1. За последние годы в Российской Федерации произошло ухудшение медико - демографической ситуации. Отмечается снижение продолжительности жизни, рост показателей общей смертности, снижение уровня рождаемости. Продолжается связанная с ними естественная убыль населения. Происходит также рост общей заболеваемости взрослого населения и подростков, заболеваемости туберкулезом, венерическими заболеваниями, нарко- и токсикоманиями. Сохраняется угроза эпидемических вспышек и возникновений заболеваний, связанных с ухудшающимися условиями жизни.
Существующий порядок финансирования отрасли не позволяет обеспечить необходимый объем бесплатной медицинской помощи населению, резко сокращает профилактические программы.
В связи с перераспределением полномочий между федеральными органами управления здравоохранения, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями снизилась управляемость системой, в том числе координирующая и регулирующая роль федеральных органов. Это привело к резкой дифференциации условий оказания медицинской помощи на различных территориях.
В структуре медицинской помощи, оказываемой населению, преобладают дорогостоящие госпитальные формы. Остается неудовлетворительным ресурсное обеспечение учреждений здравоохранения.
2. Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно - эпидемиологических условий жизнедеятельности населения требует структурных и функциональных преобразований системы здравоохранения, обеспечивающих:
устойчивость функционирования учреждений здравоохранения за счет изменения порядка и объемов финансирования отрасли;
приоритетность в государственной и муниципальной системах здравоохранения профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и смертности, угроз возникновения эпидемий, формированию здорового образа жизни;
повышение эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов здравоохранения;
защиту права пациента на получение своевременной и качественной медицинской помощи.
Реформирование здравоохранения будет осуществляться в условиях формирования многоукладности экономики с сохранением основных позиций государственной системы здравоохранения, создания конкурентной среды среди лечебно - профилактических учреждений независимо от форм собственности, внедрения рыночных механизмов регулирования и функционирования отрасли.
Поэтапное введение и развитие обязательного и добровольного медицинского страхования с использованием потенциала страховых организаций станет действенным экономическим рычагом реформирования отрасли, повышения эффективности использования ресурсов.
3. В ходе проведения реформ выделяются следующие основные направления.
Структурная перестройка отрасли с обязательным сохранением общедоступной медицинской и лекарственной помощи всем гражданам России, которая включает в себя:
преобразования в сфере первичной медико - санитарной помощи, что позволит улучшить качество и эффективность медицинских услуг (диагностики, лечебных и реабилитационных мероприятий) на догоспитальном этапе, в том числе на дому и неотложной медицинской помощи, оказываемой поликлиниками, улучшить оказание медицинской помощи на всех уровнях, снизить потребность в госпитализации и более рационально использовать коечный фонд, повысить качество и эффективность медицинских услуг;
реформирование скорой медицинской помощи, оказываемой бесплатно и беспрепятственно во всех лечебно - профилактических учреждениях, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;
реорганизацию стационарной медицинской помощи.
Преобразование в области кадровой политики и системы образования медицинских работников для приведения численности и профиля подготовки специалистов в соответствие с потребностью здравоохранения.
Совершенствование научно - исследовательской деятельности в здравоохранении, повышение качества и эффективности научно - исследовательских работ, обеспечение правовой защиты результатов научных исследований, введение экономических форм регулирования научной деятельности.
Совершенствование государственной санитарно - эпидемиологической службы, внедрение современных форм и методов организации санитарно - эпидемиологического надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, социально - гигиенического мониторинга за состоянием здоровья населения и среды обитания человека.
Последовательная реализация законодательства о медицинском страховании в полном объеме на всей территории России на основе:
повышения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования за счет выделения отдельной строкой в расходной части бюджетов всех уровней взносов на неработающее население, введения порядка одновременного утверждения бюджетов здравоохранения, программ обязательного медицинского страхования и страхового тарифа;
введения и применения финансовых и иных санкций за неисполнение обязательств по финансированию медицинского страхования и нецелевое использование средств сверх предусмотренной в соответствующих программах оплаты медицинской помощи в соответствии с утвержденными тарифами;
формирования системы вневедомственного контроля объемов и экспертизы качества оказанной медицинской помощи, защиты прав пациентов.
4. Реформирование здравоохранения в указанных направлениях требует разработки соответствующей законодательной и нормативной базы:
принятие Федеральных законов, регламентирующих основные виды деятельности здравоохранения, таких как "О государственной системе здравоохранения", "Об основах муниципальной системы здравоохранения", "О частной системе здравоохранения", "О правах пациента", "О лекарственных средствах";
осуществление мер по совершенствованию законодательства в части создания правовых и экономических механизмов обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, повышения управляемости и улучшения финансирования здравоохранения, личной заинтересованности граждан в укреплении своего здоровья;
введение государственных минимальных социальных стандартов обеспечения населения медико - санитарной и лекарственной помощью, порядка формирования инвестиций на их реализацию и установление ответственности субъектов, принимающих участие в финансировании, организации и оказании медицинской помощи.
Реализация в полной мере намеченных мероприятий позволит повысить качество медицинского обслуживания, снизить заболеваемость, потерю трудоспособности и смертность населения, улучшить эпидемиологическую ситуацию в стране.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875