1. Общие требования охраны труда
1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, межотраслевыми и отраслевыми нормативными актами по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования охраны труда для инженера I категории по обслуживанию скоростных и высокоскоростных поездов ОАО "РЖД" (далее - бортинженера) при техническом обслуживании и ремонте оборудования электропоезда скоростного и высокоскоростного движения ОАО "РЖД" (далее - электропоезда).
На основе настоящей Инструкции в структурных подразделениях Дирекции скоростного сообщения - филиала ОАО "РЖД" (далее - Дирекция) разрабатываются инструкции по охране труда для бортинженера с учетом типов и серий обслуживаемых им электропоездов высокоскоростного движения, выполняемых видов работ и специфики местных условий.
1.2. К работе бортинженером допускаются лица, прошедшие в установленном порядке профессиональный отбор, обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, вводный и первичный инструктажи по охране труда, стажировку, дублирование, аттестацию, предусматривающую проверку знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - ПТЭ), проверку знаний по охране труда, правил пожарной безопасности, проверку знаний норм и правил работы в электроустановках.
Вновь принимаемый на работу бортинженер при вводном инструктаже должен быть ознакомлен с действиями при возникновении несчастного случая и оказании первой помощи пострадавшим.
1.3. До назначения на самостоятельную работу или при переходе на другую работу, а также при перерыве в работе свыше одного года бортинженер обязан пройти стажировку под руководством ответственного обучающего работника. Продолжительность стажировки должна быть от 2 до 14 рабочих смен в зависимости от уровня профессионального образования, опыта работы, профессии (должности) обучаемого.
1.4. Бортинженер, впервые принятый на работу или переведенный из подразделения в подразделение внутри Дирекции с существенным изменением характера работы и который впервые в зимних условиях выполняет работы, связанные с движением поездов ("первозимник"), должен проходить обучение для работников, впервые приступающих к работе в зимних условиях.
1.5. В процессе работы бортинженер обязан проходить обязательные периодические медицинские осмотры, в установленном порядке повторные, внеплановые и целевые инструктажи по охране труда, инструктажи о порядке применения средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), обучение по охране труда, пожарной и электробезопасности, очередную и внеочередную проверку знаний требований охраны труда, пожарной безопасности, норм и правил работы в электроустановках.
Не реже 1 раза в год бортинженер должен проходить обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.
1.6. Бортинженер, направляемый в командировку, должен проходить целевой инструктаж по месту постоянной работы, а по прибытии на место командирования - вводный и первичный инструктажи по охране труда с учетом особенностей выполнения работы в месте командирования.
1.7. Во время работы на бортинженера могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
движущийся подвижной состав и другие транспортные средства;
повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и воздуха рабочей зоны;
повышенный уровень электромагнитных излучений;
недостаток естественной или искусственной освещенности рабочей зоны (в темное время суток);
острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности оборудования;
работа на высоте <1>;
нервно-психические перегрузки.
--------------------------------
<1> К работе на высоте относятся работы, при выполнении которых работник находится на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов высотой 1,3 м и более от поверхности земли, пола, платформы, площадки, над которыми производятся работы. При невозможности ограждения таких перепадов работы на высоте должны выполняться работниками с применением предохранительного пояса и страховочного каната (Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте ПОТ РМ-012-2000).
1.8. Бортинженер должен знать:
ПТЭ и другие нормативные документы ОАО "РЖД" в объеме, необходимом для выполнения своих должностных обязанностей;
правила внутреннего трудового распорядка;
схему формирования состава обслуживаемого электропоезда;
порядок проведения технологических операций при подготовке, экипировке, приемке и сдаче электропоезда;
способы предупреждения, выявления и устранения неисправностей в работе деталей и узлов вагонов;
действие на человека опасных и вредных производственных факторов, которые могут возникнуть во время работы, и меры защиты от их воздействия;
требования охраны труда, пожарной и электробезопасности при обслуживании электропоездов;
знаки безопасности, видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения;
правила нахождения на железнодорожных путях, маршруты служебных проходов по территории станции, структурного подразделения Дирекции;
места хранения на электропоезде аптечек для оказания первой помощи пострадавшим, СИЗ, первичных средств пожаротушения, инструмента, сигнальных принадлежностей;
места хранения на электропоезде аварийного оборудования, аварийных устройств и правила их использования;
порядок действий в случае пожара на электропоезде и правила пользования первичными средствами пожаротушения;
порядок действий при эвакуации пассажиров;
способы оказания первой помощи пострадавшим;
требования настоящей Инструкции.
