;
- продолжение реализация программ стимулирования внедрения современных информационных систем в деятельность медицинских организаций;
- продолжение реализации мероприятий по популяризации использования информационных технологий в здравоохранении;
- масштабирование аппаратно-программных решений для оказания медицинских услуг медицинским работником на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий
- масштабирование базы знаний и внедрение электронных образовательных курсов и систем поддержки принятия врачебных решений в повседневную деятельной медицинских работников;
- создание специализированных медицинских экспертных систем и включение их в медицинские информационные системы в качестве инструментов формально-логического контроля;
- внедрение телемедицины на основе единой технологической и технической политики;
- внедрение систем удаленного скрининга высокорисковых групп пациентов;
- совершенствования системы обеспечения вызовов скорой медицинской помощи по единому номеру "103, с использованием технологии ГЛОНАСС, обеспечение работоспособности унифицированного программного решения для обеспечения функции диспетчеризации санитарного автотранспорта во всех субъектах Российской Федерации, с использованием технологии ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, интеграция с системой обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру "112";
- разработка и внедрение решений для оперативного круглосуточного сбора сведений о состоянии здоровья человека на основе применения информационных технологий, компьютерного оборудования и датчиков;
- повышение оперативности оказания медицинской помощи высокорисковым группам пациентов, за счет использования технологий дистанционного скрининга;
- создание специализированных информационных ресурсов для медицинских работников и граждан по вопросам здравоохранения;
- создание системы поддержки принятия врачебных решений при постановке диагноза, выборе методики лечения и назначении лекарственных препаратов;
- обеспечение работоспособности и бесперебойной работы прикладных компонентов единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения с целью перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, использования телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;
- создание телемедицинской инфраструктуры на федеральном уровне, на уровне субъекта Российской Федерации и на уровне межрайонных центров экстренной специализированной медицинской помощи;
- организация персонализированной работы медицинских организаций с высокорисковыми группами пациентов, в том числе с использованием мобильной связи, SMS, сети Интернет;
- поддержка инновационных проектов по внедрению современных информационных систем в здравоохранение.
В области информатизации здравоохранения предусматривается реализация Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере. Основной целью создания Системы является обеспечение эффективной информационной поддержки процесса управления системой медицинской помощи, а также процесса оказания медицинской помощи.
Ожидаемый социально-экономический эффект от создания и внедрения Системы включает:
- снижение смертности, инвалидности и осложнений, связанных с медицинскими ошибками, низким уровнем оперативности, полноты и достоверности информации о состоянии здоровья пациентов и имеющихся ресурсах в системе здравоохранения;
- снижение дополнительных затрат на лечение несвоевременно диагностированных заболеваний, затрат, связанных с низким уровнем оперативности предоставления медицинской помощи по причине отсутствия необходимой информации, исправлением последствий медицинских ошибок, выплат по инвалидности, а также затрат, связанных с компенсационными выплатами в результате медицинских ошибок;
- повышение трудового потенциала нации за счет снижения временной и постоянной потери трудоспособности населения в результате заболеваний;
- снижение стоимости медицинской помощи за счет сокращения количества излишних лабораторных исследований и их дублирования, перехода на использование цифровых технологий при проведении радиологических исследований, снижения затрат времени медицинского персонала на поиск и доступ к необходимой информации о пациенте, работу с трудночитаемыми бумажными медицинскими документами, подготовку учетных и отчетных документов, за счет повышения эффективности медико-экономической экспертизы и иных механизмов финансового контроля;
- снижение затрат на лекарственное обеспечение за счет повышения точности планирования потребности в дорогостоящих лекарственных препаратах и лекарственных препаратах с ограниченным сроком годности;
- повышение качества и доступности медицинского обслуживания, лекарственного обеспечения и обеспечения населения изделиями медицинского назначения за счет внедрения лучших практик, стандартизации и повышения точности планирования и распределения необходимых объемов медицинской помощи и ресурсов в системе здравоохранения, а также перехода на преимущественно одноканальное финансирование медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования;
- снижение затрат за счет внедрения лучших практик, стандартизации, централизации и сокращения дублирования компонентов вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры в рамках единого информационного пространства в сфере здравоохранения.
Также в рамках мероприятия решается задача обеспечения системы эпидемиологической, популяционной, медико-генетической информации, необходимой для моделирования и прогнозирования.
К концу 2012 года Министерство здравоохранения Российской Федерации будет иметь около 40 информационных систем в сфере здравоохранения и федеральный центр обработки данных, которые будут использоваться всеми медицинскими организациями системы обязательного медицинского страхования (8 300 юридических лиц в 83 субъектах Российской Федерации).
Для успешной реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" необходимо обеспечения работоспособности единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее - ЕГИСЗ) и дальнейшего развития ЕГИСЗ и выполнение работ:
- обеспечение работоспособности федерального центра обработки данных (в том числе обеспечение информационной безопасности, разработки и размещения на временной площадке федерального центра обработки данных основных централизованных общесистемных компонентов);
- обеспечение услуг единой защищенной вычислительной сети (IP VPN), с использованием технологии многопротокольной коммутации меток (VPN L3), с совокупной пропускной мощностью организуемой сети 127,2 Гбит/сек основных каналов и 63,5 Гбит/сек резервных каналов;
- обеспечение работоспособности и внедрение прикладных компонентов единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (переход на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде), общее количество информационных систем - 41;
- подключение новых пользователей прикладных компонентов единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения с учетом масштабирования региональных компонентов в субъектах Российской Федерации, общее количество пользователей к концу 2013 года составит 1 500 тыс. человек, к концу 2014 года - 3 000 тыс. человек;
- обеспечение работоспособности унифицированного программного решения для обеспечения функции диспетчеризации санитарного автотранспорта во всех субъектах Российской Федерации, с использованием технологии ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Реализация данных мероприятий обеспечит успешное функционирование единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения до 2020 года.
Успешное внедрение и применение информационно-коммуникационных технологий в сфере здравоохранения с учетом зарубежного опыта должно способствовать системной модернизации отрасли, достижению основных целей государственной политики в сфере здравоохранения, включая повышение доступности и качества медицинской помощи, предоставление возможности на новом качественном уровне проводить как планирование, так и контроль за использованием бюджетных средств, удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи, получение общей статистической картины по заболеваемости населения по всей стране, совершенствование квалификации медицинского персонала, повышение информированности граждан в вопросах здравоохранения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875