МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 31 августа 2012 г. N ЕД-4-3/14509@

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ

НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ СВЕДЕНИЙ О НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКЕ

Федеральная налоговая служба, с учетом позиции Минфина России, Генпрокуратуры России и Государственно-правового управления Президента Российской Федерации по вопросу представления налоговыми органами сведений о налогоплательщике в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции по запросам должностных лиц государственных органов, дополнительно разъясняет порядок представления сведений, составляющих налоговую тайну.

Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" Закон Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон N 943-1) дополнен статьей 7.1.

Вторым абзацем указанной статьи определено, что налоговые органы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о противодействии коррупции представляют имеющиеся у них сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по запросам руководителей и других должностных лиц федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Перечень должностных лиц федеральных государственных органов, уполномоченных запрашивать указанные сведения, до настоящего времени Президентом Российской Федерации не определен. До утверждения Президентом Российской Федерации указанного перечня необходимо руководствоваться следующим.

Согласно положениям статьи 7.1 Закона N 943-1 сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения) представляются налоговыми органами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации о противодействии коррупции.

К категории данных актов относятся Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), которым определено, что проверка достоверности и полноты сведений осуществляется в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации (статья 8), и Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" (далее - Указ N 1065).

Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее - Положение), утвержденным Указом N 1065, предусмотрено, что правом направления соответствующих запросов (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-разыскной деятельности или ее результатов) в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения (далее - государственные органы и организации) об имеющихся у них сведениях: о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 15 Положения) обладают следующие должностные лица:

а) начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров или уполномоченное им должностное лицо Управления, руководитель подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации, руководитель федерального государственного органа либо уполномоченное им должностное лицо. Запросы указанных должностных лиц направляются в государственные органы и организации;

б) руководитель территориального органа федерального государственного органа. Указанное должностное лицо имеет право направлять запросы в государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов (кроме территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности), органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения (пункт 18 Положения).

Согласно пункту 16 Положения в запросе указываются:

а) фамилия, имя, отчество руководителя государственного органа или организации, в которые направляется запрос;

б) нормативный правовой акт, на основании которого направляется запрос;

в) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место регистрации, жительства и (или) пребывания, должность и место работы (службы) гражданина или государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, сведения которых проверяются, гражданина, представившего сведения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, полнота и достоверность которых проверяются;

г) содержание и объем сведений, подлежащих проверке;

д) срок представления запрашиваемых сведений;

е) фамилия, инициалы и номер телефона государственного служащего, подготовившего запрос;

ж) другие необходимые сведения, например, для точной идентификации налогоплательщика требуется указывать ИНН (при его наличии).

В соответствии с пунктом 20 Положения руководители государственных органов и организаций, в адрес которых поступил запрос, обязаны организовать исполнение запроса в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и представить запрашиваемую информацию.

С учетом вышеизложенного в ходе проведения проверки в соответствии с Указом N 1065 федеральный государственный орган, осуществляющий проверку, имеет право доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну. При этом согласие проверяемого лица на предоставление этих сведений в соответствии с пунктом 2 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) и статьи 7.1 Закона N 973-1 не требуется.

Сведения, поступившие в государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, составляют налоговую тайну. В этой связи на государственные органы распространяются положения пункта 6 статьи 102 Кодекса.

Аналогичная позиция отражена в письме Минфина России от 25.07.2012 N 03-02-07/2-107 (прилагается).

Сообщается для сведения и учета в дальнейшей работе.

Советник

государственной гражданской службы

Российской Федерации

2 класса

Д.В.ЕГОРОВ