1.9. В процессе работы бортинженер обязан:
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
руководствоваться требованиями по выполнению режимов труда и отдыха в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
использовать и содержать в исправном состоянии спецодежду, спецобувь и другие СИЗ;
выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих надписей и знаков безопасности;
немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья;
соблюдать требования настоящей Инструкции и других нормативных документов по охране труда, электробезопасности, пожарной безопасности, установленные для выполняемой им работы.
1.10. При исполнении служебных обязанностей бортинженер должен иметь при себе служебное удостоверение, удостоверение о присвоении группы по электробезопасности, удостоверение и предупредительный талон по охране труда.
1.11. Бортинженер относится к электротехническому персоналу и должен иметь группу по электробезопасности не ниже IV и права оперативно-ремонтного персонала.
Права оперативно-ремонтного персонала предоставляются бортинженеру после прохождения дублирования. Дублирование проводится на рабочем месте под руководством опытного обучающего лица. Продолжительность дублирования должна быть от 2 до 12 рабочих смен. Для конкретного работника она устанавливается решением комиссии по проверке знаний норм и правил работы в электроустановках, в зависимости от уровня профессиональной подготовки, стажа и опыта работы.
В период дублирования бортинженер должен принять участие в контрольных противоаварийных и противопожарных тренировках.
1.12. При проведении осмотра и технического обслуживания электропоезда для защиты от загрязнений и иных производственных факторов бортинженер обязан использовать спецодежду, спецобувь и в необходимых случаях СИЗ.
1.13. Бортинженер должен быть обеспечен следующей спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ:
костюмом для защиты от общих производственных загрязнений;
ботинками (полуботинками) на полиуретановой подошве;
перчатками комбинированными или перчатками с полимерным покрытием;
жилетом сигнальным 2 класса защиты;
дежурными перчатками диэлектрическими и ботами диэлектрическими.
костюмом для защиты от пониженных температур;
сапогами утепленными на нефтеморозостойкой подошве в I и II климатических поясах;
сапогами утепленными в III, IV и особом климатических поясах.
Дополнительно при выполнении работ на тоннельных участках - противогазом фильтрующим.
1.14. Бортинженер должен соблюдать требования личной гигиены.
Личную одежду бортинженер должен хранить отдельно от спецодежды и спецобуви в специально предназначенных для этого шкафах в помещениях гардеробных.
Бортинженер должен следить за чистотой и исправностью спецодежды, спецобуви и других СИЗ, а также содержать места для их хранения в чистоте и порядке.
1.15. В случае получения травмы или ухудшения состояния своего здоровья бортинженер должен прекратить работу, поставить в известность своего непосредственного руководителя (в пути следования - машиниста электропоезда) и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.
В случае травмирования пассажиров или работников поездной бригады бортинженер обязан (при необходимости) оказать первую помощь пострадавшему и без промедления сообщить об этом машинисту и начальнику поезда.
1.16. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья, вследствие нарушения требований охраны труда, бортинженер имеет право отказаться от выполнения работ до устранения такой опасности, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
1.17. На территории станции, структурного подразделения Дирекции при следовании к месту приемки электропоезда бортинженер обязан следить за передвижением подвижного состава, грузоподъемных кранов, автомобилей и другого транспорта, выполнять требования знаков, указателей, надписей и сигнализации, проходить по установленным маршрутам служебного прохода, обозначенным указателями "Служебный проход".
Запрещается находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения.
