Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1.2. Общая характеристика основных проблем развития радиоэлектронной промышленности

Несмотря на успехи последних лет, связанные с внедрением программно-целевых методов планирования и управления развитием радиоэлектронной промышленности, некоторые компании остаются неконкурентоспособными как на российском, так и на мировом рынках.

Текущее состояние промышленности характеризуется технологической конкурентоспособностью только по отдельным направлениям специальной продукции и отсутствием масштабных бизнесов в гражданских направлениях.

Основные барьеры, стоящие на пути развития конкурентоспособности радиоэлектронной промышленности на сегодняшний день, следующие:

на государственном уровне:

недостаточное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям научно-технического и технологического развития радиоэлектронной промышленности. Выделенные государственные инвестиции на развитие отечественной радиоэлектроники значительно ниже суммы мировых инвестиций на это перспективное направление;

несовершенство инвестиционной системы организации выполнения гособоронзаказа и ценообразования на продукцию специального назначения (нестабильность объемов государственного заказа и существующая схема его выполнения не позволяют компаниям выстраивать долгосрочные инвестиционные программы и проводить эффективную кадровую политику. Кроме того, в рамках государственного заказа применяется специфическая система ценообразования (так называемая система "20 процентов + 1 процент"), согласно которой прибыль на себестоимость произведенной продукции начисляется в размере 20 процентов, а на закупаемые комплектующие и материалы в размере только 1 процента. Незначительная норма прибыли российских организаций на закупаемые компоненты не позволяет им концентрироваться на основном переделе цепочки создания стоимости, как этого требуют мировые тенденции);

неполное использование потенциала всех доступных инструментов государственной поддержки и стимулирования промышленности;

на уровне организаций:

высокий уровень физического и морального износа научно-технической и производственно-технологической базы большинства организаций промышленности;

недостаточная степень воплощения результатов научных разработок инновационной направленности в конкретные изделия промышленного производства;

слабый уровень развития рыночных компетенций у многих российских организаций, недостаточная эффективность процессов вывода и продвижения продукции на рынке;

недостаточное обеспечение научных и производственных организаций молодыми высококвалифицированными инженерными и рабочими кадрами.

В целом, большинство организаций радиоэлектронной промышленности не выстроили эффективную бизнес-модель, не обладают конкурентоспособной на мировом рынке продукцией и компетенциями для ее продвижения.