1.18. При нахождении на железнодорожных путях бортинженер обязан соблюдать следующие требования безопасности:
быть в сигнальном жилете со световозвращающими полосами и надписью с наименованием принадлежности к структурному подразделению;
обращать внимание на показания светофоров, видимые и звуковые сигналы и предупреждающие знаки;
проходить к месту работы и обратно по установленным маршрутам служебного прохода, обозначенным указателями "Служебный проход";
при проходе вдоль железнодорожных путей идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса. При этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава по смежным путям и смотреть под ноги;
(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 30.12.2014 N 3213р)
(см. текст в предыдущей редакции)
переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (по пешеходным мостикам, тоннелям, настилам), а при их отсутствии - под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в том, что в этом месте с обеих сторон нет приближающегося подвижного состава;
при переходе железнодорожного пути, занятого подвижным составом, следует пользоваться переходными площадками вагонов. Переходить через переходную площадку вагона во время движения поезда запрещается. Перед подъемом и при спуске с площадки следует предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналов, подаваемых локомотивом перед отправлением состава. При подъеме на переходную площадку и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Перед спуском с переходной площадки вагона на междупутье следует осмотреть место схода - нет ли на междупутье посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе, а также убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава. В темное время суток место схода необходимо осветить фонарем. Эти требования должны соблюдаться при подъеме и спуске с электропоезда;
обходить подвижной состав, стоящий на железнодорожном пути, следует на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона (локомотива, электропоезда);
проходить между расцепленными вагонами (локомотивами) допускается, если расстояние между автосцепками не менее 10 м;
оказавшись на пути следования подвижного состава следует отойти на обочину земляного полотна на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч и не менее 5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/ч;
(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 30.12.2014 N 3213р)
(см. текст в предыдущей редакции)
при выходе из помещения вблизи железнодорожных путей в условиях плохой видимости, а также из-за угла здания, затрудняющего видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава, а в темное время выждать некоторое время, пока глаза привыкнут к темноте, а окружающие предметы будут различимы;
при нахождении работников на путях станций допускается отойти на середину широкого междупутья (в случае движения поезда по смежному пути);
(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2014 N 3213р)
при приближении поездов по обоим (соседним) путям необходимо заблаговременно сойти на обочину или другое свободное междупутье, чтобы не оказаться между движущимися поездами. При вынужденном нахождении между движущимися поездами по соседним путям необходимо немедленно присесть или лечь на землю параллельно железнодорожным путям.
(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2014 N 3213р)
1.19. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:
находиться и передвигаться внутри колеи пути;
переходить или перебегать железнодорожные пути при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава, а также отходить на соседний путь (внутрь колеи пути или на край его балластной призмы) на время пропуска проходящего поезда;
(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 30.12.2014 N 3213р)
(см. текст в предыдущей редакции)
запрыгивать на подножки единиц подвижного состава и сходить (спрыгивать) с них во время движения, а также находиться на подножках, лестницах и других наружных частях единиц подвижного состава при их движении;
перемещаться под стоящим на железнодорожных путях подвижным составом, через автосцепки или под ними;
переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков, а также становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком в желоба на стрелочном переводе и на концы шпал;
располагаться в негабаритном месте при пропуске подвижного состава или автотранспорта;
находиться в междупутье при следовании поездов и других отдельных единиц подвижного состава по смежным путям;
становиться или садиться на рельсы, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства;
пользоваться мобильной сотовой связью, аудио и видеоплеерами и другими устройствами, отвлекающими внимание работника от соблюдения необходимых мер безопасности.
1.20. В целях соблюдения требований электробезопасности бортинженеру при нахождении на территории, в цехах и помещениях структурного подразделения Дирекции, станции запрещается:
наступать на электрические кабели и провода;
открывать двери электрошкафов, находящихся под напряжением;
приближаться на расстояние менее 2 м к находящимся под напряжением и неогражденным проводам или частям контактной сети и воздушной линии электропередач (далее - ВЛ);
касаться электроприборов, их зажимов, арматуры общего освещения и опор контактной сети;
заходить за защитные ограждения электрооборудования;
прикасаться к оборванным проводам контактной сети, ВЛ и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций.
Любые провисающие, оборванные и лежащие на деревьях, земле, балластной призме или шпалах провода представляют опасность для жизни человека. Их следует считать находящимися под напряжением. Нельзя приближаться к ним на расстояние менее 8 м. При этом необходимо принять меры к ограждению опасного места и сообщить о случившемся дежурному по депо, поездному диспетчеру, дежурному по станции, энергодиспетчеру и далее действовать по их указанию.
Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода, для предотвращения попадания под шаговое напряжение, следует выходить из опасной зоны небольшими (не более 0,1 м) шагами, передвигая ступни ног по земле и не отрывая их одну от другой.
1.21. Бортинженер обязан соблюдать следующие требования пожарной безопасности:
не провозить посторонние предметы, горючие или легковоспламеняющиеся вещества в электропоезде;
содержать в чистоте рабочее место;
уметь пользоваться средствами и установками пожаротушения, используемыми на подвижном составе;
контролировать исправное состояние системы пожарной сигнализации и средств пожаротушения, используемых на электропоезде.
курить в неустановленных местах;
использовать открытый огонь в процессе работы;
складывать горючие материалы вблизи приборов отопления, светильников и бытовых электроприборов.
1.22. При исполнении своих должностных обязанностей бортинженер имеет право находиться в рабочей и нерабочей кабинах управления электропоезда.
1.23. Бортинженеру запрещается находиться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения. Лица, обнаруженные в таком состоянии, немедленно отстраняются от работы и привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.24. Бортинженер, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875